В Архангельском театре кукол показали премьеру, о рассказу Андрея Платонова «Фро»

6 ноября 12:21
Фото автора.
Фото автора.

Рассказ напечатан в 1937 году, в эпоху романтики первых пятилеток, коллективизации, индустриализации страны и стахановского ударного труда.

Спектакль и создан в советской эстетике, в том времени, когда казалось, что для советского человека нет ничего невозможного.

Но эстетика советского избавляет нас от сарказма. Возникает щемящая ирония, тоска о несбыточном, о том, что никогда не вернется…

Рассказ Платонова, как и вся русская классическая литература – о маленьком человеке, его «космосе» на фоне трескучих лозунгов и масштабного строительства нового мира, не видящих отдельных «винтиков» огромной машины. Молодая женщина Ефросинья, которую муж зовет Фро, живет в маленьком железнодорожном поселке. Ее отец – бывший паровозный машинист, а ныне пенсионер, не представляет себе жизни без работы и, в конце концов, добивается, что его иногда берут на подмену в рейс.

А муж Фро Федор уезжает на Дальний Восток «настраивать и пускать в работу таинственные электрические приборы. Он всегда занимался тайнами машин, надеясь посредством механизмов преобразовать весь мир для блага и наслаждения человечества или еще для чего-то – жена его точно не знала. Как всегда, за счастьем для всего человечества, не получается разглядеть любви близкого человека. Фро страдает и мечется, пытаясь спастись от тоски. Вот, собственно, и весь рассказ Платонова.

Поставил в Архангельском театре кукол «Фро» режиссер Петр Васильев, с прошлого года – главный режиссер Мурманского театра кукол, лауреат премии «Золотая Маска» и «Золотого софита». Сценография – Алевтины Торик, лауреата премии «Золотая Маска», давнего друга Архангельского театра. Вместе они поставили в Архангельском театре кукол спектакли «Царь Пузан», «Гуси-лебеди», «Путешествие «Голубой стрелы».

Сценография, к слову, поражает своей функциональностью – рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, вагончики, а ведь все с легкостью вращается-превращается в трибуну с залом, вокзал, танцевальную площадку, комнату и кровать. Никаких пауз и усилий актеров скрыть работу сценических механизмов. Первые зрители уже отметили этот изобразительный образ сцены, а как сказал режиссер, а ведь на обсуждении будущего спектакля Алевтина Торик принесла лишь листок с начерченными линиями – и только.

Поначалу предполагалось сделать куклы «Фро» марионетками, мол, в те годы судьбами людей управляли как марионетками – играючи отправляли в дальние края и не столь отдаленные, переселяли, перетасовывали как карты и переставляли фигуры на доске. Но потом от марионеток отказались и теперь куклы – в руках актеров. К слову, за короткое время в спектакле сложился прекрасный актерский ансамбль, всего четыре актера – Наталья Назаренко, Надежда Куклина, Илья Логинов, Анатолий Шкляев – сыграли множество персонажей. Режиссер Петр Васильев отметил, что ему «очень повезло с командой».

По мнению режиссера, который несомненно, поставил мелодраму для взрослого зрителя, в те годы произошла «подмена понятий», люди дезориентировались: Бога отменили, но взамен ничего не предложили, а кумирам веры не было (да они и менялись, быстро переходя в иную ипостась врагов народа). Платонов чувствовал эту потерянность людей как никакой другой писатель тех лет. Вот люди и держались друг за друга, за любовь к близкому человеку, без которого жизнь теряла всякий смысл.

Предложила поставить «Фро» в театре актриса Наталья Назаренко, она мечтала сыграть Ефросинью еще с третьего курса института. Ей этот образ близок и понятен, как и переживания разлученной с любимым человеком женщины.

А что же Фро? Она смирилась и осталась ждать на вокзале своего Федора, обратив наконец, внимание, что существует мир и без него – например, вот мальчик, что играет неподалеку – может, он и был тем человечеством, о счастье которого стоило позаботиться? Вот такое простое, «мещанское» счастье…



Елена ИРХА

Культура

27 ноября

Пре­по­да­ва­тели Теат­раль­ного инсти­тута имени Бори­са Щуки­на про­ве­дут мас­тер-клас­сы для ода­рён­ных под­рос­тков Поморья

26 ноября

Доб­ролю­бов­ка пред­ложи­ла вмес­те отметить день рож­де­ния Бори­са Гре­бен­щико­ва

25 ноября

Детей с инвал­ид­ностью нач­нут учить север­ным ремес­лам онлайн

25 ноября

В Архан­гельск при­ве­зут «Потеш­ный флот»

25 ноября

В Архан­гель­ске про­дол­жат цикл семи­нар­ов-прак­тику­мов по север­ным обрядам

25 ноября

В Архан­гель­ской области про­ве­дут пер­вый Моло­деж­ный фес­тиваль КВН

24 ноября

В Архан­гель­ске прой­дет кон­церт, посвящ­ен­ный 100-ле­тию писа­теля Фёдо­ра Абрамова

23 ноября

Каба­тухи, шуб­ей­ки и каф­таны: народ­ные мас­тера со всей области изу­чали тех­нику ста­рин­ного шитья

21 ноября

Играла на ман­доли­не и гита­ре: кар­пог­ор­ские учи­теля писа­теля Фёдо­ра Абрамова

20 ноября

В Архан­гель­ске откры­ли мемо­риаль­ную доску осно­ватель­нице Север­ного рус­ско­го народ­ного хора Антони­не Коло­тило­вой

20 ноября

Доб­рая акция «Крылья Ангела» про­хо­дит в Поморье

20 ноября

Жюри фото­кон­курса «Откры­тый Север» выбрало луч­шие сним­ки Архан­гель­ской области

20 ноября

В Архан­гель­ске на меж­дуна­род­ном кино­фес­тива­ле Arctic open предс­та­вят 11 премьер­ных фильмов

19 ноября

В Новод­винске про­шёл Север­ный меж­наци­ональ­ный форум

19 ноября

В при­мор­ской Уйме «ожи­вили» натюр­морты известных худож­ни­ков