23.09.2014 11:28

Дом заговорил

Кадр из фильма "Дом на Трубной"
Екатерина Ефремова, Бернт Симен Лунд, Игорь Шайтанов и Аркадий Шилкопер

  ...Не в прямом смысле, конечно, а на языке валторны, альпийского горна, виолончели и гитары. И все благодаря коллективу музыкантов, которые приняли участие в Международном кинофестивале в Тромсё. В рамках проекта фестиваля интернациональный российско-норвежский квартет музыкантов озвучил немую картину Бориса Барнета «Дом на Трубной» 1928 года. В Архангельске зазвучавшую ленту показали 20 сентября в кинотеатре «Русь».

Для Архангельска такое слухозрелище не в новинку. В прошлом году команда мероприятия приезжала в город с фильмом-концертом «Гвоздь в сапоге». Однако народу в этот раз, по свидетельствам завсегдатаев мероприятия, было намного больше.

За минуту до первого звонка слухозрителей приветствовал организатор кинофестиваля Игорь Шайтанов: – Мне всегда приятно приезжать в Архангельск. Часто мы здесь закрываем свои туры, это не первое такое событие. Спасибо вам, Архангельск, у вас офигительный город! Каждый год у себя в Норвегии мы собираем музыкантов, которые представляют разные жанры и стили музыки, разные поколения, для того, чтобы вместе в течение недели они создали свое уникальное звуковое сопровождение немой картины. Борис Барнет – это огромная величина и советского, и мирового кино. Его сравнивают с Эйзенштейном, настолько он интересный...

Музыкальный ряд усиливает эффект восприятия немых кадров. Ритмичное гуканье валторны иронизирует над суетой сует в доме на Трубной, гитарные переборы добавляют лиризма даже туда, где он и не предусмотрен: например, в трудовые будни Парани Питуновой в качестве горничной. Но особенно на высоте – вокальные эффекты. За них отвечала музыкант и актриса из Мурманска Екатерина Ефремова.

Советские обыватели в озвученной ленте если и говорят, то утрированными голосами мультяшных персонажей вроде смурфиков.

– Господи, Парашка! – пищит героиня фильма, когда Параню выбирают депутатом Моссовета от профсоюза горничных. Слухозрители в восторге. Когда лента заканчивается и музыканты выходят на поклон, их буквально купают в аплодисментах.

– Как у вас родились такие звуковые ассоциации? – спрашиваю я Екатерину Ефремову. – Особенно эти мультяшные голоса? – Согласитесь, есть ощущение, что это мир ирреальный? Что так просто не может быть... Но это было. Для нас это сейчас как сон, иногда местами страшный. И мне казалось, что вот этот звуковой эффект очень хорошо передает этот сюрреализм происходящего, – ответила Екатерина. – И вообще нам было очень интересно подбирать какие-то звуки, даже бытовые, электронные, и все это вместе... Процесс творчества вообще необъясним. Мне кажется, здесь успех в сочетании чудесных музыкантов, когда с ними легко работать, они открыты для любого начинания и предложения. Это очень важно, когда делается какая-то совместная работа, причем с людьми, с которыми ты раньше не встречался.

– А до участия в фестивале Вы этот фильм не смотрели? – Когда меня пригласили на проект, я впервые этот фильм увидела, и я счастлива, что мне удалось его посмотреть. Мне кажется, рядовому зрителю, не историку кино, и в голову не придет что-то такое найти. Так что это была уникальная возможность. Я была потрясена. Я сама актриса, и я смотрю на актеров, как они живут в кадре, – это величайшее искусство. – Не было трудно в темноте играть? – Да нет, от экрана идет свет, и я даже отказалась от лампочек, потому что достаточно света.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО. Фото автора