20.05.2017 08:41

Редчайшие иконы Апокалипсиса покажут в Архангельском музее изобразительных искусств

Фото автора

Это две оставшиеся иконы из целого комплекса «Откровения Иоанна Богослова».

Они более известны как Апокалипсис, который содержит 22 главы. Сохранившиеся иконы – это иллюстрации к завершающим главам Апокалипсиса. Специалисты определили, что иконы написаны на рубеже XVII-XVIII веков и буквально до последнего времени музейщики не знали – откуда, из каких церквей и земель они взялись.

Про них было известно лишь то, что они поступили в 1961 году в музей изобразительных искусств из Архангельского краеведческого музея (тогда изобразительный музей только открывался и встал вопрос о формировании фонда). Иконы были столь черными от времени, что трудно было разобрать их содержание.

И вот на днях, как выяснила Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», иконы происходят из Нижних Матигор. Некогда там стоял храм Иоанна Богослова, ныне несуществующий. Рядом с ним стоял другой храм – Борисоглебский, и в трапезной этого храма и находился комплекс из 14 икон Откровений Иоанна Богослова.

Причем, если судить по архивам, то уже в 1801 году иконы уже были в плохом состоянии, значит, написаны они и того раньше. К концу XIX века из 14 икон комплекса осталось только четыре, по свидетельству Иустина Сибирцева, архангельского историка, этнографа, краеведа, члена-корреспондента Академии наук. И до нас, в конечном счете, дошли только две.

Что запечатлено на клеймах, изображающих сцены Апокалипсиса, что под ними написано на старославянском языке, почему иконы с изображением Страшного суда были распространены на Севере чаще, чем в других местах России – об этом можно узнать на экскурсии 20 мая в 20.30 в музейную «Ночь».

Кто читал Библию, знает, что Откровения Иоанна Богослова заканчиваются пророчеством о том, что тяжёлую борьбу увенчает победа Бога над дьяволом. Так что, самые страшные сцены начала планетарной катастрофы были написаны на тех иконах, которые утрачены. Нам же «достались» самые жизнеутверждающие сцены Откровений.

Предполагается, что иконы цикла «Откровений» писали иконописцы из артели Холмогорского архиерейского дома. А реставрировали их спустя более 200 лет московские специалисты Центра реставрации имени И. Э. Грабаря Сергей Добрынин и Тамара Милова.

Архангельские иконы, едва «показавшись» широкой публике, уедут на все лето в вологодский Кирилло-Белозерский музей-заповедник на всероссийскую выставку редких икон. Но возможность их увидеть все-таки у архангелогородцев есть – сегодня, в «Ночь музеев».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА