Из какой колыбели вырос русский флот?

1 июля 2018 9:14 Из газеты
Игорь Гостев
Игорь Гостев

Нынешним летом в Архангельске отмечается 325 лет государственному судостроению в России

Мы привычно говорим, что Архангельск – колыбель русского флота. Но воронежцы всерьез «перетягивают одеяло» на себя. Так где же историческая правда и нужно ли нам отстаивать свое «первородство»?

Ответить на эти вопросы взялся Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея.

— В 1693 году по указу Петра Первого в Архангельске выполнен первый государственный заказ на постройку яхты «Святой Петр», с того года и ведет отсчет российское государственное судостроение, которое не прекращается по сей день, – говорит Игорь Михайлович. – В том же, 1693 году, Петр Первый принял решение о создании флота и приказал двинскому воеводе и губернатору Архангельска стольнику Федору Апраксину к своему следующему приезду построить военное судно – фрегат. Весной следующего года Петр лично спустил на воду 24‑пушечный фрегат, который нарек «Святым Павлом».

– А что же было в Воронеже?

— Там события развивались три года спустя – в 1696 году, когда на воду была спущена большая галера «Принципиум», заказанная в Голландии и перевезенная через Архангельск. Она была не достроена и достраивалась в Воронеже. А также был спущен на воду многопушечный корабль «Апостол Петр». Петр Первый надеялся отправить их в Азовское море, но большие морские суда остались гнить у причалов – глубины Дона не хватило спустить их в Азов. А те суда, что дошли, остались в Таганрогской гавани неиспользованными.

– И когда судостроение начало возвращаться в Архангельск?

— Вскоре. Уже в 1700 году в Соломбале были заложены шесть больших судов. Сначала архангельские специалисты целыми бригадами уезжали в Воронеж, потом потянулись обратно. А вот воронежских корабельных плотников нам было не надо – своих хватало.

– Почему в Архангельске раньше не праздновали дату? В 1990‑е годы в Воронеже уже вовсю строили ростральную колонну на Адмиралтейской площади…

— Вероятно, не хватало политической воли тогдашних архангельских властей. Но, например, пять лет назад мы в музее впервые отмечали круглую дату начала государственного судостроения – был выпущен тематический номер журнала «Архангельская старина» нашего краеведческого музея, совместно с заводом «Красная кузница» мы проводили экскурсии для горожан (завод стоит на месте бывшего Архангельского адмиралтейства).

– Тем не менее, туристам особо показывать нечего…

— И Воронежу нечего. Но они создали свое первенство буквально на пустом месте. В 2014 году Воронеж на базе плоскодонной баржи построил историческую копию первого парусного линейного корабля «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»), который стоит на приколе у Адмиралтейской площади и в который водят туристов, поскольку это музей.

Они отлили огромное количество корабельных пушек, которые сейчас украшают Адмиралтейскую площадь. На той же площади установлена упомянутая ростральная колонна, хотя там не было никаких морских сражений и побед. Они пытаются создать оргкомитет празднования, который зовут возглавить президента страны…

– И чем мы можем ответить сегодня?

— Пока немногим. На днях мы открыли в Гостиных дворах выставку, посвященную истории Архангельского адмиралтейства, на которую я всех приглашаю. Кроме того, есть и другие экспозиции по истории судоходства, даже в музее народных промыслов Приморья, что в поселке Уемский, есть экспозиции, посвященные поморскому мореходству, а вот история судостроения у нас до последнего времени была забыта.

А в перспективе, когда область будет жить побогаче, не исключено создание единого музейного заповедного комплекса, в который войдут памятные места Соломбалы, возрождающаяся Новодвинская крепость, территория бывшего Ширшинского адмиралтейского завода, Лапоминская гавань Архангельского военного порта. Так что бороться за возвращение статуса колыбели флота нам еще придется…

– А надо ли нам бороться?

— Ну, если не отстаивать историческую правду, которая дает плюсы имиджу нашей области, тогда остается демонстрировать минусы. А зачем их показывать, их и так все видят. Слишком много было упущено в свое время в городе и области. Как мне кажется, именно сейчас что‑то начало потихоньку меняться к лучшему. Посмотрите, во что некогда превратилась «Красная кузница» – из мощнейшего завода в маленькое частное предприятие. И только сейчас можно сказать, что оно начало возрождаться в высокотехнологичное производство – практически с нуля.

– В социальных сетях полно комментариев, мол, ребята, раньше надо было думать про «колыбель». А вы – как сидели в архангельском болоте, так и сидите…

— Тут два варианта. В болоте нельзя сидеть, там либо утонешь, либо выберешься. Я тонуть не хочу…

Записала Елена ИРХА Фото автора

Культура

7 июля

«Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой»: эхо Сереб­рянно­го века

7 июля

На ремонт биб­ли­отек Архан­гель­ской области выдели­ли десять мил­ли­онов рублей

6 июля

В Кено­зерье появит­ся новый музей, посвящ­ён­ный север­ной росписи

3 июля

Зда­ние визит-цен­тра наци­ональ­ного парка «Онеж­ское Поморье», стро­яще­еся в Луде, укра­сит ими­та­ция маяка

3 июля

Севе­рян приг­лаша­ют к учас­тию в соз­да­нии аль­мана­ха «Вели­кая Оте­чест­ве­нная: гла­зами спор­тсме­нов»

2 июля

«Сбор­ная Тай­болы» завер­шила рабо­ту над кар­ти­ной «Две сос­ны» на остро­ве Ягры

2 июля

Органи­за­то­ры Ломо­нос­ов­ско­го кон­курса юных иссле­до­ва­те­лей объя­вили победи­те­лей

30 июня

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют посетить онлайн-выс­тавку о Пара­де Победы 1945 года

29 июня

Житель Кено­зерья нашёл в ого­роде древ­ний артефакт

29 июня

«Сев­маш» открыл вир­туаль­ную выставку фотог­ра­фий под­ло­док «зве­ри­ной серии»

29 июня

Под­рос­тки из Архан­гель­ской области напи­сали книги о своей школь­ной жизни

28 июня

У Доб­ролю­бов­ки нача­ли уста­нав­ливать памят­ник Фёдо­ру Абрамову

25 июня

Кено­зер­ский наци­ональ­ный парк стал участ­ни­ком меж­дуна­род­ного проекта

25 июня

«Наход­ки дадут допол­нитель­ные смыслы»

24 июня

День рож­де­ния Усадь­бы Куни­цы­ной прой­дёт в режиме онлайн

Похожие материалы