24.03.2015 07:57

Поговорим о Пикассо?

Архангельский музей изобразительных искусств совместно с петербургским «Артцентром в Перинных рядах» открыли масштабную выставку графики Пабло Пикассо «Параграфы».

Девушка в драпировке как метафора творчества ПикассоВ экспозицию вошла 61 литография из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции. Выставка включает в себя работы основных этапов творчества художника: раннего периода, «голубого» (импрессионистического) периода, аналитического и синтетического кубизма, эскизы к самому знаменитому произведению Пикассо «Герника», серии позднего творчества «Торос и торерос», «Война и мир».

Впрочем, о деталях и этапах творчества знаменитого мастера расскажут искусствоведы на экскурсиях, на которые можно попасть до середины мая, – именно до этого времени будет работать выставка. На открытии многочисленные зрители могли полюбоваться на некую метафору творчества Пикассо – обнаженную девушку в драпировке, которую рисовал пастельными карандашами архангельский художник Александр Сверчков.

Конечно, Пикассо был эпатажным художником, как и другие великие мастера XX века. Кроме того, он был большим жизнелюбом и имел привычку часто жениться. Но по сравнению, скажем, с Сальвадором Дали, его можно назвать скромником, считает Дарья Эрдман , старший научный сотрудник отдела современного искусства музея.

На выставке можно увидеть серию женских портретов – от прекрасных ликов с соблюдением классических пропорций до сюрреалистических, буквально разламывающихся на части. Считается, что это портреты возлюбленных Пикассо, точное количество которых не смог назвать ни один биограф, как, впрочем, наверное, и он сам.

А еще Пабло Пикассо не боялся высказывать свое отношение к современности – посредством искусства, конечно. Иногда это могло стоить жизни ему самому и его близким. В апреле 1937 года фашистская авиация разрушила городок басков Гернику. Пикассо, пораженный этим событием, создает огромное полотно «Герника». В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж к Пабло Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» – задали мастеру вопрос о картине. «Нет, – ответил он, – это сделали вы!»

На выставке «Параграфы» представлен весь путь создания этой острой социально-политической картины в 37 эскизах и набросках. Именно у этих эскизов и предполагается экскурсия-разговор искусствоведов с посетителями о войне, о том, что такое антивоенное искусство, одним из лучших произведений которого и является «Герника» Пикассо. Картина «Герника» как нельзя лучше передает всю трагичность бессердечия людей – так посчитали первые ее зрители, современники художника. А ведь эта трагедия маленького городка, жители которого полностью погибли под бомбами и завалами, была лишь прелюдией к последующим ужасающим событиям Второй мировой войны.

Также на выставке уделено внимание позднему послевоенному творчеству мастера, в частности, его увлечению корридой и изображением боя быков в серии «Торос и торерос». А завершают выставку работы из серии «Война и мир», которые подводят итог творчества выдающегося мастера.

Возможно, кто-то посчитает, что Пикассо – это хорошо раскрученный бренд. Однако его талант никто не отнимает, и на этот вопрос искусствоведы в один голос говорят: Пикассо – это прежде всего великий художник, основоположник такого направления в искусстве, как кубизм, а уже потом – творческий провокатор. Во всяком случае, выставка испанского художника, скульптора, графика, театрального художника, керамиста и дизайнера Пабло Пикассо в Архангельске – это событие для города и области. А уже дело посетителей составить свое мнение о художнике, чьи полотна украшают залы самых знаменитых музеев мира.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото автора