А что, если оркестр сыграет в карьере?

11 февраля 10:25 Из газеты
Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Фото Марии АТРОЩЕНКО
Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Фото Марии АТРОЩЕНКО

Новый директор Поморской филармонии Василий Ларионов, отработав месяц в новой должности, представил журналистам концепцию развития Кирхи.

Как рассказывает сам Василий Ларионов, когда министр культуры предложила ему возглавить филармонию, он очень удивился:

— Филармония всегда была, на мой взгляд, несколько закрытой структурой, может быть, даже загадочной. Для меня так точно. Что там происходит, многие стесняются спросить, потому что признаться, что в высокой музыке не разбираешься, некоторым не позволяет чувство собственного достоинства.

Удивиться, казалось бы, было чему: например, у Ларионова нет музыкального образования: он международный аналитик.

Многоплановая примитивность

Василий Ларионов начал с изменения логотипа вверенного ему культурного учреждения. Логотип этот – воплощение одновременно примитивизма и символизма. Главный его элемент – это нарисованный на розовом фоне своеобразный ромб, который образуют пять параллельных прямых разной длины. Появился у Поморской филармонии и своего рода слоган – «Сердце музыки».

Вообще «сердце» и «музыка» – это смысловые доминанты идеи: они притягивают к себе множество других образов, цепляющихся друг за друга: звуковую волну, кардиограмму, натянутые струны… Кроме того, вертикальные линии очень тонко намекают на само здание Кирхи – единственное произведение неоготической архитектуры в Архангельске, – а также своей устремлённостью ввысь и графичностью неуловимо напоминают очертания знаменитой «высотки» и органа Камерного зала, который в прошлом году отметил 25‑летие.

Само собой, что у сложного в своей простоте логотипа сразу появилось множество противников. По словам самого же Василия Ларионова, начать с логотипа было необходимо по следующим причинам:

— Логотип – это внешний символ, который должен быть у любых перемен. Он позволяет нам сказать: «Смотрите, изменения начались!» И, по сути, потом этот фирменный стиль во многом будет оправдывать все те изменения, которые будут происходить. Но, подчеркну, это не будут изменения ради изменений. А что касается прежнего фирменного стиля, мы подняли этот вопрос: логотип возник в 2003 году, поэтому назвать его историческим, наверное, будет не совсем верно.

Не обидеть старых друзей и обрести новых

Как любой руководитель учреждения культуры и одновременно менеджер, Василий Ларионов ставит вполне понятные цели – увеличение прибыли и рост посещаемости. На самом деле, по словам Ларионова, у филармонии с доходом от концертов и так всё неплохо:

— 39 процентов дохода филармонии – это доходы от нашей собственной коммерческой деятельности. – У наших коллег по стране эта цифра варьируется от 10 до 20 процентов. Мы очень эффективно работаем, но я считаю, что это не предел. Процент убыточных концертов у нас составляет всего 6,5 процента.

Василий Ларионов мечтает дотянуть процент дохода до 45. И, конечно, расширить круг слушателей: не в ущерб преданной и проверенной публике привлечь новую – молодую. И поделился такими цифрами:

— Я изучал статистику Лондонского филармонического оркестра, и оказалось, что 90 процентов жителей любого крупного города никогда не были в филармонии. А постоянных зрителей у филармонии не более трёх процентов.

Музыкальная экспансия

Перебороть эту тенденцию Ларионов собирается с помощью новых форматов работы – «Музыка плюс…», «Филармония Light» и, конечно, главного принципа – «Открытая филармония». Принцип открытости должен затронуть даже филармонический буфет: его планируется превратить в полноценное городское кафе, работающее даже тогда, когда концертов нет.

Открыть филармонию директор планирует и для туристов: по его словам, одно из турагентств Архангельска уже разрабатывает экскурсионный маршрут по Кирхе, основанный на истории Немецкой слободы.

По словам Василия, перед Кирхой сейчас стоит точно такая же задача, как и перед всеми филармониями страны – превращение из концертного зала в мультикультурный центр. Её ставит концепция развития академической музыки, принятая в правительстве России.

Кроме того, новый директор подчеркнул, что те изменения, которые ждут филармонию – это не сугубо его воля, но и инициатива самих артистов.

— Это то, чем наши артисты сами давным-давно хотели заниматься. Например, говорят они мне: «Почему бы нам перед концертом не встретиться с публикой и и не рассказать, что мы будем играть?» Или – выйти на улицу, сыграть на набережной! «Мы бы хотели попробовать, – сказали мне артисты, – мы сидим в своём немного замкнутом мирке, а мы готовы сыграть там, где нас никто не ожидает увидеть».

Поиск новых площадок – это один из векторов развития. По словам Василия Ларионова, в скором времени артисты филармонии начнут выступать в окружных домах культуры Архангельска, давая жителям Маймаксы и Цигломени возможность прикоснуться к академическому искусству.

Филармония будет искать и другие площадки – Северный морской музей, научную библиотеку имени Добролюбова, театр драмы и даже больше:

— На нас выходят предприятия и спрашивают: «А можно, ваши артисты приедут играть к нам?» Почему бы и нет? Например, оркестр играет на взлётно-посадочной полосе космодрома Плесецк, в огромном карьере Севералмаза или в Кенозерском парке, – поделился амбициями и мечтами Василий Ларионов.

Просветительской работе в «новом курсе» тоже уделяется огромное внимание: в планах – проведение музыкальных лекториев, круглых столов и даже бесплатных открытых репетиций. Они, по мнению Ларионова, должны снять определённую напряжённость, которую чувствуют зрители, не разбирающиеся в академическом искусстве. А также помогут заглянуть в механику процесса.

Слияние и раскрепощение

Ждут Кирху также расширение жанровой палитры и творческие альянсы.

— Мы хотим попробовать формат «Музыка плюс…»: музыка плюс литература, даже плюс кулинария! Иногда проходят вечера, когда люди что‑то готовят, и весь процесс сопровождается живой классической музыкой. Мне кажется, классно, – пояснил Василий Ларионов. – Музыка плюс изобразительное искусство: пусть дети рисуют на концертах классической музыки! Западные филармонии давно уже стали проводить совместные выступления с музыкантами совершенно разных жанров: вплоть до того, что кто‑то читает рэп под аккомпанемент оркестра. Главный дирижёр Исландского симфонического оркестра рассказала, что они смогли преодолеть инерцию только концертами на стыке жанров. Они единственные в мире добились того, что 40 процентов населения Исландии было на филармонических концертах.

Так, например, 1 марта филармония начнёт продажу двух новых детских абонементов – джазового и рокового. С первым Кирхе поможет Тим Дорофеев, а со вторым – руководитель рок-клуба «Колесо» Александр Мезенцев.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

18 октября

Рес­тав­ра­ция само­го кра­си­во­го «стро­ган­ов­ско­го» храма в Архан­гель­ской области завер­шится к концу ноября

18 октября

Архан­гель­ская щеп­ная птица счас­тья оста­нет­ся в одном из арт-прос­транств Сочи

18 октября

Актер Евге­ний Кня­зев про­чтет «Бори­са Году­нова» в Архан­гель­ске и Севе­род­винске

17 октября

В Архан­гель­ске откро­ют­ся сразу три выставки, посвящ­ен­ные 100-ле­тию Совет­ской милиции

16 октября

Север­ный хор про­сит помощи в соз­да­нии музея север­ного быта

16 октября

В Архан­гель­ске сос­то­ялась пре­зен­та­ция книги для детей актера Сер­гея Микушева

16 октября

Архан­гельск гото­вит­ся к меж­дуна­род­ному фес­тива­лю джаза

16 октября

Сот­рудн­ик музея ИЗО Архан­гель­ска Любовь Гор­буно­ва отслу­жила на ниве куль­туры 50 лет

15 октября

Певи­цу из Вась­ково выбрал Лео­нид Агутин

14 октября

На Пинежье про­шла пре­зен­та­ция новой книги Олега Лари­на «Сюже­ты нена­пис­ан­ных рас­ска­зов»

14 октября

Архан­гель­ские «Про­сто пар­ни» отмеча­ют пяти­ле­тие группы

13 октября

Вла­ди­мир Познер: «Мне не нра­вит­ся, когда меня мон­тиру­ют»

12 октября

Архан­гельск при­мет участ­ни­ков Все­рос­сийско­го теле­визи­он­ного кон­курса «ТЭФИ-Реги­он»

12 октября

В Архан­гель­ске высту­пит извест­ная аме­рик­ан­ская джа­зо­вая певи­ца Мэнди Гейнс

12 октября

Нор­вежс­кие и архан­гель­ские биб­ли­оте­кари искали путь к читателю

Похожие материалы

16 октября Культура

Сот­рудн­ик музея ИЗО Архан­гель­ска Любовь Гор­буно­ва отслу­жила на ниве куль­туры 50 лет

14 октября Культура

Архан­гель­ские «Про­сто пар­ни» отмеча­ют пяти­ле­тие группы

13 октября Культура

Вла­ди­мир Познер: «Мне не нра­вит­ся, когда меня мон­тиру­ют»

3 октября Культура

Экза­мен для пар­ня, кото­рый «слез с коня»: в Мос­кве про­шла выставка архан­гель­ского художника

2 октября Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: «Пиши о том, что колется!»

2 октября Культура

Трен­ды ново­го сезо­на – сказ­ки и Сереб­ренни­ков

1 октября Культура

Архан­гель­ский драм­те­атр. Кто всег­да давал в долг, а кто был Андже­ли­ной Джоли

30 сентября Из жизни

«До Кот­ласа из Авст­рии дед доб­рался толь­ко поздней осенью 1917 года...»

26 сентября Культура

Из Суры – к батюшке

23 сентября Культура

Люд­мила Кру­ти­ко­ва-Аб­рамо­ва: «Я всё сде­лала, чтобы Абрамо­ву был памятник»

22 сентября Культура

Звез­да по имени Вера

19 сентября Культура

Актри­се Архан­гель­ского дра­ма­ти­чес­кого теат­ра Ольге Зуб­ко­вой исполни­лось 80 лет

19 сентября Культура

В Выстав­оч­ном зале Союза худож­ни­ков откры­лась выставка «Бегу­щее время»