10.02.2017 08:43

В Северном морском музее появился новый экспонат

Фото пресс-службы Северного морского музея

В постоянной экспозиции музея заняла свое место палубная доска парусно-моторной шхуны «Ломоносов» Совторгфлота.

На хранение в музей этот экспонат был передан в сентябре 2016 года поисковой группой ученого, краеведа Анатолия Каранина. Тогда Анатолий Феодосьевич выступил в музее с лекцией «Поисковые морские исследования», на которой рассказал подробно об истории шхуны и поделился планами на дальнейшие поисковые работы.

Палубная доска удачно дополнила предметный ряд витрины «Экспедиции к Северному полюсу». ведь само судно было приобретено царским правительством в Норвегии для поисков в 1913-14 годах пропавших арктических экспедиций Русанова, Брусилова и Седова.  

Правда, самые известные страницы своей истории оно пережило под иным названием – «Эклипс». «Эклипс» был построен в Абердине (морской порт в Шотландии) в 1867 году, это был барк, предназначавшийся для китобойного промысла, поэтому корпус сделали из дуба. 

Позже барк был продан в Норвегию, а потом – в Россию. Капитаном «Эклипса» был норвежец Отто Свердруп. Во время зимовки 1914-1915 годов на Таймыре команда барка встретилась с экспедицией Вилькицкого на «Таймыре» и «Вайгаче», и осенью 1915 года все три судна пришли в Архангельск. 

Затем «Эклипс» вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана как вспомогательное судно, а в 1918 году в результате пожара затонул.

Подняли его в 1928 году. Во время ремонта прямое парусное вооружение переменили на косое, отчего барк превратился в шхуну. Тогда же он получил и новое имя – «Ломоносов». Судно эксплуатировалось на зверобойных промыслах.

К началу Великой Отечественной «Ломоносов» находился в отстое. В 1942 году судно стояло у деревянного моста в районе 21-го лесозавода, там, где Соломбалка впадает в Маймаксанский рукав Двины. Попаданием бомбы «Ломоносов» получил пробоину, но не затонул, а сел на грунт разбитой кормой. Поднимали его зимой 1963 года. 

Поначалу судно решили отвести к Мудьюгу и там оставить, потом планы менялись несколько раз, в итоге его потащили не Маймаксанским, а Мурманским рукавом. Прошли деревню Чекаминка, и тут судно на понтонах хватило мели. И тут был отдан приказ: буксир отправить в город, отстропить понтоны и вытащить стропы из-под корпуса. «Ломоносов» так и остался между деревнями Чекаминка и Красное.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.