На лекции в архангельской библиотеке рассказали, как работала советская цензура

27 мая 9:13
скриншот записи лекции
скриншот записи лекции

В областной библиотеке Добролюбова в воскресенье состоялась лекция Полины Глиэр, культуролога, студентки исторического факультета САФУ.

Тема лекции и тема ее диплома – «Цензура в области искусства как инструмент политического управления 1937-1945 гг.»

Автор работала в Государственном областном архиве и отделе документов социально-политической истории Архангельска. Со слов Полины, тема цензуры в СССР весьма закрытая и болезненная. Несмотря на то, что ныне архивы открыты, как для работы любого желающего, так и по большинству документов, о советской цензуре сведений сохранилось весьма немного, их попросту нет в архивных делопроизводствах.

«Вертикаль» советской цензуры исследователю удалось восстановить. Всё решил декрет Совнаркома от 6 июня 1922 года о создании главного управления по делам литературы и издательства – Главлит (в булгаковском романе «Мастер и Маргарита» – МАССОЛИТ. Вымышленное объединение литераторов против одинокого Мастера).

Потом Главлит успешно взял функции надзора за типографиями, массовыми зрелищами, библиотеками. В Архангельске это ведомство называлось Архобллит. Руководить этим ведомством было опасно для жизни. Полина Глиэр выяснила, что в интересующий ее период – с 1922 года по 1941-й в Архобллите сменилось 16 начальников, больше половины из которых были расстреляны.

Система, по словам исследователя, работала безотказно, но в наших краях было затруднение: бездорожье. Приходилось привлекать посторонних людей, ехавших в бездорожные места, дабы они передали секретные директивы, а это опять-таки опасно. А секретные директивы должны передаваться очень быстро: сегодня славят одного в книгах, на митингах и собраниях, а завтра он уже «враг народа». 

Лектор привела в пример громкую историю 1937 года с школьными «пушкинскими» тетрадями в клеточку и линеечку. Миллионными тиражами были выпущены тетради с портретами Пушкина и иллюстрациями к его произведениям на обложках. На рисунках кто-то бдительный разглядел «трупы в красноармейских шлемах». А если, мол, повернуть этот рисунок вверх текстом, то в правом углу можно обнаружить подпись, похожую на факсимиле «врага народа» Каменева. Ну, что-то в этом роде. Словом, паника по всей стране была немалая.

Не сказать, что от Главлита СССР и его областных, краевых и республиканских филиалов был один вред. Сколько бесталанных «произведений» от новоявленных пролетарских писателей было справедливо выброшено в корзину – об этом только сотрудники знали.

А писатели умели обходить главлитовские барьеры. Один такой пример привел Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, сын известного писателя и поэта Константина Симонова, выступавший в Добролюбовской библиотеке в тот же день. Это роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы», отмеченный Сталинской премией за 1949 год. Но только прототипы героев этой книги были не свободные строители социализма, а заключенные концлагерей, как, собственно, и сам автор.

К сожалению, Полине Глиэр не удалось отыскать ни одного здравствующего «политкорректора» или «политредактора» (так в СССР именовались цензоры, дабы не усмотреть в том российскую, еще имперскую традицию). Даже если они и живут в Архангельске, то вряд ли станут разговаривать с исследователем, посчитали слушатели лекции, о чем прямо сказали лектору.

И на последних годах советской власти цензура работала как часы. Например, на памяти Нины Самойлович, завлита Архангельского театра драмы, в 1987 году, в разгар перестройки и гласности, запретили спектакль Симоняна по пьесе Александра Мишарина «Равняется четырем Франциям». Его в театре успели отыграть два раза – в 70-летний юбилей Октябрьской революции 7 и 8 ноября. Спектакль повествовал о заседании крайкома партии…

Полностью лекцию Полины Глиэр можно посмотреть здесь.

Елена ИРХА

Культура

19 июня

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на кас­тинг для фильма «Две­над­цать стульев»

19 июня

Луч­шие школь­ники области прис­тупи­ли к заняти­ям в «Соз­вез­дии»

18 июня

К 435-ле­тию горо­да в Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка мес­тных худож­ни­ков

17 июня

В Архан­гель­ске и Нарьян-Маре про­шла пре­зен­та­ция книги «Ненец­кий округ. Гео­ло­ги­чес­кая эра»

16 июня

В Архан­гель­ске откры­лась выставка «Исто­рия леген­ды. Высоц­кий, Шемя­кин и рус­ский Париж 1970-х годов»

16 июня

В музее ИЗО откры­лась выставка «Кар­нава­лы Вене­ции и Петер­бурга. Взгляд худож­ника»

13 июня

В Архан­гель­ске откры­лась выставка лос­кут­ной живо­писи «Мой лос­кутный мир»

11 июня

В «Малых Коре­лах» прой­дут «Троиц­кие гулянья»

10 июня

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась лабо­рато­рия моло­дых режис­се­ров «Рыб­ный обоз»

10 июня

К музею ИЗО в Архан­гель­ске прип­лыли «Замор­ские гос­ти» Нико­лая Рериха

6 июня

Две выставки Миха­ила Шемя­кина откро­ют­ся в Архан­гель­ске

3 июня

«Малые Коре­лы» приг­лаша­ют архан­гело­гор­од­цев отметить Воз­несе­ние

3 июня

На фес­тива­ле улич­ных теат­ров в Архан­гель­ске снова пока­жут кино

31 мая

Коман­да «Сбор­ной Тай­болы» воз­вела на Вал­дае арт-объект

29 мая

У них всё впереди