13.07.2020 12:03

Архангельский музей пряника-козули под угрозой закрытия

Фото Елены Хлестачёвой

Возможно, выжить архангельскому пряничному ремеслу и вместе с ним музею помогла бы кооперация местных производителей, но для этого нужна в том числе поддержка властей, считает основатель музея и мастерской «Архангельский пряник» Юлия Попова-Онучина

Пряничных мастерских в Архангельске несколько, но музей пряника только один. Он открылся на Чумбаровке три года назад, маленький и уютный. Пара залов, где размещена коллекция, помещения для мастер-классов, при входе – лавка с козулями. В марте, с введением ограничений из‑за коронавируса, он вместе с другими музеями закрылся для посетителей.

Запас оптимизма тает

8 июня Юлия Попова-Онучина обратилась ко всём друзьям и единомышленникам со своей страницы в соцсети. «Запас оптимизма подходит к концу. Он тает вместе со знаменитой предпринимательской подушкой безопасности. Единственный способ выжить нашему частному музею – начать снова зарабатывать… Поэтому я сегодня обращаюсь к вам без всякого стеснения и говорю: заходите к нам и купите пряник – помогите музею!» Слоган быстро разлетелся по сети. Пост стали тиражировать, но вместе с ним – и слухи о возможном скором закрытии музея Онучиной. Мы попросили Юлию рассказать, каково положение дел сейчас, как выживает её маленький пряничный бизнес и каковы шансы сохранить уникальный для Архангельска музейный проект.

Сегодня ворота музея открыты: Юлия Попова-Онучина рассказывает, что на второй этаж, к коллекции, посетителям всё ещё не попасть, но они могут заглянуть в пряничную лавку на первом этаже. Удалось сохранить и другое место продажи пряников – отдел в торговом центре неподалёку.

– Продажа пряников – это единственное, за счёт чего сейчас может выжить музей, поэтому я и вышла к такому слогану: «Купил пряник – помог музею». Сейчас так оно и есть, – подчёркивает Юлия. – Наш музей не закрывается, но он сейчас в подвешенном состоянии. И у меня, как и у многих, нет уверенности в завтрашнем дне.

Сейчас, как и многие другие владельцы малого бизнеса, она часто сама встаёт за прилавок.

– Пряники делают все – от Владивостока до Калининграда. Но есть ряд принципиальных отличий, которые выделяют Архангельск. И нашей целью, когда мы всё это затевали, было сохранить это ремесло, сохранить некий элемент аутентичности. Но я много читала о частных музеях ещё перед тем, как открыть свой: ни один из них не окупается сам по себе, за счёт продажи входных билетов. Поэтому для нас – меня и моей семьи – это с самого начала был социальный бизнес: мастерская и музей в связке, – рассказывает Юлия. – До пандемии музей в значительной степени содержали за счёт экскурсий и мастер-классов. Как раз их сейчас нет.

Волну противовирусных ограничений мастерская Юлии Поповой-Онучиной встретила с хорошим запасом пряников. Поток основных покупателей – туристов – разом иссяк. Заказчики стали отказываться от поставок. В число предприятий официально пострадавших отраслей «Архангельский пряник» не вошёл, так как основной вид деятельности по документам – производство хлебобулочных изделий длительного хранения.

– Мы не предполагали, что это случится, и как раз наделали пряников, чтобы на весенние каникулы разойтись в отпуска. И вот этот запас вдруг оказался невостребованным… У меня ни к кому нет претензий, мы все оказались в этой ситуации неожиданно. Но с горечи я тогда написала пост в соцсети – и вот то, что последовало за ним, я не ожидала никак: пошла какая‑то совершенно необъяснимая, непонятная, но, безусловно, приятная для меня волна поддержки, – вспоминает Юлия Попова-Онучина. – Люди начали репостить моё сообщение и покупать пряники, а я села за руль: сама формировала заказы и сама развозила. Тот завал пряников, который образовался, мы распродали всего за две недели или около того. Знаете, что я тогда делала? Я выписывала пофамильно всех людей, которые у меня покупали, – это список моих новых друзей. Но, конечно, я понимала, что этот период – я его называю период жалости – не мог длиться вечно.

Путь к выживанию

Чтобы выжить, «Архангельский пряник» стал искать новую нишу. По словам владелицы мастерской, сегодня они переориентировались на тех, кто покупает пряники в качестве подарков. А также начали продавать материалы для изготовления козуль: готовое тесто, глазурь, пищевые красители, в том числе для дистанционных мастер-классов. И это имело успех.

В то же время арендодатели сделали скидки; затем на уровне региона снизили налог по патенту.

– Цены по‑прежнему приходится держать ниже тех, что были до пандемии. Но выйти в ноль сегодня выгоднее, чем ничего не делать и ждать. Надо пытаться, – говорит Юлия. – Сейчас я воспользовалась ещё одной мерой поддержки: при помощи Агентства регионального развития делаем для мастерской «Архангельский пряник» новый сайт. Старый технически устарел и не работает на интернет-продажи; с новым же, если всё удастся, сможем продавать онлайн и товары, и экскурсии, и мастер-классы.

Но главное, на что рассчитывает в сложившейся ситуации Юлия Попова-Онучина, – что местные производители, наконец, скооперируются.

– Кооперация сейчас – это путь к выживанию, – считает она. – Конечно, надомник и ООО вряд ли смогут скооперироваться: разные весовые категории. А вот кооперация между равными – я уверена, что это один из возможных путей. Но, я думаю, она возможна только при поддержке властей.

Заинтересованность в этом в предпринимательской среде есть. Только «идёт туго».

– Здесь нужны моторы, которыми как раз могут выступить власти, – считает Юлия.

Недавно, рассказывает она, представители местного турбизнеса встречались с временно исполняющим обязанности губернатора области Александром Цыбульским и обсуждали как раз идею организации отдельных торговых мест для местных товаропроизводителей.

– Александр Цыбульский эту инициативу поддержал и дал поручение проработать её областному министерству культуры. Но, к сожалению, с министерством культуры у нас пока диалога не получилось: на второй встрече, которая проводилась уже в министерстве, было ощущение, что мы говорили на разных языках, возможно, потому что не они этим должны заниматься, а министерство экономики. Министерству культуры хватает сейчас забот с вопросами выживания объектов, подведомственных напрямую, – говорит Юлия Попова-Онучина. – А вот на встрече с Агентством регионального развития как раз пошёл разговор о том, чтобы создать кооператив местных товаропроизводителей. Сейчас эта идея на стадии переговоров.

Когда мы заговариваем о том, как это могло бы выглядеть, она приводит в пример Калининград:

– Мне понравилось, как это организовано там: торговые места для местных производителей там выстроены в виде рядом стоящих домиков, каждый домик арендует та или иная фирма. Возможно, нужен лишь стартовый толчок, организация таких «домиков» – и наши местные производители сами бы арендовали эти места. А горожане и гости города могли бы покупать и нарьян-марскую колбасу, и вельский мармелад, и устьянские соки, и архангельские пряники – всё в одном месте. Причём нужна ведь совсем небольшая площадь, нас ведь, местных производителей, совсем немного. А учитывая нынешние обстоятельства, можно было бы так организовать места, чтобы и скопления людей избежать. Всё это можно сделать, и сделать здорово, но этим надо заниматься.

– Эта тенденция к кооперации – она сейчас общая. На днях мне звонили из Ассоциации частных музеев России, членом которой я являюсь: в ближайшее время Ассоциация намерена подготовить письма всем губернаторам с просьбой о подобной поддержке частных музеев. Кто знает, сколько частных музеев в Архангельской области? А они есть, просто мы между собой не знакомы, даже в Архангельске. Тур по частным музеям области мог бы стать отдельным развлечением как для местных жителей, так и для гостей, и это тоже сейчас наш ресурс.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА