21.08.2017 17:55

Приветливо встречать чужих

обложка книги «В Питере жить»

Вкус чтения с Добролюбовкой

 «В Питере жить. От Дворцовой до Садовой, от Гангутской до Шпалерной. Личные истории», 2017

Это своеобразная литературная прогулка по Санкт-Петербургу в компании лучших современных авторов – от Евгения Водолазкина и Андрея Аствацатурова до Андрея Битова и Татьяны Москвиной. Питерские маршруты и маршрутки, дворы-колодцы и дворцы Растрелли, Васильевский остров, Московский проспект. Чёрная речка… Книга-путешествие, книга-настроение, книга-любовь с прекрасными иллюстрациями Лизы Штормит. Каждый автор показал свой, только свой Питер, с детства памятные и нежно любимые места. «Нырять, толкая вековые двери, в тесные, плохо освещённые парадные, переступать через выложенные давно истлевшими руками мозаичные даты, выбираться чёрным ходом и почаще задирать голову – к не мытым бог знает сколько лет подслеповатым окнам, ветхим холодильным ящикам, нежной чахоточной листве тоненьких лип и клёнов».

Грустные, весёлые и даже хулиганские воспоминания. Но все необыкновенно тёплые и уютные.

Переплёт книги – офорт Михаила Шемякина, где изображён исчезнувший уже уникальный Введенский канал. В сборнике есть рассказ художника о детстве на берегу этого канала в послевоенном Ленинграде начала 1950‑х годов.

Вообще, авторы – это знаковые лица города разного возраста. Александр Городницкий – поэт, автор негласного гимна Петербурга, Ксения Букша – молодая писательница. Почти классики русской литературы Даниил Гранин, Андрей Битов, Валерий Попов, неугомонный Дмитрий Быков и изящный Павел Крусанов, актриса Елизавета Боярская и легендарный библиограф Российской национальной библиотеки Никита Елисеев.

Андрей Рубанов, «Патриот», 2017

«Патриот» – это в некотором роде продолжение предыдущего романа писателя и сценариста Андрея Рубанова «Готовься к войне». Там банкир Сергей Знаев потерпел жизненную катастрофу. Он хотел быть музыкантом, а стал банкиром. Хотел быть счастливым с любимой женщиной, но не смог. Хотел быть успешным, довольным собой человеком, а стал невротиком и одиночкой. В новом романе Сергей Знаев, неудавшийся бизнесмен на рубеже своего 50‑летия, переживший и лихие 90‑е, сумевший нажить и врагов, и друзей, потерял многое, но и приобрёл немало, чем и гордится. «А вообще – я счастливый. У меня есть сыновья, у меня есть товарищи, у меня есть враги, у меня есть опыт. У меня есть голова на плечах. У меня есть всё, что нужно. Бог даёт каждому ровно столько, сколько необходимо, чтобы выжить в данный конкретный момент».

Но тем не менее ситуация у него всё больше обостряется – бизнес «отжимают», квартира и дом проданы, жена давно ушла, у него постоянные невралгические боли, и он не может нормально жить без порции таблеток. Его долги проданы коллекторам, его машину забрал эвакуатор, собственный сын предлагает ему помощь и защиту. Знаев – действительно патриот. Но запутавшийся, обессилевший, сознающий, что никакой пользы он не принесёт, что он, наоборот, становится почти врагом для государства и общества. У него теперь один выход. Роман заставляет читателя не только сопереживать герою, но и подумать, почему же Знаеву нет покоя в жизни и нет другой дороги, кроме как на войну…

Павел Крусанов, «Железный пар», 2016

Автор – известный прозаик, коренной петербуржец, в юности играл рок-н-ролл, в зрелости стал одним из лидеров питерского культурного андерграунда. Автор книг «Укус ангела», «Американская дырка», «Бом-бом», «Мёртвый язык», «Царь головы». Финалист премии «Национальный бестселлер».

Герои его нового романа – братья-близнецы Грошевы. Один из братьев, переплётных дел мастер, реставрирует старые книги и излагает в своих дневниках теорию полной смены человечества.

Несмотря на вполне утопическое содержание, слова в них понятны каждому. Вот фрагмент из отзыва читателя: «До того это близко и правильно, и наболело уже, и хочется этого, но вот кто‑то должен же был сказать и вот сказал, и не просто кто‑то, а питерский современный классик. И раз уже и он обо всём этом думает, и стройность теории при всей её нелепости нас не коробит, то, видимо, много уже в умах таких тенденций, а значит, стоит чего‑то ждать».

Свои идеи реставратор собрал в книгу и захотел создать для неё особый переплёт с химическими веществами природы из горящих копей Ягнобской долины Таджикистана. Эти дары земли использовали и типографы, и старые мастера переплётных дел. Другой брат отправляется в экспедицию в Таджикистан, чтобы добыть этот редкий и магический материал. А там особый мир, где живут в предчувствии войны, где ваххабитов-исламистов ласково называют «вовчиками», где массово пропадают дети, но всё же есть люди, которые гостеприимно и приветливо встречают чужих. Это путешествие должно изменить не только судьбы братьев, а может быть, и всего человечества…

Ирма Кудрова, «Марина Цветаева: беззаконная комета», 2017

Документальное повествование Ирмы Кудровой, одного из лучших исследователей творчества Марины Цветаевой – это, действительно, биография, написанная с огромным уважением к поэту. Книга создавалась на основе личных встреч с современниками Цветаевой, поиска и изучения архивных материалов (в том числе закрытых до недавнего времени уникальных документов и фотографий), на анализе воспоминаний и переписки. В итоге был создан объективный, психологически и исторически точный портрет великого поэта.

Факты жизни Цветаевой собраны по крупицам, выстроены в логические цепочки в сопровождении фотографий людей и мест, протоколов допросов, отрывков из писем, дневников, свидетельств. Жизнь поэта проходит перед нами в мельчайших подробностях: от детских лет до трагической гибели.

Первая часть – «Молодая Цветаева» – возможно, самая яркая и захватывающая, о счастливом времени в её жизни – детстве, юности, первом сборнике стихов, Максе Волошине и Коктебеле, встрече с Сергеем Эфроном, рождении дочери Али. Поскольку судьба Цветаевой неразрывно связана с историей России, мы погружаемся во все страшные переломные годы начала XX века, читая о том, как совсем молодая Цветаева осталась одна в Москве, писала пьесы, голодала, не сумела спасти одну из дочерей… Год за годом, в коловращении встреч и расставаний, предательств и утрат, в ежедневной необходимости выживать и непреодолимой потребности писать встаёт перед нами эта неповторимая в своей правдивости, силе чувства и таланта личность.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Галина Титова, заведующая отделом библиотечного развития