А что, если оркестр сыграет в карьере?

11 февраля 10:25 Из газеты
Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Фото Марии АТРОЩЕНКО
Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Фото Марии АТРОЩЕНКО

Новый директор Поморской филармонии Василий Ларионов, отработав месяц в новой должности, представил журналистам концепцию развития Кирхи.

Как рассказывает сам Василий Ларионов, когда министр культуры предложила ему возглавить филармонию, он очень удивился:

— Филармония всегда была, на мой взгляд, несколько закрытой структурой, может быть, даже загадочной. Для меня так точно. Что там происходит, многие стесняются спросить, потому что признаться, что в высокой музыке не разбираешься, некоторым не позволяет чувство собственного достоинства.

Удивиться, казалось бы, было чему: например, у Ларионова нет музыкального образования: он международный аналитик.

Многоплановая примитивность

Василий Ларионов начал с изменения логотипа вверенного ему культурного учреждения. Логотип этот – воплощение одновременно примитивизма и символизма. Главный его элемент – это нарисованный на розовом фоне своеобразный ромб, который образуют пять параллельных прямых разной длины. Появился у Поморской филармонии и своего рода слоган – «Сердце музыки».

Вообще «сердце» и «музыка» – это смысловые доминанты идеи: они притягивают к себе множество других образов, цепляющихся друг за друга: звуковую волну, кардиограмму, натянутые струны… Кроме того, вертикальные линии очень тонко намекают на само здание Кирхи – единственное произведение неоготической архитектуры в Архангельске, – а также своей устремлённостью ввысь и графичностью неуловимо напоминают очертания знаменитой «высотки» и органа Камерного зала, который в прошлом году отметил 25‑летие.

Само собой, что у сложного в своей простоте логотипа сразу появилось множество противников. По словам самого же Василия Ларионова, начать с логотипа было необходимо по следующим причинам:

— Логотип – это внешний символ, который должен быть у любых перемен. Он позволяет нам сказать: «Смотрите, изменения начались!» И, по сути, потом этот фирменный стиль во многом будет оправдывать все те изменения, которые будут происходить. Но, подчеркну, это не будут изменения ради изменений. А что касается прежнего фирменного стиля, мы подняли этот вопрос: логотип возник в 2003 году, поэтому назвать его историческим, наверное, будет не совсем верно.

Не обидеть старых друзей и обрести новых

Как любой руководитель учреждения культуры и одновременно менеджер, Василий Ларионов ставит вполне понятные цели – увеличение прибыли и рост посещаемости. На самом деле, по словам Ларионова, у филармонии с доходом от концертов и так всё неплохо:

— 39 процентов дохода филармонии – это доходы от нашей собственной коммерческой деятельности. – У наших коллег по стране эта цифра варьируется от 10 до 20 процентов. Мы очень эффективно работаем, но я считаю, что это не предел. Процент убыточных концертов у нас составляет всего 6,5 процента.

Василий Ларионов мечтает дотянуть процент дохода до 45. И, конечно, расширить круг слушателей: не в ущерб преданной и проверенной публике привлечь новую – молодую. И поделился такими цифрами:

— Я изучал статистику Лондонского филармонического оркестра, и оказалось, что 90 процентов жителей любого крупного города никогда не были в филармонии. А постоянных зрителей у филармонии не более трёх процентов.

Музыкальная экспансия

Перебороть эту тенденцию Ларионов собирается с помощью новых форматов работы – «Музыка плюс…», «Филармония Light» и, конечно, главного принципа – «Открытая филармония». Принцип открытости должен затронуть даже филармонический буфет: его планируется превратить в полноценное городское кафе, работающее даже тогда, когда концертов нет.

Открыть филармонию директор планирует и для туристов: по его словам, одно из турагентств Архангельска уже разрабатывает экскурсионный маршрут по Кирхе, основанный на истории Немецкой слободы.

По словам Василия, перед Кирхой сейчас стоит точно такая же задача, как и перед всеми филармониями страны – превращение из концертного зала в мультикультурный центр. Её ставит концепция развития академической музыки, принятая в правительстве России.

Кроме того, новый директор подчеркнул, что те изменения, которые ждут филармонию – это не сугубо его воля, но и инициатива самих артистов.

— Это то, чем наши артисты сами давным-давно хотели заниматься. Например, говорят они мне: «Почему бы нам перед концертом не встретиться с публикой и и не рассказать, что мы будем играть?» Или – выйти на улицу, сыграть на набережной! «Мы бы хотели попробовать, – сказали мне артисты, – мы сидим в своём немного замкнутом мирке, а мы готовы сыграть там, где нас никто не ожидает увидеть».

Поиск новых площадок – это один из векторов развития. По словам Василия Ларионова, в скором времени артисты филармонии начнут выступать в окружных домах культуры Архангельска, давая жителям Маймаксы и Цигломени возможность прикоснуться к академическому искусству.

Филармония будет искать и другие площадки – Северный морской музей, научную библиотеку имени Добролюбова, театр драмы и даже больше:

— На нас выходят предприятия и спрашивают: «А можно, ваши артисты приедут играть к нам?» Почему бы и нет? Например, оркестр играет на взлётно-посадочной полосе космодрома Плесецк, в огромном карьере Севералмаза или в Кенозерском парке, – поделился амбициями и мечтами Василий Ларионов.

Просветительской работе в «новом курсе» тоже уделяется огромное внимание: в планах – проведение музыкальных лекториев, круглых столов и даже бесплатных открытых репетиций. Они, по мнению Ларионова, должны снять определённую напряжённость, которую чувствуют зрители, не разбирающиеся в академическом искусстве. А также помогут заглянуть в механику процесса.

Слияние и раскрепощение

Ждут Кирху также расширение жанровой палитры и творческие альянсы.

— Мы хотим попробовать формат «Музыка плюс…»: музыка плюс литература, даже плюс кулинария! Иногда проходят вечера, когда люди что‑то готовят, и весь процесс сопровождается живой классической музыкой. Мне кажется, классно, – пояснил Василий Ларионов. – Музыка плюс изобразительное искусство: пусть дети рисуют на концертах классической музыки! Западные филармонии давно уже стали проводить совместные выступления с музыкантами совершенно разных жанров: вплоть до того, что кто‑то читает рэп под аккомпанемент оркестра. Главный дирижёр Исландского симфонического оркестра рассказала, что они смогли преодолеть инерцию только концертами на стыке жанров. Они единственные в мире добились того, что 40 процентов населения Исландии было на филармонических концертах.

Так, например, 1 марта филармония начнёт продажу двух новых детских абонементов – джазового и рокового. С первым Кирхе поможет Тим Дорофеев, а со вторым – руководитель рок-клуба «Колесо» Александр Мезенцев.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

18 февраля

Выставка «Нас­ледни­ки земли Ломо­носо­ва» путе­шес­тву­ет по райо­нам области

17 февраля

В воск­ре­сенье в «Малых Коре­лах» сос­то­ит­ся откры­тие мас­лен­ич­ной недели

17 февраля

В Севе­род­винске прой­дет музы­каль­ный фес­тиваль «Вдох­нове­ние»

16 февраля

В Архан­гельск едет мамон­те­нок Люба

16 февраля

В Архан­гельск прие­дет звез­да миро­вого уровня

15 февраля

Юные талан­ты Севе­род­винска получи­ли премии

15 февраля

В АГКЦ пока­жут спек­такль, посвящ­ен­ный соло­вец­ким юнгам

15 февраля

Север­ный мор­ской музей приг­лаша­ет оку­нуть­ся в море музыки

14 февраля

Мюзикл «Снеж­ная Коро­лева» про­шел с аншлагом

14 февраля

Ольга Лой­тер и Роман Пет­ров вмес­те споют о любви

14 февраля

Коро­ли скрип­ки в Помор­ской филар­мо­нии

14 февраля

В Севе­род­винске сос­то­ит­ся битва чте­цов лири­ки Пушкина

13 февраля

Севе­род­винс­кий крае­вед­чес­кий музей предс­та­вит новую постоя­нную экспо­зи­цию

13 февраля

В Доме моло­дежи можно бес­платно уви­деть часть кар­тин все­рос­сийс­кой выставки «Лики России»

13 февраля

В Архан­гель­ске наз­ваны лау­ре­аты Дель­фий­ско­го фестиваля

Похожие материалы

12 февраля Культура

Севе­род­винс­кий андегра­унд устро­ит про­вока­цию в биб­ли­оте­ке

12 февраля Культура

Севе­род­винс­кая мас­тери­ца гото­вит кукол для Арктики

11 февраля Культура

Книгу «Мезе­ни живая вода» предс­та­вили чита­те­лям в Север­ном мор­ском музее

11 февраля Культура

А что, если оркестр сыг­ра­ет в карьере?

7 февраля Культура

«Мой театр начи­нал­ся с гар­дер­об­щицы»

28 января Культура

Руби­ли добро и стройно

27 января Культура

Архан­гельск, архит­ек­тура кото­рого легка и изящна

26 января Культура

«Мы с вну­ком Толс­то­го побежа­ли тушить музей»

25 января Культура

Сны Ника­са Саф­роно­ва уви­дят в Севе­род­винске

24 января Культура

Зачем моск­ви­чам архан­гель­ская речь

22 января Культура

Коло­бок здесь горячий!

21 января Культура

Что детям – праз­дник, то теат­рам – марафон

19 января Культура

Чтобы раск­ра­сить мир, надо пра­вильно сме­шать краски