«Мой театр начинался с гардеробщицы»

7 февраля 9:45 Из газеты
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

Заведующая литературной частью Архангельского театра драмы Нина Самойлович отметила 40 лет работы.

Что такое завлит в театре? Это тот, кто читает массу малопонятных пьес, «переводит» их в удобоваримые форматы и не соглашается с режиссёром ни в каких вопросах.

Примерно так представляют себе эту вымирающую профессию большинство зрителей. В истории российского театра известны случаи, когда завлиты очень много значили в творчестве режиссёров – как Павел Марков во МХАТе. В современных театрах появляются «специалисты по связям с общественностью», менеджеры чего‑то там, но завлитов старой школы, которые считали свою профессию служением, они заменить не могут.

Таким «аксакалом» может считаться Нина Самойлович. С ней – наш разговор о профессии и театре.

Об авторах и пьесах

– Нина Борисовна, на завлитов ещё где‑то учат?

— Театроведческие факультеты выпускают театроведов, историков театра. Завлитом можно стать непосредственно в стенах театра. Его выбирает себе главный режиссёр, и завлит делает то, что от него ждёт худрук. Конечно, читает пьесы, участвует в репертуарной политике, работает с авторами, у какого‑то режиссёра – сидит на репетициях, ведёт их запись, у какого‑то – личный секретарь, у какого‑то – пишет инсценировки по интересным литературным новинкам и так далее. Своим учителем я считаю Эдуарда Семёновича Симоняна, который дал мне очень много. За 40 лет работы в театре сменилось много главных, были среди них интересные: Виктор Терентьев, Пётр Суворов, Пётр Орлов…

Я прошла в театре много профессий – гардеробщицы, реквизитора, помощника режиссёра, прежде чем стала завлитом. Ещё школьницей моё воображение поразила Дина Морисовна Шварц, завлит ленинградского БДТ, друг и помощник Товстоногова… И моя школьная мечта сбылась!

– И что оказалось в реальности?

— Вы не представляете, как мне было тяжело. Я – человек застенчивый, а завлит – профессия общественная, лицо театра. Надо было вести творческие встречи, выступать на худсоветах – а там сидели ведущие артисты, перед которыми я трепетала…

Работала с местными авторами, один из которых писал пьесы исключительно про революцию и интервенцию. Приносил листочки, исписанные карандашом, от руки, вкривь и вкось, и требовал поставить это на сцене немедленно. Вот я «разгребала» эти творения, добросовестно их читала и писала ответы очень вежливо, почему их пьесы не подойдут. Знаете, потом даже благодарили. А сейчас присылают пьесы по интернету, если говорить о начинающих и самодеятельных авторах.

– А что вообще можно сказать о современной драматургии?

— О том, что у нас нет современной актуальной драматургии, говорят все и всегда. Я не согласна с этим. Пьес писали и пишут очень много, и всегда можно подобрать что‑нибудь стоящее. Одно время была мода на беспросветную «чернуху», желание видеть грязь и только грязь. Сейчас молодые драматурги тоже этим грешат, но с уклоном в психологическую натуру героев. Смешных, добрых комедий всегда было мало. Если говорить по фамилиям, то талантливые драматурги в России пока не переводятся, например, Яна Пулинович. Сейчас в Северодвинском театре идёт постановка по её пьесе – «Жанна», в Архангельском молодёжном театре – «Золочёные лбы».

Об успехах и провалах

– За 40 лет вашего служения в Архангельском театре бывали и успех, и провалы. Какие из них запомнились?

— Самый успешный период – при Эдуарде Симоняне, художественном руководителе театра. Но симоняновского «Бориса Годунова» просто растоптали в газетах, а на самом деле спектакль был очень интересный. Это не было провалом, это был успех, но кто теперь этому поверит, читая те статьи?

Безусловный успех – спектакль «Две зимы и три лета» по Абрамову. Этот спектакль Симоняна был визитной карточкой Архангельского театра, по нему нас узнавали на гастролях в других городах. Верите ли, на этом спектакле люди в Одессе плакали, переживая за судьбу северян-пекашинцев.

– А что бы вы отнесли к провалам?

— Девяностые годы. Нечего вспомнить – сплошные провалы. Спектакли выпускались разными режиссёрами, которые «ценою подешевле», и настолько они были некачественными, а иногда – откровенно вульгарными, что и называть их не хочу. Зрители вообще не ходили в театр.

– Тогда ни в какой театр не ходили. И критики говорили, что театр как вид искусства умер…

— Театр не умрёт никогда! Никакое кино или телевидение не сравнится с театром по силе воздействия на зрителя. И потом, в театре можно сделать всё! Абсолютно всё! Например, показать Бородинское сражение только светом, музыкой, звуком – и это даст такой всплеск воображения, что ни одна съёмка с вертолёта так не заденет душу зрителя.

– Что такое, по‑вашему, современное прочтение режиссёром классической пьесы?

— Современное прочтение – это современное мышление. Необязательно одевать актёров в джинсы и кроссовки, а нужно найти новые грани характера героев, новые ходы в отношениях. Но насчёт отношений надо быть очень осторожным, иначе может быть и такое «прочтение»: Петя Трофимов в «Вишнёвом саде» – любовник Раневской…

Об актёрах и публике

– У вас есть любимые актёры, любимый спектакль своего театра драмы?

— Наш театр всегда славился прекрасными актёрами. Их любили, узнавали на улицах. В детстве моей любимой актрисой была Бланка Воронкова, мы буквально ходили за ней следом, я даже подражала ей, когда мы в самодеятельности пытались репетировать «Старшую сестру» Володина… А Василий Андреевич Каленчук! Он пришёл в театр после фронта, без образования, сначала бегал в массовке, а через несколько лет стал ведущим актёром театра. Зрители его обожали, особенно зрительницы! Он был талантлив, красив и порядочен.

Гордость нашего театра, нашего города – народный артист СССР Сергей Плотников, которого по фильмам знала вся страна. А Светочка Невоструева – уникальнейшая травести, не каждый театр имел в своей труппе такую актрису. А как она играла Лизку Пряслину!.. Сам Фёдор Абрамов отмечал, что она родилась для этой роли. Именно за эту роль ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Меня в наш театр водили с детства. Помню, меня потряс спектакль «Барабанщица», я совсем маленькая была. Запомнились «Проводы белых ночей» по пьесе Веры Пановой, «Потерянный сын» Арбузова…

– Есть разница между столичными актёрами и провинциальными?

— Если хороший актёр – то никакой разницы нет.

– У вас есть рецепт аншлага в театре?

— Ой, даже не знаю… Вот выпустили спектакль, мы все в восторге, нам всё нравится, а зритель плохо идёт. А на какую‑то пустышку зрители буквально валом валят. Но иногда наши восторги соединяются с восторгами зрителей – вот это счастье!.. В старых подшивках газет за 1920‑е годы я читала такой отзыв-возмущение: почему архангельский зритель идёт на пошлую оперетту «Прекрасная Елена» и не идёт на спектакль о революции, который, несомненно, является лучшим в этом сезоне? Недоработка, товарищи…

Елена ИРХА

Культура

18 февраля

Выставка «Нас­ледни­ки земли Ломо­носо­ва» путе­шес­тву­ет по райо­нам области

17 февраля

В воск­ре­сенье в «Малых Коре­лах» сос­то­ит­ся откры­тие мас­лен­ич­ной недели

17 февраля

В Севе­род­винске прой­дет музы­каль­ный фес­тиваль «Вдох­нове­ние»

16 февраля

В Архан­гельск едет мамон­те­нок Люба

16 февраля

В Архан­гельск прие­дет звез­да миро­вого уровня

15 февраля

Юные талан­ты Севе­род­винска получи­ли премии

15 февраля

В АГКЦ пока­жут спек­такль, посвящ­ен­ный соло­вец­ким юнгам

15 февраля

Север­ный мор­ской музей приг­лаша­ет оку­нуть­ся в море музыки

14 февраля

Мюзикл «Снеж­ная Коро­лева» про­шел с аншлагом

14 февраля

Ольга Лой­тер и Роман Пет­ров вмес­те споют о любви

14 февраля

Коро­ли скрип­ки в Помор­ской филар­мо­нии

14 февраля

В Севе­род­винске сос­то­ит­ся битва чте­цов лири­ки Пушкина

13 февраля

Севе­род­винс­кий крае­вед­чес­кий музей предс­та­вит новую постоя­нную экспо­зи­цию

13 февраля

В Доме моло­дежи можно бес­платно уви­деть часть кар­тин все­рос­сийс­кой выставки «Лики России»

13 февраля

В Архан­гель­ске наз­ваны лау­ре­аты Дель­фий­ско­го фестиваля

Похожие материалы

12 февраля Культура

Севе­род­винс­кий андегра­унд устро­ит про­вока­цию в биб­ли­оте­ке

12 февраля Культура

Севе­род­винс­кая мас­тери­ца гото­вит кукол для Арктики

11 февраля Культура

Книгу «Мезе­ни живая вода» предс­та­вили чита­те­лям в Север­ном мор­ском музее

11 февраля Культура

А что, если оркестр сыг­ра­ет в карьере?

7 февраля Культура

«Мой театр начи­нал­ся с гар­дер­об­щицы»

28 января Культура

Руби­ли добро и стройно

27 января Культура

Архан­гельск, архит­ек­тура кото­рого легка и изящна

26 января Культура

«Мы с вну­ком Толс­то­го побежа­ли тушить музей»

25 января Культура

Сны Ника­са Саф­роно­ва уви­дят в Севе­род­винске

24 января Культура

Зачем моск­ви­чам архан­гель­ская речь

22 января Культура

Коло­бок здесь горячий!

21 января Культура

Что детям – праз­дник, то теат­рам – марафон

19 января Культура

Чтобы раск­ра­сить мир, надо пра­вильно сме­шать краски