Редчайшие иконы Апокалипсиса покажут в Архангельском музее изобразительных искусств

20 мая 2017 8:41
Фото автора
Фото автора

Это две оставшиеся иконы из целого комплекса «Откровения Иоанна Богослова».

Они более известны как Апокалипсис, который содержит 22 главы. Сохранившиеся иконы – это иллюстрации к завершающим главам Апокалипсиса. Специалисты определили, что иконы написаны на рубеже XVII-XVIII веков и буквально до последнего времени музейщики не знали – откуда, из каких церквей и земель они взялись.

Про них было известно лишь то, что они поступили в 1961 году в музей изобразительных искусств из Архангельского краеведческого музея (тогда изобразительный музей только открывался и встал вопрос о формировании фонда). Иконы были столь черными от времени, что трудно было разобрать их содержание.

И вот на днях, как выяснила Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», иконы происходят из Нижних Матигор. Некогда там стоял храм Иоанна Богослова, ныне несуществующий. Рядом с ним стоял другой храм – Борисоглебский, и в трапезной этого храма и находился комплекс из 14 икон Откровений Иоанна Богослова.

Причем, если судить по архивам, то уже в 1801 году иконы уже были в плохом состоянии, значит, написаны они и того раньше. К концу XIX века из 14 икон комплекса осталось только четыре, по свидетельству Иустина Сибирцева, архангельского историка, этнографа, краеведа, члена-корреспондента Академии наук. И до нас, в конечном счете, дошли только две.

Что запечатлено на клеймах, изображающих сцены Апокалипсиса, что под ними написано на старославянском языке, почему иконы с изображением Страшного суда были распространены на Севере чаще, чем в других местах России – об этом можно узнать на экскурсии 20 мая в 20.30 в музейную «Ночь».

Кто читал Библию, знает, что Откровения Иоанна Богослова заканчиваются пророчеством о том, что тяжёлую борьбу увенчает победа Бога над дьяволом. Так что, самые страшные сцены начала планетарной катастрофы были написаны на тех иконах, которые утрачены. Нам же «достались» самые жизнеутверждающие сцены Откровений.

Предполагается, что иконы цикла «Откровений» писали иконописцы из артели Холмогорского архиерейского дома. А реставрировали их спустя более 200 лет московские специалисты Центра реставрации имени И. Э. Грабаря Сергей Добрынин и Тамара Милова.

Архангельские иконы, едва «показавшись» широкой публике, уедут на все лето в вологодский Кирилло-Белозерский музей-заповедник на всероссийскую выставку редких икон. Но возможность их увидеть все-таки у архангелогородцев есть – сегодня, в «Ночь музеев».

Елена ИРХА

Культура

27 мая

Сту­ден­чес­кие отряды Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на кон­курс авторс­кой песни

27 мая

«Паль­то дона­ши­ваю отцовск­ое!»

26 мая

Архан­гель­ский театр драмы пока­жет мини-сери­ал по Дос­то­ев­ско­му на Youtube

26 мая

Кено­зерье откро­ет­ся для турис­тов с пер­вого июня в осо­бом режиме

25 мая

Биб­ли­оте­ка «Рус­ский Север» предс­та­вила выпус­ки «Прав­ды Севе­ра» с 1929 по 1946 годы

25 мая

Музей Бори­сова предс­та­вил шес­тую выставку про­ек­та «Сок­рови­ща Севера»

25 мая

Онлайн-фес­тиваль Arkhangelsk Blues прив­лёк 54 тыся­чи зрителей

24 мая

На север­ном камне расти…

24 мая

Про­то­поп Авва­кум и его нес­гора­емое слово

24 мая

Север­ный хор пока­жет кон­церт оркестра рус­ских народ­ных инстру­мен­тов онлайн

22 мая

Онлайн-фес­тиваль Arkhangelsk Blues прив­лёк более трёх тысяч зрителей

21 мая

В фонд наци­ональ­ного парка «Онеж­ское Поморье» поступи­ли новые экспонаты

21 мая

В Архан­гель­ске про­дол­жа­ет­ся фес­тиваль блюза

20 мая

Фес­тиваль Arkhangelsk Blues начи­на­ет свои транс­ля­ции

20 мая

Теп­ло­ход «Ком­му­нар» ста­нет экспо­на­том Север­ного морс­ко­го музея