Параллельная жизнь деревянного зодчества: сверхмалые Корелы

16 января 15:09
Фото автора
Фото автора

Самодеятельный мастер Степан Шуваев (1925–2004) изобрёл авторскую технологию ручных работ, однако до сих пор они никогда не появлялись на выставках

– Сейчас ручной труд исчезает, а у отца был к нему талант, который не всем даётся: он сам сделал свои столярные инструменты, сам построил дачу без единого чертежа, исключительно на глаз, – рассказывает Михаил Шуваев, сын Степана Филипповича. – Макеты церквей и строений из Малых Корел он создавал по открыткам – не ставил задачу идеально соблюсти все пропорции, а вот материал готовил предельно тщательно.

Наследие Степана Шуваева невелико и интересно прежде всего в свете личности автора и его собственной технологии. Уроженец Долгощелья Мезенского района по образованию и профессии не имел никакого отношения к древесине – он работал газоэлектросварщиком в СМУ-1 строительно-монтажного треста № 2. Макетирование, которое архангельский умелец освоил с нуля без наставников и пособий, было для него скорее способом арт-терапии, чем творчеством. При этом он придумал или переоткрыл очень редкий метод. Для моделей чаще всего используют берёзу или уже отшлифованные деревянные пластины и стержни, но Шуваев выбрал иву: сам заготавливал ветви, выпрямлял их, очищал, аккуратно обтачивал, чтобы привести к единым размерам. На серию макетов ушло пять лет кропотливого труда – с 1985 по 1989 год.

Сегодня изготовление макетов автоматизировано. Имея подробный чертёж, сравнительно просто сделать модель на 3D-принтере – из пластика или на станке с ЧПУ – из древесины. Такие проекты выполняли, например, в Центре молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ) в Соломбале, где однажды воссоздали в уменьшенном виде огромный дом-двор XIX века вплоть до стропиловки и узоров на наличниках. А московская компания, которая производит сборные модели в виде «коробочных» конструкторов, включила в свои наборы макет Троицкой церкви из Нёноксы (XVIII в.) высотой около полуметра. У подобных объектов свои достоинства: точность, одинаковая обработка элементов, максимальная близость к оригиналу и т. д.

— Конечно, легче всё делать по чертежам, ввести данные в программу, нарисовать макет, нарезать заготовки на станке. Но человеческую руку ничто не заменит, это не просто повтор архитектурного памятника, а живое произведение, – считает Михаил Шуваев. – Этот навык в наши дни теряется, и тем ценнее любые сохранившиеся работы.

Вячеслав ИЛАТОВСКИЙ

Культура

5 марта

Учрежде­ния куль­туры Поморья под­гото­вили празд­ни­чную про­грамму к 8 марта

5 марта

Доб­ролю­бов­ка рас­ска­жет шесть исто­рий Фёдо­ра Абрамова

5 марта

«Малые Коре­лы» приг­лаша­ют архан­гело­гор­од­цев встре­тить пер­вые весен­ние выход­ные в музее

4 марта

Школь­ники Архан­гель­ской области побор­ют­ся за зва­ние луч­шего чтеца

4 марта

Север­ный мор­ской музей и «Рус­ская Аркти­ка» приг­лаша­ют на выставку

3 марта

В Архан­гель­ске откры­лся музей Сте­пана Писа­хова – худож­ника, иссле­до­ва­те­ля, ска­зоч­ника

2 марта

Музей Писа­хова в Архан­гель­ске откро­ет­ся вто­рого марта

1 марта

Малые Коре­лы приг­лаша­ют на «Мас­лени­цу на Псков­ском про­спекте»

1 марта

В Гос­тиных дво­рах показа­ли «Хруп­кую Арктику»

1 марта

Артистки Север­ного хора стали участ­ни­цами «Поля чудес»

28 февраля

В Архан­гель­ске показа­ли спек­такль Нины Тума­но­вой, посвящ­ён­ный Фаине Раневской

28 февраля

Исто­рия Север­ного хора: «Есть ска­зоч­ный край на Руси»

27 февраля

Юных худож­ни­ков Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на все­рос­сийс­кий кон­курс «Мои Соловки»

26 февраля

Лешу­кон­ский народ­ный хор споёт в Архан­гель­ске

25 февраля

26 фев­раля в Архан­гель­ске прой­дёт област­ной день чте­ния «Живое слово Абрамова»