10.09.2015 08:42

Большое будущее Сельдяного мыса

Когда спустили на воду яхту «Святой Петр», ожила морская жизнь Сельдяного мыса
Поморская шняка на верфи Соловецкого морского музея

Проект его развития предусматривает создание «живого» музейно-туристического комплекса

Сельдяной мыс расположен в самом сердце Соловков – напротив Святых ворот монастыря. Небольшой полуостров словно защищает бухту Благополучия с морской стороны. Это уникальное место не затерялось в богатейшей истории архипелага, а к началу XXI века на Сельдяном мысу началась новая жизнь – современная, но основанная на традициях. Здесь открылся замечательный морской музей, где на глазах гостей Соловков строился «Святой Петр» – копия первой морской яхты Петра I…

Во многом именно этот музей – неформальный, «живой», без привычных входных билетов – подсказал направление дальнейшего развития Сельдяного мыса.

Морской музей открылся в бывшем монастырском амбаре для гребных судов. Таких объектов в разной степени сохранности на полуострове еще много.

Пласты времени

– Сама идея развития Сельдяного мыса имеет достаточно долгую историю, – рассказывает Светлана Тюкина, помощник ректора Северного Арктического федерального университета и сотрудник Соловецкого морского музея.

– Еще в конце девяностых годов об этом говорил историк Сергей Васильевич Морозов, который работал в Соловецком музее-заповеднике. Разработкой этой территории занимался и коллектив из НИИ культурного и природного наследия имени Дмитрия Сергеевича Лихачева. Ведь Сельдяной мыс уникален тем, что на относительно небольшом пространстве сосредоточено множество исторических наслоений, смысловых пластов.

С давних времен здесь развивались промыслы и ремесла Соловецкого монастыря. Первым был лов сельди, которой мыс обязан своим названием. Сельдяную избу построили на мысу еще в XVII веке. Позднее появились канатный и салотопенный заводы, «бочкарная служба»... Многие постройки связаны с мореплаванием – амбары для хранения гребных судов и такелажа, для смоления канатов… К двум причалам – каменному и деревянному – приставали морские суда.

С этим местом также связан соловецкий эпизод Крымской войны. В лагерное время здесь находился отец Павел Флоренский. Большая наука в виде биостанции тоже зародилась именно в этом уголке Соловков.

Больше, чем музей

– По задумке Морозова, эта территория должна развиваться как музейно-просветительский комплекс, в котором бы демонстрировались традиционные промыслы и ремесла, – продолжает Светлана. – При этом дети и взрослые, приехавшие на Соловки, не только слушали бы рассказы о жизни и труде монахов, но и могли смастерить что-то своими руками.

Тогда же родилась идея морского музея, создала который общественная организация – «Товарищество северного мореходства». Она продолжила воплощать замыслы Морозова после его кончины. Открывшийся музей неожиданно для многих стал центром культурной жизни. И сегодня чего только в нем не бывает – концерты, лекции, детские спектакли, мастер-классы… Зимой сюда переезжает воскресная школа монастыря, здесь работают школа ремесел Соловецкого музея-заповедника, керамическая мастерская, плотницкий кружок и многое другое.

Тем временем на конце мыса, в здании биостанции, разместилась кресторезная мастерская Георгия Кожокаря, где формируется музей креста. С другой стороны полуострова – очень соловецкая по духу гостиница со старинной утварью и настоящей мастерской… Еще у одной местной жительницы на участке вырос целый ботанический сад в миниатюре.

– А после того как спустили на воду яхту «Святой Петр», ожила морская жизнь Сельдяного мыса. Соловчане ставят к причалу свои катера, сюда приходят яхты из Архангельска, Северодвинска и других мест. То есть одновременно в разных концах Сельдяного мыса стали складываться такие «живые» проекты, – подытожила Светлана Тюкина.

«Гавань благополучия»

В прошлом году в областном агентстве по развитию Соловецкого архипелага возник государственный заказ на создание комплексного проекта развития Сельдяного мыса. То, что во времена историка Морозова существовало на уровне идеи, стало обретать очертания.

Коллектив разработчиков весьма серьезный. Архангельскую область представляют заместитель губернатора Роман Балашов и двое ученых САФУ (для университета очень важны проекты развития территорий) – кандидат философских наук Светлана Тюкина и кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения Василий Матонин.

В разработке концепции развития «Гавани благополучия» – это официальное название проекта – также участвуют доцент МГУ Алексей Лаушкин и заместитель директора по науке Санкт-Петербургского музея «Ледокол Красин», ответственный секретарь Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при правительстве РФ Павел Филин (оба – кандидаты исторических наук).

Недавно на Соловках состоялся «круглый стол», посвященный развитию «Гавани благополучия». Концепция получила поддержку главы региона Игоря Орлова, который отметил «четкий план действий в интересах конкретной территории и людей».

Отдавать, а не зарабатывать

Весь проект можно разделить на два больших этапа – реставрация объектов и наполнение их новым смыслом, который в большинстве случаев продолжает старый.

Территория относится к особо охраняемым, поэтому никакого нового строительства здесь быть не может – только бережное сохранение того, что есть.

Такелажный амбар уже находится на «глубокой» реставрации – раскатан по бревнышкам. Это уникальный дом «в футляре»: внутри изба и трехуровневая галерея. В будущем здесь могут разместиться морские экспозиции, посвященные такелажу, плотницкие и столярные мастерские, а также инфраструктура для яхтсменов и вообще всех, кто приходит с моря.

Во многих странах есть такое понятие – «марина»: это полностью обустроенная гавань, где гости могут принять душ, пополнить запасы воды, починить яхту и так далее.

Очень нужен слип – приспособление для спуска судов на воду. Старинные причалы требуют восстановления.

Проект «Гавань благополучия» в дальнейшем может стать частью реконструкции всего морского фасада Соловков. То есть все, что видит мореплаватель при подходе к монастырю, должно быть в полном порядке.

При этом концепция должна учитывать особенности соловецкого мира, основанного на гармоничном сосуществовании.

– Он очень хрупкий, здесь нельзя ничего ломать, можно действовать только в рамках традиции. И еще на Соловках ничего нельзя развивать ради выгоды, – убеждена Светлана Тюкина. – Само место диктует уважение к истории, к православию, к теме лагерных страданий.

Здесь мы должны отдавать, а не зарабатывать. Это место памяти, рукотворное, а не виртуальное пространство, дающее возможность показать ремесло. Я много раз видела на мастер-классах по керамике, как меняются лица у взрослых и детей, которые просто лепят что-то из глины. Это будто первооснова всего. И вот такие первоначальные смыслы должны стать на Соловках ключевыми.

На острова нельзя приходить со своим уставом. Концепция должна быть согласована со всеми участниками соловецкой жизни – с монастырем, музеем-заповедником, местной властью, хозяевами частных владений и другими. Проект предусматривает государственно-частное партнерство.

Он рассчитан не на год-два, а на гораздо более длительный период. Потребуются и археологические изыскания, техническое задание по каждому объекту, поиск тех, кто готов подключиться к воплощению, и так далее.

Но ведь Соловки – это бесконечная история про вечность. И если все получится, Сельдяной мыс ждет большое будущее.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Марина ДАШИНА. Фото Светланы Гавриловой