Проснулся, почистил зубы – и в театр

6 сентября 9:34 Из газеты Молодёжь Образование
Рассвет в Верколе
Рассвет в Верколе

В Пинежском районе Фёдора Абрамова знает каждый школьник – его произведения в обязательной программе. Но внезапно взрослые выяснили, что детей Абрамовым «перекормили», и с этим надо что‑то делать

Придумали. Общественная организация «Пинежская инициатива» в августе устроила в Верколе «Творческую лабораторию северной словесности» по произведениям Фёдора Абрамова. Лабораторию разделили на три направления: словесность, дизайн пространства и видеоэкскурсия. Молодые люди из Архангельской и Мурманской областей пять дней искали на родине Фёдора Абрамова новые смыслы в его произведениях.

Слова и кони

С руководителем группы словесности – профессором САФУ Андреем Петровым – приехали студенты колледжа культуры, актёры молодёжного театра и театра «Балаганчик». Они ставили спектакли и устраивали выступления чтецов. Естественно, по произведениям Фёдора Абрамова. Каждое утро все участники лаборатории получали свою часть словесности в театрализованной форме, погружались в «Абрамовское слово».

Михаил Приёмышев сам себя называет «художник пространства». Он учил дизайну, смыслам, занимался с группой – буквально выворачивал мозг, чтобы ребята начинали соображать, рождали какие‑то ассоциации, мысли. В итоге они собрали такого коня четыре метра высотой, который является одновременно и арт-объектом, и средством навигации. На коне – надписи-стрелки, а внутри коня есть скамеечки, на которые можно сесть и укрыться во время дождя.

— Между амбарами и Абрамовым иголку не просунешь. Как не воткнёшь и дизайн в деревню. Всё на своём месте. Уклад. Слова в поленницу, мысли на прясла. Абсолютная самодостаточность, отшлифованная бытом, переживаниями, созерцанием, – говорит Михаил Приёмышев. – Пять дней в Верколе мы настраивали восприятия, слова, рассветы. Разбирали язык Фёдора Абрамова и язык деревни. Утром ходили в театр, вечером встречались с жителями. Нам хватило одного дня на коня – это первое место, развилка, направление. Все доски нашли в траве, все метафоры – в природе. Дизайн оказался нулевым.

Эскизы и чертежи для ещё нескольких арт-объектов веркольцы одобрили, их построят позже.

Сине-серый предрассветный час

Третья группа – оператора Григория Чухина – работала над созданием видео-экскурсии по Верколе.

— Начали мы с репортажа. Я лучше способа обучать не вижу, кроме как сразу в поле – снимаем. Примерно показывал, что нужно делать, сразу смотрели и разбирали ошибки. Ходили на площадки словесности и дизайна, и в деревню, чтобы набрать учебный материал для новостного сюжета. Технологию, структуру телевизионного сюжета мы разобрали. Они поняли, как это делается и пишется: закадровый текст, отбивки, заставки, и прочее, прочее, – рассказывает Григорий. – И каждое утро мы ходили снимать рассвет. Я думал, в три утра не поднимется никто, но семь человек вышло, на следующий день уже десять. Третий рассвет, правда, я сам проспал. А ребята говорят – мы вас будили, кто‑то выглянул в окно – запотевшее было, мы так и не поняли. Оказалось, они разбудили профессора, Андрея Васильевича, он потом смеялся – спасибо, что позвали! На четвёртый день мы снова рассвет снимали – в нижнем конце деревни. Снимали памятные места Абрамова и визуальный образ деревни, поля, луга, амбары, солнце – у утренней съёмки самый хороший свет по температуре. В предрассветный час он такой мягкий – сине-серый, потом оранжево-жёлтый и идёт к золотистому. Ролик сделаем к середине сентября.

А на подведении итогов мы показали такой мини-документальный фильм, который рассказывает о личности Фёдора Абрамова – о нём как о человеке, а не только как о писателе. Можно понять, что такое Веркола, что такое документальное кино и кто такой Абрамов, посмотрев этот пятиминутный фильм.

Необычная настройка

В первый день организаторы творческой лаборатории провели мини-исследование: все участники ассоциативно отвечали на вопросы – чем нравится Абрамов, чем не нравится. Разбирали чаще всего встречающиеся ответы и выписывали на стену. Выяснилось, что подростки, возраст – до шестнадцати лет, практически не знакомы с творчеством Абрамова, хотя теоретических знаний о нём и его творчестве получают много. Ответы висели на стене постоянно. И можно было посмотреть и сравнить – появились ли какие‑то изменения.

У организаторов есть ещё и сверхзадача – смягчить серией разных мероприятий (а проектов у «Инициативы Пинежья» множество) проблему исхода людей из деревни. Создать некое сообщество ребят, показать им – как работать со средой, то есть дать инструмент, чтобы они в дальнейшем самостоятельно смогли что‑то делать.

— Каждый вечер мы садились в круг и делились впечатлениями. Каждый рассказывал о себе, – продолжает свой рассказ Григорий Чухин. – Я считаю, что эксперимент очень интересный. Пока организаторы это ещё анализируют… Проснулся, почистил зубы – пошёл в театр, где ты ещё такое увидишь? Какая‑то настройка необычная происходила, люди могли не спать ночами – состояние взбудораженное. Мне не хватило времени, чтобы погрузить ребят в профессию, но подход с постоянным пересечением с другими направлениями – очень интересный, потому что и у меня мысли в другом направлении начинали работать.

Ирина ЖУРАВЛЁВА, фото предоставлено организаторами лаборатории

Культура

14 ноября

Архан­гель­ские дачи приз­наны прек­расным мес­том на Земле

12 ноября

Из исто­рии исчез­нув­ших волостей

10 ноября

В Архан­гель­ском теат­ре кукол – премье­ра спек­такля «Любовь к трем апель­си­нам»

8 ноября

В кон­курс­ной про­грамме фес­тива­ля Arctic open – 23 доку­мен­таль­ных фильма

7 ноября

Ломо­нос­ов­ский Дво­рец куль­туры Архан­гель­ска отме­тит соро­кале­тие

6 ноября

Учи­тель и его луч­ший ученик

5 ноября

В Архан­гель­ске завер­шились «Опер­ные сезо­ны-2018»

4 ноября

«Ночь искусств» в архан­гель­ском драм­те­ат­ре отмети­ли поэти­чес­кой ком­пози­ци­ей «Пуш­кин-219»

2 ноября

Тан­цеваль­ные кол­лекти­вы из Архан­гель­ска при­мут учас­тие в фес­тива­ле «Поляр­ный круг» в Мурманске

2 ноября

В Мезен­ском райо­не вос­ста­но­вят мель­ницу в дерев­не Погорелец

2 ноября

Три по сто

1 ноября

«Опер­ные сезо­ны» в Архан­гель­ске прой­дут с синх­ро­нным переводом

31 октября

Кар­гополь­ские и нор­вежс­кие музы­кан­ты пла­ниру­ют сов­местный кон­церт в Архан­гель­ске

30 октября

В Архан­гель­ском музы­каль­ном кол­ледже прой­дёт кон­церт «Юные музы­кан­ты Поморья»

29 октября

Сер­гей Сюхин открыл пер­сональ­ную выставку в Котласе

Похожие материалы

17 октября Культура

В Архан­гель­ске откры­лась выставка работ участ­ни­ков фес­тива­ля «КеноVision»

6 сентября Культура

Про­снулся, почис­тил зубы – и в театр

3 сентября Культура

В Гос­тиных дво­рах Архан­гель­ска откры­лась выставка «Мали­нов­ка. Соловки»

20 августа Культура

«Труд­ных» под­рос­тков прив­лекли к архе­оло­гич­ес­ким иссле­до­ва­ни­ям в Новод­винс­кой крепости

27 апреля Культура

«Дель­фий­цы» Поморья возв­ра­ща­ют­ся из Вла­див­ос­тока с наградами

3 марта Культура

Уче­ница архан­гель­ской худо­жест­ве­нной школы заняла пер­вое место во Все­рос­сийск­ом конкурсе

11 ноября Культура

На фес­тиваль «Архан­гелъ» при­вез­ли тре­на­жер для буду­щих звонарей

26 сентября Культура

Юные жур­на­лис­ты сни­мут серию фильм­ов о хра­мах Архан­гель­ска

10 сентября Культура

Вокаль­ную сту­дию Мало­го Север­ного хора попол­нили шест­на­дцать новичков

27 августа Культура

В типог­ра­фии «Прав­да Севе­ра» про­шел самый стильный фестиваль

6 июля Культура

В Кено­зерье сос­то­ит­ся ассамб­лея школь­ных лес­ничеств СЗФО

9 июня Культура

Архан­гель­ский крае­вед­чес­кий музей приг­лаша­ет заглянуть в «Муз­ей­ное закулисье»

23 апреля Культура

В «Биб­ли­оночь» для детей в Архан­гель­ске устро­или «Биб­ли­осу­мер­ки»