С нашим собеседником прозаиком, критиком, лауреатом литературных премий Романом Сенчиным мы разговаривали в День библиотек. И конечно шла речь о времени, миссии писателя и сути нового реализма.
- Роман, ваша книга «Зона затопления» удостоена российской литературной премии «Большая книга». Вас считают лидером, так называемых новых реалистов, и даже полагают, что по вашим произведениям можно будет изучать - какая была Россия в конце 90-е и нулевые годы. Почему вы выбрали именно это направление творчества?
- В детстве я интересовался приключенческой литературой, фантастикой, затем через годы пробовал в этом жанре писать. Потом пришло понимание, что гораздо интереснее реальная жизнь. Термин «новый реализм» он скорее придуман как противовес «постмодернизму», который существовал начале нулевых годов. Кто-то нас ругает, кто - то хвалит. Но, на мой взгляд, главное, что новое направление родилось. По-настоящему никто сейчас не знает, что такое новый реализм, но появилась целая генерация писателей, которые работают в этом жанре.
- А почему вы выбрали именно этот промежуток времени, не самый приятный период в истории нашей страны?
- Я пишу о том, что происходит в ближайшее время. А пока я пишу, проходит несколько лет. Я вижу, как изменился я, вся страна, за 20 лет ушли многие приметы времени. Многое домысливаешь, но возвращаться в прошлое мне лично не уютно. Мне уютно в нашем времени.
- Сюжетная линия романа тесно перекликается с Распутинским сюжетом романа «Прощание с Матерой». В семидесятые годы, власть решила на реке Ангара построить Богучанскую ГЭС. Начали бурно, огромные деньги вложили и остановились. А потом пришли молодые, резкие, умеющие считать деньги, лучше, чем жизни, И достроили. А пока строили – несли горе, рушили мир, построенный не ими, топили деревни, переселяли тысячи человек ...Почему именно этот сюжет вы взяли для романа, он для вас в чем то символичный?
- Во-первых, это близкие мне края: я родом из Сибири, родился и вырос на Енисее, и у нас тоже была такая ситуация, не столь масштабная, как на Богучанской АЭС, но тоже были драмы - людей переселяли. Но с Богучанской так получилось, что целыми поселками не переселяли, а всех в разные районы, города, по всей Сибири - Красноярский край, Хакасия. И для людей это оказалась настоящей трагедией. И, конечно, я понимал, что критики обратят внимание на мое произведение и будут сравнивать с романом «Прощание с Матерой». Казалось, после распутинского романа ничего такого написать невозможно, ведь это великое произведение. Но я попытался, и это вызвало интерес. Хотя, повторюсь, Распутин написал великое произведение! Это очень высокая планка, до которой дотянуться очень сложно.
- Читала, что Ваш роман некоторые критики называют «слоновьей дозой депрессанта». Да-да, именно депрессанта, без привычной приставки «анти». Уже с первых страниц романа понимаешь – никакого американского хэппиэнда здесь не будет, это Россия, ситуация, в которой оказались герои – безвыходная, нужно смириться и жить дальше. Или еще хуже Россия в книге умирает. Да и название «Зона затопления» говорит за себя. Вы пессимистично относитесь к настоящему нашей страны и к ее будущему?
- Будущее мне все-таки видится как свет в конце тоннеля. Но ведь литература всегда освещает самые драматичные моменты нашей жизни, поднимает проблемы, задает очень тревожные вопросы. Поэтому нельзя говорить о депрессивной литературе.
- А решения этих вопросов есть?
- Наверное, есть, но это не писательское дело - управлять государством. Надо показывать и вскрывать проблемы. Как говорил Герцен - мы не врачи, мы боль! И как бы пафосно это не звучало, в этом состоит миссия литератора.
- Общая тенденция количество читающих людей, прежде всего детей, сократилось. Как вы считаете, перефразируя известную фразу из культового фильма, правда ли, что скоро совсем ничего не будет - ни книг, ни газет, ни журналов - только интернет? И сплошной сленг везде – эти няшки и тд….
- Во-первых, «няшки»-это не изобретение современной молодежи, вспомним Эллочку- людоедку, которой скоро уже 100 лет исполнится..
- Вот- вот в Эллочек - людоедочек ведь превращаемся...
- Но и в интернете есть тоже литература, и ее читают - просто это другой формат, а вообще читают. А бумажные книги будут еще долго существовать, но для ценителей полиграфии. Конечно, все уходит в интернет, в гаджеты. Но я не могу сказать, что читающих людей мало. Люди читают, и благодаря интернету, люди еще и пытаются осмыслить прочитанное. Бывают очень интересные, спонтанные комментарии. Совсем молодые люди пишут, и получаются интересные рецензии. И дистанция между книгой и читателем сокращается. Писатель сразу видит, как его вещь оценивается читателями.
- А Вы сами, какие больше книги любите - бумажные или электронные?
- Я пока бумажные книги читаю, еще не привык к электронным.
- И все-таки вернемся к нашему языку — как вы считаете, наш великой и могучий возродится, и вместе с ним и интеллект, и страна, или тенденция превращения в Эллочек-людоедочек продолжится?
- Все же Эллочек я встречаю редко - наша молодежь разговаривает грамотно и хорошо. При этом, конечно, сам язык, меняется - пусть нам кажется, что в плохую сторону, но русский язык очень сильный, и вбирает в себя заимствования, новые слова. Это показатель живого языка. Сделай его изолированным, и он умрет. Еще Тредиаковский, Лесков, пытались заменить заимствования на русские слова, но выходило комично и они оставили это.
- Вы стали известны благодаря роману «Зона затопления», а есть еще произведения, о которых Вы могли бы нам рассказать?
- Совсем недавно вышла книга «Напрямик», это сборник рассказов, то, что я писал после «Зоны затопления» - там много новых рассказов.
- Тоже в стиле реализма?
- У меня все в этом стиле. Пытаюсь писать и в других жанрах, но получается такой вот реализм.