На лекции в архангельской библиотеке рассказали, как работала советская цензура

27 мая 2019 9:13
скриншот записи лекции
скриншот записи лекции

В областной библиотеке Добролюбова в воскресенье состоялась лекция Полины Глиэр, культуролога, студентки исторического факультета САФУ.

Тема лекции и тема ее диплома – «Цензура в области искусства как инструмент политического управления 1937-1945 гг.»

Автор работала в Государственном областном архиве и отделе документов социально-политической истории Архангельска. Со слов Полины, тема цензуры в СССР весьма закрытая и болезненная. Несмотря на то, что ныне архивы открыты, как для работы любого желающего, так и по большинству документов, о советской цензуре сведений сохранилось весьма немного, их попросту нет в архивных делопроизводствах.

«Вертикаль» советской цензуры исследователю удалось восстановить. Всё решил декрет Совнаркома от 6 июня 1922 года о создании главного управления по делам литературы и издательства – Главлит (в булгаковском романе «Мастер и Маргарита» – МАССОЛИТ. Вымышленное объединение литераторов против одинокого Мастера).

Потом Главлит успешно взял функции надзора за типографиями, массовыми зрелищами, библиотеками. В Архангельске это ведомство называлось Архобллит. Руководить этим ведомством было опасно для жизни. Полина Глиэр выяснила, что в интересующий ее период – с 1922 года по 1941-й в Архобллите сменилось 16 начальников, больше половины из которых были расстреляны.

Система, по словам исследователя, работала безотказно, но в наших краях было затруднение: бездорожье. Приходилось привлекать посторонних людей, ехавших в бездорожные места, дабы они передали секретные директивы, а это опять-таки опасно. А секретные директивы должны передаваться очень быстро: сегодня славят одного в книгах, на митингах и собраниях, а завтра он уже «враг народа». 

Лектор привела в пример громкую историю 1937 года с школьными «пушкинскими» тетрадями в клеточку и линеечку. Миллионными тиражами были выпущены тетради с портретами Пушкина и иллюстрациями к его произведениям на обложках. На рисунках кто-то бдительный разглядел «трупы в красноармейских шлемах». А если, мол, повернуть этот рисунок вверх текстом, то в правом углу можно обнаружить подпись, похожую на факсимиле «врага народа» Каменева. Ну, что-то в этом роде. Словом, паника по всей стране была немалая.

Не сказать, что от Главлита СССР и его областных, краевых и республиканских филиалов был один вред. Сколько бесталанных «произведений» от новоявленных пролетарских писателей было справедливо выброшено в корзину – об этом только сотрудники знали.

А писатели умели обходить главлитовские барьеры. Один такой пример привел Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, сын известного писателя и поэта Константина Симонова, выступавший в Добролюбовской библиотеке в тот же день. Это роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы», отмеченный Сталинской премией за 1949 год. Но только прототипы героев этой книги были не свободные строители социализма, а заключенные концлагерей, как, собственно, и сам автор.

К сожалению, Полине Глиэр не удалось отыскать ни одного здравствующего «политкорректора» или «политредактора» (так в СССР именовались цензоры, дабы не усмотреть в том российскую, еще имперскую традицию). Даже если они и живут в Архангельске, то вряд ли станут разговаривать с исследователем, посчитали слушатели лекции, о чем прямо сказали лектору.

И на последних годах советской власти цензура работала как часы. Например, на памяти Нины Самойлович, завлита Архангельского театра драмы, в 1987 году, в разгар перестройки и гласности, запретили спектакль Симоняна по пьесе Александра Мишарина «Равняется четырем Франциям». Его в театре успели отыграть два раза – в 70-летний юбилей Октябрьской революции 7 и 8 ноября. Спектакль повествовал о заседании крайкома партии…

Полностью лекцию Полины Глиэр можно посмотреть здесь.

Елена ИРХА

Культура

3 июля

Зда­ние визит-цен­тра наци­ональ­ного парка «Онеж­ское Поморье», стро­яще­еся в Луде, укра­сит ими­та­ция маяка

3 июля

Севе­рян приг­лаша­ют к учас­тию в соз­да­нии аль­мана­ха «Вели­кая Оте­чест­ве­нная: гла­зами спор­тсме­нов»

2 июля

«Сбор­ная Тай­болы» завер­шила рабо­ту над кар­ти­ной «Две сос­ны» на остро­ве Ягры

2 июля

Органи­за­то­ры Ломо­нос­ов­ско­го кон­курса юных иссле­до­ва­те­лей объя­вили победи­те­лей

30 июня

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют посетить онлайн-выс­тавку о Пара­де Победы 1945 года

29 июня

Житель Кено­зерья нашёл в ого­роде древ­ний артефакт

29 июня

«Сев­маш» открыл вир­туаль­ную выставку фотог­ра­фий под­ло­док «зве­ри­ной серии»

29 июня

Под­рос­тки из Архан­гель­ской области напи­сали книги о своей школь­ной жизни

28 июня

У Доб­ролю­бов­ки нача­ли уста­нав­ливать памят­ник Фёдо­ру Абрамову

25 июня

Кено­зер­ский наци­ональ­ный парк стал участ­ни­ком меж­дуна­род­ного проекта

25 июня

«Наход­ки дадут допол­нитель­ные смыслы»

24 июня

День рож­де­ния Усадь­бы Куни­цы­ной прой­дёт в режиме онлайн

24 июня

Север­ный мор­ской музей приг­лаша­ет севе­рян на «Матицу»

24 июня

Жите­лям Архан­гель­ской области пред­лага­ют при­со­еди­ниться к меж­дуна­род­ному кино­фес­тива­лю Тромсё

24 июня

«Обе­лиск Севе­ра» пере­дали в област­ную собст­вен­ность, чтобы отрем­он­тиро­вать