27.02.2020 14:07

К столетию Абрамова: «Не верьте тому, что написано на 409‑й странице»…

Афиша районного Дома культуры (Карпогоры)
Заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Николай Лавров в роли Михаила Пряслина («Дом») на сцене Архангельского областного театра им. М. В. Ломоносова. 26 февраля 1990 г.
Любимые песни писателя исполняют его друзья-артисты. Слева направо: народный артист РФ Игорь Скляр, народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР Лев Додин и заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР Сергей Бехтерев. 28 февраля 1990 г.

Это произошло в 1990 году, то есть ровно тридцать лет назад. Тогда в Архангельске, Карпогорах и Верколе торжественно отмечалась 70‑я годовщина со дня рождения Фёдора Абрамова

Приехали друзья Фёдора Александровича: писатели Василий Белов, Владимир Крупин, Александр Михайлов, часть труппы Ленинградского Малого драматического театра, которым и по сей день руководит Лев Абрамович Додин. На сцене областного драматического театра имени М. В. Ломоносова актёры показали фрагменты из спектакля «Дом», поставленного по одноимённому роману Фёдора Абрамова.

Митинг у могилы Фёдора Абрамова. На первом плане заслуженный артист РФ Сергей Власов. 28 февраля 1990 г.Из всего, что тогда отсняла на фотоплёнку, для этой публикации я предоставила всего один снимок, на котором в роли Михаила Пряслина запечатлён актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Николай Лавров.

После окончания театрального торжества большинство из гостей отправились на железнодорожный вокзал, чтобы сесть в поезд. И тут вдруг выяснилось, что в Карпогоры мне предстояло ехать в одном вагоне с артистами…

Торжества продолжились на родине Фёдора Абрамова. Помню, что после окончания спектакля в районном доме культуры меня тоже позвали на сцену, где нас построили для общего снимка. Получился ли он, за все минувшие годы я так и не выяснила. Стояли все плотно, некоторые даже в обнимку. Я оказалась возле Сергея Бехтерева, которого до этого видела в хороших фильмах. Мои ладони до сих пор помнят мягкий, приятный на ощупь свитер, в который был одет этот замечательный артист. Своей сдержанной игрой он умел передавать тончайшие нюансы человеческих переживаний…

Народная артистка РФ, лауреат Государственной премии СССР Татьяна Шестакова (Лизавета – «Дом») в Верколе. 28 февраля 1990 г.Утром следующего дня из Карпогор на автобусах поехали в Верколу, где односельчане писателя встречали дорогих гостей с хлебом-солью. Разумеется, многие фрагменты веркольского торжества я тоже запечатлела на фотоплёнку. Например, когда Игорь Скляр, Лев Додин и Сергей Бехтерев, стоя у могилы Абрамова, исполняли под гитару те самые песни, которые они когда‑то вместе с Фёдором Александровичем Абрамовым пели ещё в пору подготовки спектакля «Братья и сёстры», впоследствии ставшего поистине легендарным, удостоенным Государственной премии СССР. Столько лет прошло, а на этот спектакль (он идёт два вечера подряд) театралы по‑прежнему ломятся.

Готовясь к торжеству, веркольцы заранее расчистили от снега пространство вокруг Автографы Дмитрия Клопова, Фёдора Мельникова и Ивана Просвирнина на оборотной стороне пригласительной открыткимогилы Абрамова и утрамбовали снежные сугробы. На них‑то (чтобы лучше видеть) и взобралась местная молодёжь. Среди прочих кадров, на которых я запечатлела митинг, самым удачным, на мой взгляд, получился тот, где на первом плане с кинокамерой в руках артист Сергей Власов. Он был молод, но уже знаменит. Прекрасно сыграл одного из главных отрицательных персонажей в фильме «Холодное лето 1953 года». В 1989 году эта кинокартина была удостоена Государственной премии СССР и премии «Ника».

Деревянный памятник писателю (его вытесал Дмитрий Михайлович Клопов, веркольский друг Абрамова) тогда, что называется, доживал последние дни. Пройдёт ещё пять месяцев, Автографы артистов Ленинградского Малого драматического театра и архангельского поэта Николая Журавлёваи в начале августа того же 1990 года вместо этого первоначального надгробия был установлен гранитный памятник. Его автор – ленинградский художник Фёдор Фёдорович Мельников, которого Фёдор Абрамов называл «другом своей души». Запечатлеть на фотоплёнку весь процесс монтажа этого памятника довелось только мне – для этого специально приезжала в Верколу. Моим попутчиком тогда был отец Владимир, настоятель Архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора. Он благословил монтажников на начало работы и к концу дня, когда памятник был установлен, освятил на нём крест.

Однако вернусь к февральским торжествам. 1990 год не был високосным, поэтому и календарный день, в который родился Фёдор Александрович, отсутствовал.

Вечером 28 февраля все гости и принаряженные веркольцы собрались на «поминальную вечерину» в местном клубе, где были накрыты длинные столы с угощениями. Мне посчастливилось: я сидела рядом с Дмитрием Михайловичем Клоповым, с Фёдором Фёдоровичем Мельниковым и с Иваном Никандровичем Просвирниным (первым директором местного музея Фёдора Абрамова). По моей просьбе они оставили на оборотной стороне моей пригласительной открытки свои автографы. К примеру, Иван Никандрович написал такое: «Пусть этот памятный день на земле Фёдора Абрамова останется добрым следом в Вашей памяти».

Как видите, «добрый след» остался, я ничего и никого не забыла. К тому же те абрамовские торжества (в нашей области они тогда проводились впервые) остались не только в моей памяти, но и запечатлелись на моих снимках, которые теперь хранятся в Архангельском литературном музее.

Но и это ещё не всё, что я привезла из Верколы в тот раз. За соседним столом, который располагался параллельно нашему, сидели ленинградские актёры, и я решила взять автографы и у них. Для этого пригодилась книга под названием «Дорогой ценой» с подзаголовком «Писатели о русском крестьянстве середины XX века». Её я приобрела накануне в Карпогорах. Под одной обложкой этого сборника (издан он в 1989 году) помимо абрамовского очерка «Вокруг да около» оказались произведения ещё четырнадцати русских писателей: Андрея Платонова, Бориса Можаева, Евгения Носова, Александра Яшина…

Автограф вдовы Фёдора АбрамоваНа пустынном книжном форзаце додинцы оставляли свои автографы охотно, с улыбками и прибаутками. А поэт Николай Журавлёв – в ту пору он возглавлял архангельскую областную писательскую организацию – сам напросился оставить автограф. С моим мужем, Борисом Михайловичем Егоровым, Николай Андреевич был хорошо знаком, поэтому в своей шутливой фразе припомнил и его, написав: «На счастье совсем очарованный (пусть Борис не сердится). Н. Журавлёв».

А в конце лета того же 1990 года Людмила Владимировна Крутикова после летнего отдыха в Верколе возвращалась в Ленинград. До самолёта времени ещё было предостаточно, и вдова писателя, сопровождаемая его племянницей Галиной Михайловной Абрамовой, на несколько часов остановилась у нас в квартире. За обеденным столом, помимо прочего, говорили и о юбилейных февральских торжествах, и об установке на могиле Абрамова гранитного надгробия. Свои впечатления я иллюстрировала собственными фотоснимками. Потом решила похвастаться и книгой с автографами актёров.

Ещё издали увидев знакомую ей книгу, Людмила Владимировна спросила, читала ли я 409‑ю страницу. Я растерялась. К своему стыду, совершенно не помнила, что там, на этой 409‑й странице. Оказалось, в заключительном разделе «Об авторах» составители книги рядом с фамилией Фёдора Абрамова указали неправильные даты его жизни (1920–1975)…

Без какой‑либо просьбы с моей стороны гостья изъявила желание внести своё уточнение, и я протянула ей ручку. Форзац целиком был заполнен автографами додинцев, и тогда вдова писателя оставила свой одинокий автограф на странице титульного разворота: «Не верьте тому, что написано на стр. 409 о Фёдоре Абрамове. Л. Крутикова. 22. VIII 90».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила ЕГОРОВА, лауреат литературной премии им. Фёдора Абрамова. Фото автора из коллекции Архангельского литературного музея