29.10.2014 07:53

Петь учился у канареек, а правильно дышать – у крокодила

Игорь Перфильев

Заслуженный артист РФ, солист Поморской филармонии Игорь Перфильев отмечает солидную дату – 30 лет на сцене, 30 лет  артистической деятельности. 

Он родился в Хабаровске, окончил Саратовскую государственную  консерваторию им. Л. В. Собинова.  В копилке певца государственные  награды и звания, в репертуаре –  свыше 600 произведений русских  и зарубежных композиторов от  раннего барокко до неоклассицизма. Игорь Перфильев – желанный  гость и участник норвежских фестивалей и член жюри Международного конкурса русского романса  им. Изабеллы Юрьевой в Таллине,  составитель нескольких музыкально-поэтических программ. Артист  решил приурочить к юбилейной  дате сольный концерт «То, что  я должен сказать...», а накануне  выступления поделился своими  мыслями о музыке и природе творчества. 

– Игорь, 30 лет творческой деятельности, название программы с  многоточием в конце – это можно  назвать промежуточным итогом  работы?

– Когда смотрю на такие большие даты, то всегда испытываю и  радость, и удивление. Естественно,  что любые круглые даты заставляют задумываться, оглядываться  на прошедшее, делать выводы.  Каждая веха в творчестве показывает, как артист меняется, ведь  опыт работы на сцене не может не  наложить отпечаток на личность.  И, естественно, «То, что я должен  сказать...» – своеобразный маленький вывод, условный итог того, что  действительно можно сказать моим  друзьям, знакомым, публике, которая знает и любит мое творчество.

– Вы помните свой первый выход  на сцену?

– Да, конечно, помню... Это был  академический концерт в институте искусств. Помню, как у меня  от волнения тряслись руки, ноги...  Но это быстро прошло, я взял себя  в руки, постарался вспомнить все  то, что говорил мой педагог... После этого выступления подошел  наш режиссер оперного класса Тано  Беньяминович и сказал: «Хороший  мальчик, будешь петь...» Мне всегда казалось, что петь я смогу. И петь  буду хорошо. Почему-то сравнивал  себя с Титто Гобби. Такой была моя  внутренняя установка, которая помогала чувствовать себя спокойно и  уверенно. Мне просто хотелось петь.

– И все же кто повлиял на ваш  выбор?

– Сейчас начинаю понимать, что  все люди, которые встречались на  моем творческом пути, не случайны.  Нет вообще случайностей. Многому  я учился и у природы. Учился у канареек – смотрел, как они поют, что  ими движет, учился у крокодила в  зоопарке, как нужно дышать. Мне  все было интересно. Слушал музыку. Безумно нравились женские  высокие голоса, поражался звукам  фортепиано и скрипки. Все время  открывал для себя имена исполнителей прошлого и современности.  Мне кажется, что все влияло, все  помогало.

– Романс занимает большое место  в вашем репертуаре, когда появился  в вашем творчестве этот жанр?

– К романсу надо прийти. В студенческие годы я со свойственным  мне максимализмом отвергал романсы. Казалось, что это очень непонятная музыка, с какими-то вечными  отклонениями. Я всегда любил  точность, качество и порядок как  в форме, так и в исполнении. Мне  очень нравилась музыка композиторов эпохи барокко и романтизма.  Придя в филармонию, я столкнулся  с тем, что петь надо все.  Сегодня нужно это, завтра другое,  и все всегда должно быть исполнено  хорошо, продуманно. Опыт работы  на сцене научил меня не просто иллюстрировать произведение, а раскрашивать его тонами и полутонами  обертонов голоса, раскрывать музыкальный подтекст. И, естественно, стали появляться в репертуаре  романсы. Для меня это маленькие  спектакли звуков, образов, то, что  я называю театром голоса.

– Вы часто обращаетесь к творчеству Александра Вертинского. С  чем это связано?

– Для академических певцов  творчество Вертинского мало известно. Нот практически нет, записи  разного качества. Зато очень много  разговоров вокруг этого имени. Вот  тут мне и стало интересно: а что же такого в нем? Почему этот артист  появился в моей жизни и чему я  должен у него научиться? Именно  с такой установкой я и подошел к  его творчеству. И открыл для себя  целый пласт ушедшей и незаслуженно забытой русской культуры.  Ольга Голдобина помогла в восстановлении нотного материала,  Светлана Сидорова подготовила литературную часть. И мы нашим трио  создали программу «Лиловый негр»,  которая прошла восемнадцать раз  в Архангельске, Северодвинске,  Новодвинске.  Были разные отзывы публики:  «На Вертинского не похож, но веришь, что это Вертинский». У меня  совершенно не было цели копировать, подражать ему. Но прочитать,  понять, спеть так, как чувствую это  я сам, открыть публике то, что хотелось бы озвучить у Вертинского. За  внешней маской Пьеро скрывается  глубокий мыслитель, философ и  тонкий поэт.

– Что изменилось в вас как в певце за столь внушительный период  творческой деятельности?

– Мне очень сложно сказать,  каким я был и каким я стал. Могу  только сравнивать записи, которые  были сделаны в разные годы. У меня  есть запись первого сольного концерта, где аккомпанировала Елена  Ивановна Губанова, легендарный  концертмейстер, мастер камерной музыки. Есть записи первых лет  работы в филармонии, есть последний компакт-диск. Я не могу сказать, что где-то плохо или не так.  На каждом этапе творческого пути  все было оправданно. А главное –  честно! 

– Как подбирали репертуар к  юбилейной программе? 

– У меня есть твердое убеждение,  что все артисты похожи чем-то друг  на друга. Как военные или как врачи. Нет, я понимаю, что все разные,  но что-то главное по сути своей их  объединяет. И вот к 30-летию творческой деятельности я задумался: а  зачем мы все поем? Ведь есть что-то  главное для всех певцов, смысл для  всех нас.  «То, что я должен сказать...» – отражение сути певца. Певец должен  воспевать родину, ту силу, которая  дает родная земля, то, что формирует физиологию тембра. Как Орфей.  Я читал, что Орфей в Греции прикладывался ухом к земле и потом  пел то, что слышал.  Есть певцы, которые поют в ресторанах, так сказать, создают  атмосферу праздника, трогают струны чувств. Есть певцы любви. Они  поют, выражая своим голосом страдания или радость... А есть певцы  состояния. Просто состояния души.  Как состояния молчаливого заката  солнца. И все эти ипостаси отражает  моя новая программа.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Тамара СТАТИКОВА. Фото Павла Кононова.