11.02.2017 10:25

А что, если оркестр сыграет в карьере?

Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Фото Марии АТРОЩЕНКО

Новый директор Поморской филармонии Василий Ларионов, отработав месяц в новой должности, представил журналистам концепцию развития Кирхи.

Как рассказывает сам Василий Ларионов, когда министр культуры предложила ему возглавить филармонию, он очень удивился:

– Филармония всегда была, на мой взгляд, несколько закрытой структурой, может быть, даже загадочной. Для меня так точно. Что там происходит, многие стесняются спросить, потому что признаться, что в высокой музыке не разбираешься, некоторым не позволяет чувство собственного достоинства.

Удивиться, казалось бы, было чему: например, у Ларионова нет музыкального образования: он международный аналитик.

Многоплановая примитивность

Василий Ларионов начал с изменения логотипа вверенного ему культурного учреждения. Логотип этот – воплощение одновременно примитивизма и символизма. Главный его элемент – это нарисованный на розовом фоне своеобразный ромб, который образуют пять параллельных прямых разной длины. Появился у Поморской филармонии и своего рода слоган – «Сердце музыки».

Вообще «сердце» и «музыка» – это смысловые доминанты идеи: они притягивают к себе множество других образов, цепляющихся друг за друга: звуковую волну, кардиограмму, натянутые струны… Кроме того, вертикальные линии очень тонко намекают на само здание Кирхи – единственное произведение неоготической архитектуры в Архангельске, – а также своей устремлённостью ввысь и графичностью неуловимо напоминают очертания знаменитой «высотки» и органа Камерного зала, который в прошлом году отметил 25‑летие.

Само собой, что у сложного в своей простоте логотипа сразу появилось множество противников. По словам самого же Василия Ларионова, начать с логотипа было необходимо по следующим причинам:

– Логотип – это внешний символ, который должен быть у любых перемен. Он позволяет нам сказать: «Смотрите, изменения начались!» И, по сути, потом этот фирменный стиль во многом будет оправдывать все те изменения, которые будут происходить. Но, подчеркну, это не будут изменения ради изменений. А что касается прежнего фирменного стиля, мы подняли этот вопрос: логотип возник в 2003 году, поэтому назвать его историческим, наверное, будет не совсем верно.

Не обидеть старых друзей и обрести новых

Как любой руководитель учреждения культуры и одновременно менеджер, Василий Ларионов ставит вполне понятные цели – увеличение прибыли и рост посещаемости. На самом деле, по словам Ларионова, у филармонии с доходом от концертов и так всё неплохо:

– 39 процентов дохода филармонии – это доходы от нашей собственной коммерческой деятельности. – У наших коллег по стране эта цифра варьируется от 10 до 20 процентов. Мы очень эффективно работаем, но я считаю, что это не предел. Процент убыточных концертов у нас составляет всего 6,5 процента.

Василий Ларионов мечтает дотянуть процент дохода до 45. И, конечно, расширить круг слушателей: не в ущерб преданной и проверенной публике привлечь новую – молодую. И поделился такими цифрами:

– Я изучал статистику Лондонского филармонического оркестра, и оказалось, что 90 процентов жителей любого крупного города никогда не были в филармонии. А постоянных зрителей у филармонии не более трёх процентов.

Музыкальная экспансия

Перебороть эту тенденцию Ларионов собирается с помощью новых форматов работы – «Музыка плюс…», «Филармония Light» и, конечно, главного принципа – «Открытая филармония». Принцип открытости должен затронуть даже филармонический буфет: его планируется превратить в полноценное городское кафе, работающее даже тогда, когда концертов нет.

Открыть филармонию директор планирует и для туристов: по его словам, одно из турагентств Архангельска уже разрабатывает экскурсионный маршрут по Кирхе, основанный на истории Немецкой слободы.

По словам Василия, перед Кирхой сейчас стоит точно такая же задача, как и перед всеми филармониями страны – превращение из концертного зала в мультикультурный центр. Её ставит концепция развития академической музыки, принятая в правительстве России.

Кроме того, новый директор подчеркнул, что те изменения, которые ждут филармонию – это не сугубо его воля, но и инициатива самих артистов.

– Это то, чем наши артисты сами давным-давно хотели заниматься. Например, говорят они мне: «Почему бы нам перед концертом не встретиться с публикой и и не рассказать, что мы будем играть?» Или – выйти на улицу, сыграть на набережной! «Мы бы хотели попробовать, – сказали мне артисты, – мы сидим в своём немного замкнутом мирке, а мы готовы сыграть там, где нас никто не ожидает увидеть».

Поиск новых площадок – это один из векторов развития. По словам Василия Ларионова, в скором времени артисты филармонии начнут выступать в окружных домах культуры Архангельска, давая жителям Маймаксы и Цигломени возможность прикоснуться к академическому искусству.

Филармония будет искать и другие площадки – Северный морской музей, научную библиотеку имени Добролюбова, театр драмы и даже больше:

– На нас выходят предприятия и спрашивают: «А можно, ваши артисты приедут играть к нам?» Почему бы и нет? Например, оркестр играет на взлётно-посадочной полосе космодрома Плесецк, в огромном карьере Севералмаза или в Кенозерском парке, – поделился амбициями и мечтами Василий Ларионов.

Просветительской работе в «новом курсе» тоже уделяется огромное внимание: в планах – проведение музыкальных лекториев, круглых столов и даже бесплатных открытых репетиций. Они, по мнению Ларионова, должны снять определённую напряжённость, которую чувствуют зрители, не разбирающиеся в академическом искусстве. А также помогут заглянуть в механику процесса.

Слияние и раскрепощение

Ждут Кирху также расширение жанровой палитры и творческие альянсы.

– Мы хотим попробовать формат «Музыка плюс…»: музыка плюс литература, даже плюс кулинария! Иногда проходят вечера, когда люди что‑то готовят, и весь процесс сопровождается живой классической музыкой. Мне кажется, классно, – пояснил Василий Ларионов. – Музыка плюс изобразительное искусство: пусть дети рисуют на концертах классической музыки! Западные филармонии давно уже стали проводить совместные выступления с музыкантами совершенно разных жанров: вплоть до того, что кто‑то читает рэп под аккомпанемент оркестра. Главный дирижёр Исландского симфонического оркестра рассказала, что они смогли преодолеть инерцию только концертами на стыке жанров. Они единственные в мире добились того, что 40 процентов населения Исландии было на филармонических концертах.

Так, например, 1 марта филармония начнёт продажу двух новых детских абонементов – джазового и рокового. С первым Кирхе поможет Тим Дорофеев, а со вторым – руководитель рок-клуба «Колесо» Александр Мезенцев.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО