Николай Терюхин, главный художник театрального костюма Северного хора и известный модельер, создаёт новую коллекцию женской одежды на основе моды сороковых
Так как же одевались женщины в те времена, конечно, помимо телогреек и валенок, необходимых на тяжёлых оборонных работах?
– В Архангельске женщины всегда одевались лучше, чем в центральных районах страны, так повелось ещё с XVIII века. Город портовый, и последние новинки женской моды, модные журналы первым делом попадали в Архангельск, а уж после в Москву, – говорит Николай Терюхин. – Перед войной европейская мода просто хлынула в СССР через присоединение Прибалтийских республик и областей Западной Украины и Белоруссии.
– И какая она была, эта европейская мода?
– В тогдашнюю моду вошли лёгкие цветочные платья с рукавами «фонариком». Капроновые чулки, конечно, не все могли достать, и потому туфли оттеняли белыми носочками. В моду вошли «плечи», которые подкладывали под любые платья – шерстяные, шёлковые. Конечно, в глубинке Архангельской области разнообразия не было – завозили, допустим, ткань одной расцветки – в горошек, и полсела ходили в одинаковом. Но пытались разнообразить очень популярными в те времена белыми кружевными воротничками разных фасонов, различными вставочками из других материй или маминой брошкой.
– А как шили, в деревне ведь не было ателье?
– Рукодельничали все женщины, а более-менее профессиональные портнихи, которые шили модную одежду на дому, были не только в городе, но и почти в каждой деревне. Они ещё могли и перешить какой‑нибудь старинный ситцевый сарафан по тем образцам, что привозили из города – платьям или выкройкам. Иногда «подсматривали» в каком‑либо кинофильме, поскольку законодательницами мод в то время были актрисы.
– А во время войны мода существовала?
– Скажем так, поутихла – не было тканей, обуви. Носили предвоенные запасы, поскольку все ткани шли на нужды армии. После войны с лёгкими платьями женщины носили перешитые мужские пиджаки – их много осталось невостребованными в шкафах и сундуках. В моду вошли тюрбаны – ободок ткани из фетра, шёлка, бархата с узлом сверху, но чаще наши модницы сороковых таким образом наматывали вокруг головы простой платок. Сейчас такой тюрбан ассоциируется с богемным образом жизни.
– Мужская мода в те годы существовала?
– Вернувшиеся с войны мужчины чаще донашивали довоенные пиджаки и брюки. А поскольку обуви не было, то брюки заправляли в солдатские сапоги. И долго ещё ходили в гимнастёрках и френчах, пока не находили денег на покупку костюма или другой гражданской одежды.
– При том в американских фильмах сороковых годов с Хамфри Богартом мужчины такие элегантные…
– Не сравнивайте тогдашние условия модно одеваться в США и СССР. У нас тогда была, скорее, не мода, а необходимость, люди надевали то, что могли купить.
– После войны мода как таковая возродилась в нашей стране?
– Просто взрыв. Но после войны сама мода не сильно изменилась. Те же пиджаки с увеличенными плечами, ситцевые и крепдешиновые платья в мелкий цветочек. Чего греха таить – наши солдаты привозили своим любимым с войны трофейную одежду из Европы, назначение которой наши женщины не всегда понимали. Например, могли надеть шёлковую ночную сорочку «в пир и мир», принимая её за платье. Но по‑настоящему у нас взялись за моду в конце 1940‑х, когда в Москве создали Дом моделей, а потом подобные дома появились в столицах союзных республик.
– Сейчас много показывают военных сериалов, которые знатоки очень ругают за несоответствие одежды и интерьеров тем годам. Вы с ними согласны?
– Согласен. «Каша кашная»: платье из сороковых, туфли из шестидесятых. Или в деревенской избе висят на окнах занавески, которые сейчас можно купить в магазинах. Ну смешно…
– Что посоветуете современным девушкам, которые участвуют в реконструкциях вроде «На площадке танцевальной сорок первый год» и сами подбирают наряды.
– Для начала как следует изучить тему, за которую берёшься. Не надо ничего выдумывать, в своё время наши бабушки уже всё придумали. Вся мода сороковых возвращается, на современных подиумах это самый изысканный стиль. И подумать: для чего ты за это берёшься, как будешь себя чувствовать в этом наряде и как будешь вписываться в общий стиль с другими участниками реконструкции. И не уподобляться «стилистам» из современных военных сериалов, приводя довод: мол, «я так в кино видела». Лучше посмотреть фильмы сороковых «Жди меня», «Машенька», «Воздушный извозчик», чтобы хоть немножко понять то время, ту моду и ту нелёгкую жизнь тогдашних девушек – наших прабабушек.
Беседовала Елена ИРХА