03.09.2019 09:17

Опыт одиночества

Фото facebook.com/festival.lubimovka
Павел Михайлов, Люба Стрижак, Мила Фахурдинова.

Этим летом в деревне Норинской Коношского района, там, где отбывал ссылку Иосиф Бродский, прошла драматургическая резиденция «Любимовка. Пауза»

Идея резиденции родилась у актёра, куратора антрепризы «Петербургская театральная тусовка» Павла Михайлова. По стихам поэта он играет моноспектакль «Бродский. Retweet». Бывал в Архангельске – со спектаклем «Театро ди Капуа» «Жизнь за царя». В Норинскую артист впервые приехал год назад – тогда‑то и захотел поделиться с кем‑то ощущением тишины деревенской жизни.

На грант Союза театральных деятелей и при поддержке фестиваля молодой драматургии «Любимовка» он организовал на месте ссылки поэта в Архангельской области резиденцию. Из 80 заявок отобрал четыре – от драматургов Любы Стрижак, Милы Фахурдиновой, Михаила Дегтярёва и Константина Стешика.

Авторы получили по десять дней своеобразного ретрита – без интернета, вдали от мегаполиса – на творчество. В итоге они написали пьесы и более крупные формы.

Мила Фахурдинова – кинорежиссёр и выпускница Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. Свой дебютный театральный текст – пьесу «Голая» – она написала в 2018 году и представила её на «Любимовке».

Свои впечатления о резиденции Мила Фахурдинова подробно изложила у себя на странице в «Фейсбуке». Призналась, что, подавая заявку, «даже не вчиталась, что это проживание в деревне Норинской, куда Бродский сослан был, и прожил 1,5 года, и многие мои любимые вещи именно там написал». Её, как «таблетка алказельтцера субботним утром», манили уединение и оторванность от связи северной деревни. Когда прошла – порадовалась, но без священного трепета.

– Всё открылось только на месте! – написала Мила Фахурдинова. – Надо заметить, что в русских деревнях я вообще не бывала, о быте сельском только из кино да из книг. И вот мы приехали, и сразу вся эта природа и аутентичность на меня столпом праведным обрушились! Боги, как же там красиво – поля, леса, реки-озёра. Птиц видимо-невидимо, животные – от медведей и лосей до лис с волками. Грибы-ягоды (первый раз чернику ела-собирала), травы целебные, чай – из того, что у дверей сорвёшь.

Пьесы Любы Стрижак ставили в «Гоголь-центре» Кирилла Серебренникова, в театре «Практика», театре-фестивале «Балтийский дом». В Норинскую она поехала, потому что подумала: «Страшно хочу в деревню».

Драматург чувствовала, что это будет ценный опыт, и не обманулась:

– Я не знаю, как объяснить этот волшебный и необходимый, мне кажется, если не каждому, то писателю точно опыт одиночества. Одиночество ценно тем, что ты как будто вспоминаешь себя, какой ты есть, без каждодневной рутины, обязательств и триггеров твоего внимания – общественной жизни, отношений… Боже, если подумать – интернет – сплошной триггер. Образами, словами, людьми, возможностями, смыслами… Хочу как‑то в свою жизнь привнести это состояние – жизнь без интернета. Выключать его, что ли, – на четыре дня в неделю, например. Я абсолютно точно перезагрузилась, почувствовала себя цельной и наполненной.

В деревне автор работала сразу с несколькими текстами – пьесами, задумки которых родились ранее. При этом по объёму они, по словам драматурга, тянут на прозу.

Пьесы и избранные отрывки произведений драматургов 6 сентября прочтут в Архангельском молодёжном театре на финальной читке параллельно с основными событиями «Любимовки» в Москве.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО, «Регион 29»