На лекции в архангельской библиотеке рассказали, как работала советская цензура

27 мая 9:13
скриншот записи лекции
скриншот записи лекции

В областной библиотеке Добролюбова в воскресенье состоялась лекция Полины Глиэр, культуролога, студентки исторического факультета САФУ.

Тема лекции и тема ее диплома – «Цензура в области искусства как инструмент политического управления 1937-1945 гг.»

Автор работала в Государственном областном архиве и отделе документов социально-политической истории Архангельска. Со слов Полины, тема цензуры в СССР весьма закрытая и болезненная. Несмотря на то, что ныне архивы открыты, как для работы любого желающего, так и по большинству документов, о советской цензуре сведений сохранилось весьма немного, их попросту нет в архивных делопроизводствах.

«Вертикаль» советской цензуры исследователю удалось восстановить. Всё решил декрет Совнаркома от 6 июня 1922 года о создании главного управления по делам литературы и издательства – Главлит (в булгаковском романе «Мастер и Маргарита» – МАССОЛИТ. Вымышленное объединение литераторов против одинокого Мастера).

Потом Главлит успешно взял функции надзора за типографиями, массовыми зрелищами, библиотеками. В Архангельске это ведомство называлось Архобллит. Руководить этим ведомством было опасно для жизни. Полина Глиэр выяснила, что в интересующий ее период – с 1922 года по 1941-й в Архобллите сменилось 16 начальников, больше половины из которых были расстреляны.

Система, по словам исследователя, работала безотказно, но в наших краях было затруднение: бездорожье. Приходилось привлекать посторонних людей, ехавших в бездорожные места, дабы они передали секретные директивы, а это опять-таки опасно. А секретные директивы должны передаваться очень быстро: сегодня славят одного в книгах, на митингах и собраниях, а завтра он уже «враг народа». 

Лектор привела в пример громкую историю 1937 года с школьными «пушкинскими» тетрадями в клеточку и линеечку. Миллионными тиражами были выпущены тетради с портретами Пушкина и иллюстрациями к его произведениям на обложках. На рисунках кто-то бдительный разглядел «трупы в красноармейских шлемах». А если, мол, повернуть этот рисунок вверх текстом, то в правом углу можно обнаружить подпись, похожую на факсимиле «врага народа» Каменева. Ну, что-то в этом роде. Словом, паника по всей стране была немалая.

Не сказать, что от Главлита СССР и его областных, краевых и республиканских филиалов был один вред. Сколько бесталанных «произведений» от новоявленных пролетарских писателей было справедливо выброшено в корзину – об этом только сотрудники знали.

А писатели умели обходить главлитовские барьеры. Один такой пример привел Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, сын известного писателя и поэта Константина Симонова, выступавший в Добролюбовской библиотеке в тот же день. Это роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы», отмеченный Сталинской премией за 1949 год. Но только прототипы героев этой книги были не свободные строители социализма, а заключенные концлагерей, как, собственно, и сам автор.

К сожалению, Полине Глиэр не удалось отыскать ни одного здравствующего «политкорректора» или «политредактора» (так в СССР именовались цензоры, дабы не усмотреть в том российскую, еще имперскую традицию). Даже если они и живут в Архангельске, то вряд ли станут разговаривать с исследователем, посчитали слушатели лекции, о чем прямо сказали лектору.

И на последних годах советской власти цензура работала как часы. Например, на памяти Нины Самойлович, завлита Архангельского театра драмы, в 1987 году, в разгар перестройки и гласности, запретили спектакль Симоняна по пьесе Александра Мишарина «Равняется четырем Франциям». Его в театре успели отыграть два раза – в 70-летний юбилей Октябрьской революции 7 и 8 ноября. Спектакль повествовал о заседании крайкома партии…

Полностью лекцию Полины Глиэр можно посмотреть здесь.

Елена ИРХА

Культура

17 сентября

Судос­тро­ите­ли из Нор­ве­гии про­ве­дут мас­тер-класс в Архан­гель­ске

17 сентября

В «Малых Коре­лах» отмети­ли «Праз­дник Хлеба»

15 сентября

Груп­пой счи­та­ет­ся любая ком­па­ния из трёх человек!

13 сентября

День рож­де­ния Хью Гран­та: под­бор­ка фильм­ов с его участием

12 сентября

Худож­ницы из Санкт-Пет­ер­бурга запеч­ат­лели «Онеж­ское Поморье» на своих картинах

12 сентября

Фёдор Абра­мов и Печора

11 сентября

Музей «Малые Коре­лы» приг­лаша­ет на «Праз­дник Хлеба»

10 сентября

Мар­гари­тин­ская ярмарка прой­дёт в Архан­гель­ске с 19 по 22 сентября

9 сентября

Архан­гель­ский фотог­раф вышел в финал фес­тива­ля дикой при­роды «Золо­тая Черепаха»

9 сентября

Юных худож­ни­ков из Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на все­рос­сийс­кий конкурс

9 сентября

В Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка «Сту­де­ное море – север­ные рубе­жи: исто­рия обо­роны Рус­ско­го Севера»

9 сентября

В Кено­зерье откры­лась выставка Игоря Шилкина

5 сентября

На фес­тива­ле «Тай­бола» органи­зо­ва­ли пло­щад­ку для людей с инвал­ид­ностью

4 сентября

Музей «Малые Коре­лы» приг­лаша­ет на «Праз­дник Лошади»

3 сентября

В Архан­гель­ской области прой­дёт тре­тий крае­вед­чес­кий диктант