Проснулся, почистил зубы – и в театр

6 сентября 2018 9:34 Из газеты Молодёжь Образование
Рассвет в Верколе
Рассвет в Верколе

В Пинежском районе Фёдора Абрамова знает каждый школьник – его произведения в обязательной программе. Но внезапно взрослые выяснили, что детей Абрамовым «перекормили», и с этим надо что‑то делать

Придумали. Общественная организация «Пинежская инициатива» в августе устроила в Верколе «Творческую лабораторию северной словесности» по произведениям Фёдора Абрамова. Лабораторию разделили на три направления: словесность, дизайн пространства и видеоэкскурсия. Молодые люди из Архангельской и Мурманской областей пять дней искали на родине Фёдора Абрамова новые смыслы в его произведениях.

Слова и кони

С руководителем группы словесности – профессором САФУ Андреем Петровым – приехали студенты колледжа культуры, актёры молодёжного театра и театра «Балаганчик». Они ставили спектакли и устраивали выступления чтецов. Естественно, по произведениям Фёдора Абрамова. Каждое утро все участники лаборатории получали свою часть словесности в театрализованной форме, погружались в «Абрамовское слово».

Михаил Приёмышев сам себя называет «художник пространства». Он учил дизайну, смыслам, занимался с группой – буквально выворачивал мозг, чтобы ребята начинали соображать, рождали какие‑то ассоциации, мысли. В итоге они собрали такого коня четыре метра высотой, который является одновременно и арт-объектом, и средством навигации. На коне – надписи-стрелки, а внутри коня есть скамеечки, на которые можно сесть и укрыться во время дождя.

— Между амбарами и Абрамовым иголку не просунешь. Как не воткнёшь и дизайн в деревню. Всё на своём месте. Уклад. Слова в поленницу, мысли на прясла. Абсолютная самодостаточность, отшлифованная бытом, переживаниями, созерцанием, – говорит Михаил Приёмышев. – Пять дней в Верколе мы настраивали восприятия, слова, рассветы. Разбирали язык Фёдора Абрамова и язык деревни. Утром ходили в театр, вечером встречались с жителями. Нам хватило одного дня на коня – это первое место, развилка, направление. Все доски нашли в траве, все метафоры – в природе. Дизайн оказался нулевым.

Эскизы и чертежи для ещё нескольких арт-объектов веркольцы одобрили, их построят позже.

Сине-серый предрассветный час

Третья группа – оператора Григория Чухина – работала над созданием видео-экскурсии по Верколе.

— Начали мы с репортажа. Я лучше способа обучать не вижу, кроме как сразу в поле – снимаем. Примерно показывал, что нужно делать, сразу смотрели и разбирали ошибки. Ходили на площадки словесности и дизайна, и в деревню, чтобы набрать учебный материал для новостного сюжета. Технологию, структуру телевизионного сюжета мы разобрали. Они поняли, как это делается и пишется: закадровый текст, отбивки, заставки, и прочее, прочее, – рассказывает Григорий. – И каждое утро мы ходили снимать рассвет. Я думал, в три утра не поднимется никто, но семь человек вышло, на следующий день уже десять. Третий рассвет, правда, я сам проспал. А ребята говорят – мы вас будили, кто‑то выглянул в окно – запотевшее было, мы так и не поняли. Оказалось, они разбудили профессора, Андрея Васильевича, он потом смеялся – спасибо, что позвали! На четвёртый день мы снова рассвет снимали – в нижнем конце деревни. Снимали памятные места Абрамова и визуальный образ деревни, поля, луга, амбары, солнце – у утренней съёмки самый хороший свет по температуре. В предрассветный час он такой мягкий – сине-серый, потом оранжево-жёлтый и идёт к золотистому. Ролик сделаем к середине сентября.

А на подведении итогов мы показали такой мини-документальный фильм, который рассказывает о личности Фёдора Абрамова – о нём как о человеке, а не только как о писателе. Можно понять, что такое Веркола, что такое документальное кино и кто такой Абрамов, посмотрев этот пятиминутный фильм.

Необычная настройка

В первый день организаторы творческой лаборатории провели мини-исследование: все участники ассоциативно отвечали на вопросы – чем нравится Абрамов, чем не нравится. Разбирали чаще всего встречающиеся ответы и выписывали на стену. Выяснилось, что подростки, возраст – до шестнадцати лет, практически не знакомы с творчеством Абрамова, хотя теоретических знаний о нём и его творчестве получают много. Ответы висели на стене постоянно. И можно было посмотреть и сравнить – появились ли какие‑то изменения.

У организаторов есть ещё и сверхзадача – смягчить серией разных мероприятий (а проектов у «Инициативы Пинежья» множество) проблему исхода людей из деревни. Создать некое сообщество ребят, показать им – как работать со средой, то есть дать инструмент, чтобы они в дальнейшем самостоятельно смогли что‑то делать.

— Каждый вечер мы садились в круг и делились впечатлениями. Каждый рассказывал о себе, – продолжает свой рассказ Григорий Чухин. – Я считаю, что эксперимент очень интересный. Пока организаторы это ещё анализируют… Проснулся, почистил зубы – пошёл в театр, где ты ещё такое увидишь? Какая‑то настройка необычная происходила, люди могли не спать ночами – состояние взбудораженное. Мне не хватило времени, чтобы погрузить ребят в профессию, но подход с постоянным пересечением с другими направлениями – очень интересный, потому что и у меня мысли в другом направлении начинали работать.

Ирина ЖУРАВЛЁВА, фото предоставлено организаторами лаборатории

Культура

30 мая

Нац­парки «Кено­зер­ский» и «Онеж­ское Поморье» пере­но­сят открытие

29 мая

Архан­гель­ский театр Драмы пред­лага­ет своим поклонни­кам побывать на вир­туаль­ной цере­мо­нии закры­тия сезона

29 мая

Открыт прием заявок на V меж­реги­ональ­ный фес­тиваль «Кос­тюм Рус­ско­го Севера»

29 мая

Наз­ваны имена победи­те­лей XIV регио­наль­ного кон­курса «Нас­ле­дие Поморья»

28 мая

Архан­гель­ский театр драмы про­ве­дёт закры­тие 87-го сезо­на онлайн

27 мая

Сту­ден­чес­кие отряды Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на кон­курс авторс­кой песни

27 мая

«Паль­то дона­ши­ваю отцовск­ое!»

26 мая

Архан­гель­ский театр драмы пока­жет мини-сери­ал по Дос­то­ев­ско­му на Youtube

26 мая

Кено­зерье откро­ет­ся для турис­тов с пер­вого июня в осо­бом режиме

25 мая

Биб­ли­оте­ка «Рус­ский Север» предс­та­вила выпус­ки «Прав­ды Севе­ра» с 1929 по 1946 годы

25 мая

Музей Бори­сова предс­та­вил шес­тую выставку про­ек­та «Сок­рови­ща Севера»

25 мая

Онлайн-фес­тиваль Arkhangelsk Blues прив­лёк 54 тыся­чи зрителей

24 мая

На север­ном камне расти…

24 мая

Про­то­поп Авва­кум и его нес­гора­емое слово

24 мая

Север­ный хор пока­жет кон­церт оркестра рус­ских народ­ных инстру­мен­тов онлайн

Похожие материалы

29 мая Культура

Наз­ваны имена победи­те­лей XIV регио­наль­ного кон­курса «Нас­ле­дие Поморья»

27 мая Культура

Сту­ден­чес­кие отряды Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на кон­курс авторс­кой песни

19 мая Культура

Лет­няя школа в Кено­зерье собе­рёт детей со всей России

8 марта Культура

Юный бая­нист из Севе­род­винска выиг­рал на меж­дуна­род­ном конкурсе

25 февраля Культура

В Архан­гель­ске объя­вили о наме­ре­нии соз­дать школу север­ного текста

28 ноября Культура

Надо что‑то делать, такой памятник!

20 ноября Культура

Архан­гело­гор­од­ка при­няла учас­тие во все­рос­сийск­ом кон­курсе «Ломо­нос­ов­ский обоз. Шёл­ковый путь»

19 ноября Культура

В Архан­гель­ске нача­лись оче­ред­ные Ломо­нос­ов­ские чтения

19 ноября Культура

В Ломо­нос­ов­ском ДК прой­дет кон­курс школь­ных хоров

12 ноября Культура

В Гай­дар­ов­ке под­вели итоги твор­ческо­го кон­курса «Миш­ка. Кедр. Шишка»

28 октября Культура

В про­ек­те «Музей. Музы­ка. Дети» при­мут учас­тие 80 ребят из Архан­гель­ской области

23 октября Культура

Архан­гель­ские школь­ники и педа­гоги нау­чились пра­вильно вести себя в сети

15 октября Культура

Кено­зерcкая школа юного экску­рсово­да откры­ла новый сезон