06.11.2020 12:21

В Архангельском театре кукол показали премьеру, о рассказу Андрея Платонова «Фро»

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Рассказ напечатан в 1937 году, в эпоху романтики первых пятилеток, коллективизации, индустриализации страны и стахановского ударного труда.

Спектакль и создан в советской эстетике, в том времени, когда казалось, что для советского человека нет ничего невозможного.

Но эстетика советского избавляет нас от сарказма. Возникает щемящая ирония, тоска о несбыточном, о том, что никогда не вернется…

Рассказ Платонова, как и вся русская классическая литература – о маленьком человеке, его «космосе» на фоне трескучих лозунгов и масштабного строительства нового мира, не видящих отдельных «винтиков» огромной машины. Молодая женщина Ефросинья, которую муж зовет Фро, живет в маленьком железнодорожном поселке. Ее отец – бывший паровозный машинист, а ныне пенсионер, не представляет себе жизни без работы и, в конце концов, добивается, что его иногда берут на подмену в рейс.

А муж Фро Федор уезжает на Дальний Восток «настраивать и пускать в работу таинственные электрические приборы. Он всегда занимался тайнами машин, надеясь посредством механизмов преобразовать весь мир для блага и наслаждения человечества или еще для чего-то — жена его точно не знала. Как всегда, за счастьем для всего человечества, не получается разглядеть любви близкого человека. Фро страдает и мечется, пытаясь спастись от тоски. Вот, собственно, и весь рассказ Платонова.

Поставил в Архангельском театре кукол «Фро» режиссер Петр Васильев, с прошлого года – главный режиссер Мурманского театра кукол, лауреат премии «Золотая Маска» и «Золотого софита». Сценография – Алевтины Торик, лауреата премии «Золотая Маска», давнего друга Архангельского театра. Вместе они поставили в Архангельском театре кукол спектакли «Царь Пузан», «Гуси-лебеди», «Путешествие «Голубой стрелы».

Сценография, к слову, поражает своей функциональностью – рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, вагончики, а ведь все с легкостью вращается-превращается в трибуну с залом, вокзал, танцевальную площадку, комнату и кровать. Никаких пауз и усилий актеров скрыть работу сценических механизмов. Первые зрители уже отметили этот изобразительный образ сцены, а как сказал режиссер, а ведь на обсуждении будущего спектакля Алевтина Торик принесла лишь листок с начерченными линиями – и только.

Поначалу предполагалось сделать куклы «Фро» марионетками, мол, в те годы судьбами людей управляли как марионетками – играючи отправляли в дальние края и не столь отдаленные, переселяли, перетасовывали как карты и переставляли фигуры на доске. Но потом от марионеток отказались и теперь куклы – в руках актеров. К слову, за короткое время в спектакле сложился прекрасный актерский ансамбль, всего четыре актера – Наталья Назаренко, Надежда Куклина, Илья Логинов, Анатолий Шкляев - сыграли множество персонажей. Режиссер Петр Васильев отметил, что ему «очень повезло с командой».

По мнению режиссера, который несомненно, поставил мелодраму для взрослого зрителя, в те годы произошла «подмена понятий», люди дезориентировались: Бога отменили, но взамен ничего не предложили, а кумирам веры не было (да они и менялись, быстро переходя в иную ипостась врагов народа). Платонов чувствовал эту потерянность людей как никакой другой писатель тех лет. Вот люди и держались друг за друга, за любовь к близкому человеку, без которого жизнь теряла всякий смысл.

Предложила поставить «Фро» в театре актриса Наталья Назаренко, она мечтала сыграть Ефросинью еще с третьего курса института. Ей этот образ близок и понятен, как и переживания разлученной с любимым человеком женщины.

А что же Фро? Она смирилась и осталась ждать на вокзале своего Федора, обратив наконец, внимание, что существует мир и без него – например, вот мальчик, что играет неподалеку – может, он и был тем человечеством, о счастье которого стоило позаботиться? Вот такое простое, «мещанское» счастье…



Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА