20.05.2015 06:39

«Лучше не будем произносить слово «война»

Финал спектакля – поклон артистов – и несколько минут полной тишины в зале. Так, по словам режиссера Дмитрия Лохова, 30 лет назад реагировали зрители на спектакль «Ленинградская сказка» в Архангельском театре кукол.

Спектакль, поставленный к 40-летию Победы, вспоминали на вечере, прошедшем в театре кукол накануне 70-летнего юбилея Победы.

Девочка: «Я знаю, кто ты! Ты – Война!»«Ленинградская сказка» в свое время стала событием для Архангельска, ее отметили премией Архангельского комсомола. Но режиссеру и артистам спектакль дался нелегко, одно время его даже снимали с репертуара: эмоциональное напряжение в нем было так велико, что актерам нужен был отдых.

Почему Дмитрий Лохов взялся за столь непростую для кукольного театра тему? Сам он объясняет так: «Не знаю». Вроде как дали разнарядку поставить спектакль к очередному юбилею Победы, но режиссер меньше всего хотел, чтобы спектакль стал «очередным».

«Ленинградская сказка» – это попытка создать что-то свое, недежурное и нефальшивое. В спектакле режиссер попытался передать чувства маленькой свидетельницы страшных событий, происходивших во время блокады Ленинграда.

За основу взят дневник ленинградской девочки Тани Савичевой, который стал одним из символов Великой Отечественной войны и был предъявлен на Нюрнбергском процессе как обвинительный документ против нацистских преступников.

В спектакле жестокая Война посылает на одинокую Девочку, у которой умерли все родственники, страшный Голод и леденящий душу Холод. И в минуту трагической безысходности оживают и приходят на помощь Девочке любимые куклы – Клоун и фарфоровая кукла Марго. Вместе они противостоят Голоду, Холоду и самой Войне, которые приходят к Девочке, чтобы погубить ее. Вместе они помогают зазвучать волшебному Колокольчику, дающему надежду и веру в Победу.

Выжила ли Девочка в спектакле? Финал остается открытым, но, как сказал Дмитрий Лохов, «мы считаем, что выжила».

Но зрители, которые оставались в молчании какое-то время и не могли аплодировать артистам на поклоне, вероятно, осмысливали этот финал каждый по-своему. И нельзя сказать, что все отзывы были изначально положительными. По воспоминаниям Дмитрия Александровича, некогда спектакль показали слету партийных функционеров, которые, может быть, думали развлечься в театре. Так некоторые (не все) отзывы были такими: «Безобразие! Что нам тут показывают?»

Зато Архангельскому театру кукол дорого мнение, написанное неуверенными печатными буквами с грамматическими ошибками в словах и пропусками знаков препинания. Надо сказать, что в театре бережно сохранили все, что относилось к спектаклю «Ленинградская сказка». А мнение такое: «Таня была смелой девочкой. Она не боялась трех страшных чудовищ. Их звали Голод, Холод и Война. Ребята, правда ведь, мы не хотим войны. И лучше не будем произносить это слово».

Дети-зрители, судя по отзыву, реагировали на спектакль как на страшную сказку. Взрослые – как на реальность и потому плакали. Пьесу написал драматург Владимир Маслов, художник-постановщик Галина Максимычева, в спектакле звучала музыка Кшиштофа Пендерецкого.

Спектакль долго не сходил с архангельской сцены. Невозможно и сейчас без волнения смотреть рисунки зрителей по «Ленинградской сказке», читать отзывы детей и взрослых... К счастью, сохранилась видеозапись «Ленинградской сказки», которую и предложили посмотреть зрителям на недежурном вечере, посвященном такой непростой теме как «дети и война». После просмотра зрители говорили о том, что сегодня такие спектакли, как «Ленинградская сказка», непременно должны быть в репертуаре театра, предлагали возобновить старую постановку или поставить новую по этой пьесе.

Но не все так просто, считает Дмитрий Лохов. Очень трудно объединить игровую стихию театра с подлинной трагедией, особенно если речь идет о детях. Детям надо знать историю своей страны, своего народа, но пугать детей нельзя. И хотя тогдашний спектакль получился во многом мягким и лиричным, ныне худрук театра, по его словам, за него бы не взялся. А тогда – просто не мог не взяться, потому что будущий спектакль ему... приснился. Дмитрию Александровичу ничего не оставалось, как только начать работать над «Ленинградской сказкой».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото из архива Архангельского театра кукол