«Мой театр начинался с гардеробщицы»

7 февраля 9:45 Из газеты
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

Заведующая литературной частью Архангельского театра драмы Нина Самойлович отметила 40 лет работы.

Что такое завлит в театре? Это тот, кто читает массу малопонятных пьес, «переводит» их в удобоваримые форматы и не соглашается с режиссёром ни в каких вопросах.

Примерно так представляют себе эту вымирающую профессию большинство зрителей. В истории российского театра известны случаи, когда завлиты очень много значили в творчестве режиссёров – как Павел Марков во МХАТе. В современных театрах появляются «специалисты по связям с общественностью», менеджеры чего‑то там, но завлитов старой школы, которые считали свою профессию служением, они заменить не могут.

Таким «аксакалом» может считаться Нина Самойлович. С ней – наш разговор о профессии и театре.

Об авторах и пьесах

– Нина Борисовна, на завлитов ещё где‑то учат?

— Театроведческие факультеты выпускают театроведов, историков театра. Завлитом можно стать непосредственно в стенах театра. Его выбирает себе главный режиссёр, и завлит делает то, что от него ждёт худрук. Конечно, читает пьесы, участвует в репертуарной политике, работает с авторами, у какого‑то режиссёра – сидит на репетициях, ведёт их запись, у какого‑то – личный секретарь, у какого‑то – пишет инсценировки по интересным литературным новинкам и так далее. Своим учителем я считаю Эдуарда Семёновича Симоняна, который дал мне очень много. За 40 лет работы в театре сменилось много главных, были среди них интересные: Виктор Терентьев, Пётр Суворов, Пётр Орлов…

Я прошла в театре много профессий – гардеробщицы, реквизитора, помощника режиссёра, прежде чем стала завлитом. Ещё школьницей моё воображение поразила Дина Морисовна Шварц, завлит ленинградского БДТ, друг и помощник Товстоногова… И моя школьная мечта сбылась!

– И что оказалось в реальности?

— Вы не представляете, как мне было тяжело. Я – человек застенчивый, а завлит – профессия общественная, лицо театра. Надо было вести творческие встречи, выступать на худсоветах – а там сидели ведущие артисты, перед которыми я трепетала…

Работала с местными авторами, один из которых писал пьесы исключительно про революцию и интервенцию. Приносил листочки, исписанные карандашом, от руки, вкривь и вкось, и требовал поставить это на сцене немедленно. Вот я «разгребала» эти творения, добросовестно их читала и писала ответы очень вежливо, почему их пьесы не подойдут. Знаете, потом даже благодарили. А сейчас присылают пьесы по интернету, если говорить о начинающих и самодеятельных авторах.

– А что вообще можно сказать о современной драматургии?

— О том, что у нас нет современной актуальной драматургии, говорят все и всегда. Я не согласна с этим. Пьес писали и пишут очень много, и всегда можно подобрать что‑нибудь стоящее. Одно время была мода на беспросветную «чернуху», желание видеть грязь и только грязь. Сейчас молодые драматурги тоже этим грешат, но с уклоном в психологическую натуру героев. Смешных, добрых комедий всегда было мало. Если говорить по фамилиям, то талантливые драматурги в России пока не переводятся, например, Яна Пулинович. Сейчас в Северодвинском театре идёт постановка по её пьесе – «Жанна», в Архангельском молодёжном театре – «Золочёные лбы».

Об успехах и провалах

– За 40 лет вашего служения в Архангельском театре бывали и успех, и провалы. Какие из них запомнились?

— Самый успешный период – при Эдуарде Симоняне, художественном руководителе театра. Но симоняновского «Бориса Годунова» просто растоптали в газетах, а на самом деле спектакль был очень интересный. Это не было провалом, это был успех, но кто теперь этому поверит, читая те статьи?

Безусловный успех – спектакль «Две зимы и три лета» по Абрамову. Этот спектакль Симоняна был визитной карточкой Архангельского театра, по нему нас узнавали на гастролях в других городах. Верите ли, на этом спектакле люди в Одессе плакали, переживая за судьбу северян-пекашинцев.

– А что бы вы отнесли к провалам?

— Девяностые годы. Нечего вспомнить – сплошные провалы. Спектакли выпускались разными режиссёрами, которые «ценою подешевле», и настолько они были некачественными, а иногда – откровенно вульгарными, что и называть их не хочу. Зрители вообще не ходили в театр.

– Тогда ни в какой театр не ходили. И критики говорили, что театр как вид искусства умер…

— Театр не умрёт никогда! Никакое кино или телевидение не сравнится с театром по силе воздействия на зрителя. И потом, в театре можно сделать всё! Абсолютно всё! Например, показать Бородинское сражение только светом, музыкой, звуком – и это даст такой всплеск воображения, что ни одна съёмка с вертолёта так не заденет душу зрителя.

– Что такое, по‑вашему, современное прочтение режиссёром классической пьесы?

— Современное прочтение – это современное мышление. Необязательно одевать актёров в джинсы и кроссовки, а нужно найти новые грани характера героев, новые ходы в отношениях. Но насчёт отношений надо быть очень осторожным, иначе может быть и такое «прочтение»: Петя Трофимов в «Вишнёвом саде» – любовник Раневской…

Об актёрах и публике

– У вас есть любимые актёры, любимый спектакль своего театра драмы?

— Наш театр всегда славился прекрасными актёрами. Их любили, узнавали на улицах. В детстве моей любимой актрисой была Бланка Воронкова, мы буквально ходили за ней следом, я даже подражала ей, когда мы в самодеятельности пытались репетировать «Старшую сестру» Володина… А Василий Андреевич Каленчук! Он пришёл в театр после фронта, без образования, сначала бегал в массовке, а через несколько лет стал ведущим актёром театра. Зрители его обожали, особенно зрительницы! Он был талантлив, красив и порядочен.

Гордость нашего театра, нашего города – народный артист СССР Сергей Плотников, которого по фильмам знала вся страна. А Светочка Невоструева – уникальнейшая травести, не каждый театр имел в своей труппе такую актрису. А как она играла Лизку Пряслину!.. Сам Фёдор Абрамов отмечал, что она родилась для этой роли. Именно за эту роль ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Меня в наш театр водили с детства. Помню, меня потряс спектакль «Барабанщица», я совсем маленькая была. Запомнились «Проводы белых ночей» по пьесе Веры Пановой, «Потерянный сын» Арбузова…

– Есть разница между столичными актёрами и провинциальными?

— Если хороший актёр – то никакой разницы нет.

– У вас есть рецепт аншлага в театре?

— Ой, даже не знаю… Вот выпустили спектакль, мы все в восторге, нам всё нравится, а зритель плохо идёт. А на какую‑то пустышку зрители буквально валом валят. Но иногда наши восторги соединяются с восторгами зрителей – вот это счастье!.. В старых подшивках газет за 1920‑е годы я читала такой отзыв-возмущение: почему архангельский зритель идёт на пошлую оперетту «Прекрасная Елена» и не идёт на спектакль о революции, который, несомненно, является лучшим в этом сезоне? Недоработка, товарищи…

Елена ИРХА

Культура

16 декабря

В Архан­гель­ске про­шла пре­зен­та­ция книги экс-началь­ника Пле­сец­кого кос­модро­ма

16 декабря

В честь Архан­гель­ской области выпу­щен худо­жест­ве­нный мар­киро­ван­ный конверт

15 декабря

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

14 декабря

45 бан­не­ров в цен­тре Архан­гель­ска иллюстри­ру­ют 80-лет­нюю исто­рию области

14 декабря

Пять собы­тий в Архан­гель­ской области получи­ли ста­тус «наци­ональ­ных»

14 декабря

В Кар­гопо­ле сос­то­ит­ся фес­тиваль коло­коль­ного искусства «Хрус­таль­ные звоны»

14 декабря

Идет прием заявок на кон­курс «Юные голо­са Поморья»

13 декабря

Уни­каль­ный кон­церт сос­то­ит­ся в честь 80-ле­тия Архан­гель­ской области

12 декабря

В Гос­тиных дво­рах чита­те­лям предс­та­вят книгу «Цирк в Архан­гель­ске: пер­вые сто лет»

12 декабря

Ансамбль «Друж­ба» из Архан­гель­ска побе­дил на меж­дуна­род­ном кон­курсе в Эстонии

10 декабря

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря

Победи­те­лем кино­фес­тива­ля «Arctic Open» стал фильм по сце­на­рию сына Вла­ди­ми­ра Высоцкого

10 декабря

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

9 декабря

В Доб­ролю­бов­ке откро­ет­ся выставка Кот­ласско­го объе­ди­не­ния худож­ни­ков «Кален­дарь»

8 декабря

Архан­гель­ский филар­мони­чес­кий оркестр исполн­ит «Сере­наду барыш­не Европе»

Похожие материалы

10 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря Культура

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

8 декабря Культура

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт бри­танс­ко­го музы­кан­та Эндрю Кинга

6 декабря Культура

Пер­вый кино­фес­тиваль стран Аркти­ки «Arctic Open» стар­ту­ет 7 декабря

3 декабря Культура

Лите­рат­ур­ная Нян­дома утёр­ла нос лите­рат­ур­ному Архан­гель­ску

29 ноября Культура

В Архан­гель­ске вышла книга детс­ко­го врача и пере­вод­чика Марии Пик­кель «Судь­ба на фоне ХХ века»

28 ноября Культура

О тро­гатель­ном муль­тфильме школь­ни­ков из Верх­не­тоем­ско­го райо­на узна­ла вся область

23 ноября Культура

Архан­гель­ский худож­ник о путе­шес­твии дли­ной в три года. «Там, где Бого­роди­ца – игуменья»

21 ноября Культура

В День духов­ной куль­туры Архан­гель­ска Доб­ролю­бов­ка пере­даст книгу XV века областно­му Госу­дарст­вен­ному архиву

19 ноября Культура

В Архан­гель­ске вру­чили пре­мии за луч­шие крае­вед­чес­кие и истори­чес­кие издания

13 ноября Культура

Может ли север­ная девуш­ка быть слиш­ком изящ­ной, а парень – горячим?

13 ноября Культура

Евге­ний Кня­зев – об авторс­ком и клас­сич­ес­ком теат­рах и впе­чат­лени­ях от постано­вок Архан­гель­ского теат­ра драмы

8 ноября Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Искры боль­шого пожара»