23.06.2015 13:20

В Архангельске работает «пожароопасная» выставка

Картины Виктора Воробьева сотворены из банальных спичек, небанально превращенных в художественное произведение.

Первое впечатление от картин серии «Знаки» Виктора Воробьева, показанных в художественном салоне-галерее Архангельска, – удивление. Интриговал какой-то необычный материал, которые хотелось пощупать-потрогать.

Сам художник говорит, что этому желанию зрителей он не удивляется и некоторые свои творения этой серии, побывавшие на разных выставках, ему уже приходилось реставрировать. 

Работа в «спичечной» техникеПрисмотревшись, зрители понимают, что картины сотворены из банальных спичек, небанально превращенных в художественное произведение. Но художник использует не только такой нетрадиционный материал как спички, но и классические краски.

Разумеется, собственноручно изобретенную технику «спичечных» картин Виктор Иванович не раскрыл, но сказал, что на каждая, в зависимости от размера, требует очень много времени на создание – от месяца до полугода.

Самих спичек тоже требуется очень много, художник закупает их оптом в магазине, где его уже знают продавцы. Однажды даже заинтересовались представители соответствующих органов: а зачем это гражданину столько коробков спичек?

«Спичечные» работы Виктор Воробьев считает своим творческим экспериментаторством, к которому его «подтолкнул» альбом немецкого художника Гюнтера Юккера, известного своими картинами-композициями из гвоздей (настоящих, а не нарисованных). На дворе в то время были «перестроечные» годы, когда задули ветры перемен.

Надо сказать, что от обязательного «соцреализма» в искусстве художники отходили мучительно и первым, кто сломал эту догму в Архангельске, был Борис Иванович Копылов.

У него-то в изостудии и занимался Виктор Воробьев (из этой студии выросла целая плеяда будущих известных художников).

И появившиеся альбомы европейских мастеров в то время открывали другую сторону художественного творчества, другие средства выразительности, о которой у нас знали только понаслышке.

Заметьте – Интернета не было и в помине, и выставки зарубежных художников в нашей стране еще не демонстрировались и уж тем более художники сами не ездили зарубеж на биеннале.

Ухватившись за идею Юккера, Виктор Воробьев пошел своим путем. Благо, в производстве деревянных спичек мы впереди планеты всей.Знаки Воробьева – это картины каменного века с Уральских гор.

Но вот что это за «знаки» на творениях Воробьева? Он сам говорит, что их значения не знает, наткнулся однажды в Интернете. Но совершенно точно – это пиктограммы и петроглифы (картины каменного века) Уральских гор.

– Мне они представляются то ли людьми, то ли птицами. Возможно, эти знаки в свое время имели какое-то ритуальное значение. А поскольку мой отец Иван Максимович Воробьев был родом с Урала, то и выставку в художественном салоне-галерее я посвятил ему, – говорит Виктор Иванович.

Правда, художник уже изобретает и собственные знаки, но в стиле древних уральских.

В книге отзывов о выставке не оставили ни одного замечания, наоборот, сколько эпитетов подобрали талантливые зрители к впечатлению от увиденного: оригинально, интересно, красиво, таинственно (подпись – Вика), невероятно, сказочная выставка (Настя так считает), волшебно, удивительно, завораживающе, а художник и иконописец Сергей Егоров оставил такую дружескую запись – «выставка хорошая, но пожароопасная...»

Воробьев даже удивляется, мол, надо же, одни похвалы, даже никто не поучает, как надо заниматься творчеством (наши люди поголовно компетентны в том, как правильно лечить любую болезнь и как правильно «рисовать» картины).

Еще надо сказать, что на первом этапе «спичечных» работ цвета в них совсем не было, они были одноцветными. А вот сейчас цвет «пошел», и художник связывает это с новым витком в своей жизни – рождением дочки Машеньки, которой так же, как и самому художнику, все интересно и любопытно в этой жизни...

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото из архива Виктора Воробьева.