Чёрно-белая война Владислава Микоши

10 августа 2020 8:57 Из газеты 75 лет Великой Победы
Микоша Владислав, первый кинооператор (третий слева), Архангельск, 1942
Микоша Владислав, первый кинооператор (третий слева), Архангельск, 1942

В его творчестве отражено многое из нашей истории. Остался ли в нём след об Архангельске и Молотовске?

Владислав Владиславович Микоша – известный советский кинохудожник и документалист. Он из того же роду-племени, что и Роман Кармен, Марк Трояновский, Владимир Сущинский – знаменитые наши фронтовые кинорежиссёры и операторы. Признаться, о Микоше впервые услышал как об одном из пионеров советской цветной фотографии. Однако эта страница творчества уже из его послевоенной жизни. Немногим позднее узнал, что Великую Отечественную он прошёл как один из авторов чёрно-белых кинодокументов…

На Севере дальнем

В целом, военной кинохроники, снятой на нашем Севере, очень мало, берусь утверждать – катастрофически мало. Смотришь сегодня фильмы о Великой Отечественной в Арктике, Северной Атлантике и протяжённейшем Карельском фронте и отмечаешь множество документальных кадров, взятых из хроники других фронтов и морей. Не от хорошей жизни такие заимствования – просто нет материала на заявленный авторами метраж картин.

В том убедился, работая в архивах Госфильмофонда СССР. И в нашем художественном кинематографе война на Севере тоже отражена слабенько. Пожалуй, единственная картина, которой безоговорочно веришь – «Торпедоносцы» Семёна Арановича, хотя и там чувствуется, как мучились авторы, пытаясь подобрать хронику под художественную канву на экране.

Видимо, «киношники» после июня 1941‑го оказались у страны в дефиците – не хватало на все места, где полыхала битва. И всё же… В своё время я пытался выяснить имена тех, кто снимал тогда на нашем архангельском и мурманском Севере. Сначала нашёл четверых. Их имена в титрах основного документального фильма о Великой Отечественной на Севере «Шестьдесят девятая параллель» (1942): Фёдор Овсянников, Григорий Донец, Михаил Ошурков и Сергей Урусевский. Да, да – тот самый Урусевский, что позднее вошёл в историю мирового кинематографа одним из создателей картины «Летят журавли»…

В ту же пору снимал в наших краях ещё и Борис Маневич, но какие его кадры затем легли в хранилище Госфильмофонда, мне, к сожалению, неведомо. И вот с опозданием выяснил звучное имя – Владислав Микоша. Это его в группе военных (третьим слева) запечатлел фотограф на снимке 1942 года у входа в архангельскую гостиницу «Интурист»…

От Волги до Двины

Владислав Микоша родился в Саратове, в юности работал киномехаником, тогда и увлёкся кино. В 1927 году поступал в ленинградскую мореходку, но внезапно заболел и не прошёл медкомиссию. Он вернулся в Саратов, стал активно сотрудничать с газетами и студией «Союзкинохроника» как корреспондент и фоторепортёр, в 1929‑м поступил во ВГИК и в 1934‑м его окончил. До войны Микоша много снимал, в том числе – разрушение Храма Христа Спасителя, открытие ВДНХ, спасение челюскинцев, авиаперелёт Валерия Чкалова и Михаила Громова в Америку…

В войну – он фронтовой оператор, специальный корреспондент газеты «Правда». В этом ранге и прибыл в Архангельск осенью 1942 года. Обычно среди военных картин Микоши называют его работы о сражениях под Одессой и Севастополем («Черноморцы», 1942 и «Битва за Севастополь», 1944). Об Архангельске почти не упоминают, но в своих воспоминаниях Владислав Владиславович пишет: «В ожидании каравана в Англию мы решили снять небольшой фильм «Архангельск 1942 года». Мы снимали приход и разгрузку судов в порту, вели репортажи-наблюдения на улицах и набережных… В ожидании большого каравана на Запад мы помогали местным кинохроникёрам в съёмках фильма «Шестьдесят девятая параллель»…

Как удалось выяснить, киногруппа, куда входил Микоша, пыталась вести съёмку и во время перехода из Архангельска в Англию, а затем, уже в ноябре 1942 года, разгрузку в порту Лондона советских пароходов «Тбилиси» и «Комилес». Упоминание Владиславом Микошей этих советских пароходов впоследствии и позволило мне установить, что из Архангельска в Англию шёл он в конвое QP-15. Об этом караване известно, что плавание проходило в тяжелейших условиях (тогда же от ударов стихии погиб эсминец «Сокрушительный». – Прим. авт.). В хронике читаем: «Шторм бушевал более недели. С одной стороны, это создало огромные трудности в кораблевождении, с другой – спасло конвой от нападений противника…»

Здесь добавим – вместе с Владиславом Микошей снимали ту «английскую хронику» ещё два советских оператора Николай Лыткин и Рувим Халушаков. Поэтому не исключено, что и они побывали в Архангельске осенью 1942‑го и уже отсюда на одном из судов конвоя QP-15 добрались до британских берегов.

В Госфильмофонде

Возможность отсмотреть хронику Великой Отечественной в Арктике и по Северному флоту у меня была, правда, очень ограниченная временем моего пребывания в архиве. Его сотрудникам, кстати, благодарен – они предоставили буквально всё, что оказалось на тот час под рукой. А искал я, что могло бы иметь отношение именно к Архангельску и Молотовску. Понятно, сложная задача, хотя бы потому, что за столько лет претерпел изменения даже ландшафт, не говоря уже о рукотворных объектах. И всё же для меня это были незабываемые шестнадцать часов просмотра.

Три кадра, что называется, «зацепили» меня более других… Первый: транспорты в порту под разгрузкой. Снят кадр панорамой, и по характерному плавному изгибу причальной линии с большой вероятностью можно предположить – это Бакарица… Во втором присутствовал уполномоченный ГКО Иван Дмитриевич Папанин: в окружении группы людей он шёл по причалу, заставленному массивными дощатыми ящиками, штабелями прочих грузов… Возможно, Молотовск? И третий кадр: похоже на осенний день, порт, выгрузка танков. Танки при этом легко узнаваемы – английские МкIII Valentine. Тут уж сразу память выдала известный эпизод выгрузки техники ленд-лиза, когда основательно «замороженные» в океане двигатели бронированных машин портовики «отогревали» прямо на причале паром пригнанных локомотивов из депо Исакогорки. Так, может, и запечатлена Бакарица? Не к этим ли картинам военного Архангельска причастны Владислав Микоша и его товарищи?

Его регалии

За шестьдесят лет работы в кино Владислав Микоша как режиссёр и оператор работал на четырёх континентах планеты и снял более 600 сюжетов. После возвращения из Англии он снимал войну на южных фронтах страны, был в Померании и Восточной Пруссии. И в дальнейшем он не раз бывал в так называемых «горячих точках» (наиболее известными считаются кадры, снятые им в Китае в период войны с Гоминьданом, 1950).

Наконец, Микоша – один из тех, кто запечатлел на киноплёнке исторический Парад Победы. Потрясает список тех, кого он впоследствии видел через окуляр кинокамеры: Иосиф Сталин, Мао Цзэдун, Джон Кеннеди, Джавахарлал Неру, Дуайт Эйзенхауэр, Гамаль Насер, Фидель Кастро, Иосип Тито, Бернард Шоу, Юрий Гагарин, Анри Барбюс, Херлуф Бидструп, Ван Клиберн, Галина Уланова… Владислав Микоша – заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист СССР, трижды лауреат Сталинской премии и лауреат Госпремии СССР. Он же автор четырёх книг, в которых нашлось, хотя и весьма скромное место, строчкам об Архангельске военных лет. Мне, работавшему тогда режиссёром и сценаристом киностудии, виделся прекрасный повод «дополнить» книжное повествование маститого фронтового кинооператора об Архангельске 1942‑го.

Шанс такой был. Будучи в столичной командировке, обратился к коллегам в Союзе кинематографистов, они дали телефон семьи Микоши. От них же с немалым удивлением узнал, что супруга Владислава Владиславовича – Джемма Фирсова, актриса, кинорежиссёр, лауреат Ленинской и Государственной премий, в своё время восхитившая меня своими фильмами «Предупреждение об опасности» (1983) и «Покушение на будущее» (1985). Джемма Сергеевна оказалась радушным собеседником, и мы довольно долго разговаривали по телефону, обсуждая проблемы профессиональной и любительской кинодокументалистики. Вот только встретиться с Владиславом Микошей, к сожалению, не удалось – он был в отъезде.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

Культура

20 апреля

Фильм, сня­тый в Поморье, пока­жут на Мос­ковс­ком Меж­дуна­род­ном кино­фес­тива­ле

20 апреля

В Архан­гель­ске наз­вали луч­ших тан­цо­ров Поморья

19 апреля

В архан­гель­ском музее Бори­сова рабо­та­ет выставка «Аркти­чес­кая сага»

19 апреля

В «Рус­ской Аркти­ке» сняли доку­мен­таль­ный фильм о белых медведях

19 апреля

Темой Биб­ли­оно­чи в Доб­ролю­бов­ке в этом году ста­нет космос

19 апреля

В Ломо­нос­ов­ском ДК про­шёл гала-кон­церт кон­курса «Прек­рас­ное далеко»

18 апреля

В Архан­гель­ском музее изоб­рази­тель­ных искусств откры­лась выставка «Север. При­тя­же­ние»

18 апреля

В архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка фотог­ра­фий Ивана Вагнера

18 апреля

«Кни­га года-2020»: Это наша биография

17 апреля

В Архан­гель­ске в День памя­ти Миха­ила Ломо­носо­ва про­шёл концерт

17 апреля

Два про­ек­та Поморья номи­ниро­ваны на «геог­рафи­чес­кий Оскар»

17 апреля

Кильки-мор­яч­ки, трол­ли и феи: в Архан­гель­ске откры­лась меж­дуна­род­ная Аркти­чес­кая выставка авторс­кой куклы

16 апреля

Рос­си­ян приг­лаша­ют на вир­туаль­ную экску­рсию по Каргополю

16 апреля

«Малые Коре­лы» ждут гос­тей на Вер­бное воск­ре­сенье и Пасху

16 апреля

В Архан­гель­ске прой­дёт меж­дуна­род­ная выставка плакатов

Похожие материалы

20 февраля Культура

Школь­ни­ков Поморья приг­лаша­ют на кон­курс «Мои герои боль­шой войны»

10 февраля Культура

В биб­ли­оте­ке имени Доб­ролю­бова откры­лась пере­движ­ная фото­выс­тавка «Без срока давности»

22 декабря Культура

Севе­рян приг­лаша­ют под­дер­жать про­ект «Мост памяти»

16 ноября Культура

Юные худож­ники Архан­гель­ской области пер­выми нари­сова­ли «Ёлку Победы»

2 сентября Культура

На Чум­бар­ов­ке в Архан­гель­ске откры­лась фото­выс­тавка о юнгах Победы

20 августа Культура

Рисун­ки юных худож­ни­ков Архан­гель­ской области предс­та­влены на вир­туаль­ной выставке Музея Победы

10 августа Культура

Чёр­но-бе­лая война Вла­дис­лава Микоши

7 августа Культура

В Архан­гель­ске откры­лась выставка, посвящ­ен­ная под­вигу севе­род­винц­ев

23 июля Культура

Гаст­ро­ли – на Карель­ский фронт…

5 июля Культура

Исто­рия по косточкам

3 июля Культура

Севе­рян приг­лаша­ют к учас­тию в соз­да­нии аль­мана­ха «Вели­кая Оте­чест­ве­нная: гла­зами спор­тсме­нов»

30 июня Культура

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют посетить онлайн-выс­тавку о Пара­де Победы 1945 года

15 июня Культура

В Архан­гель­ской области прой­дёт кино­мара­фон воен­ных фильмов