21.10.2014 10:46

Под блюз из аула

Саксофон – Олег Киреев, труба – Рустем Галлиулин
Мария Логофет и Владимир Кудрявцев

В эти выходные в Архангельске прошел четвертый международный фестиваль джазовой музыки имени Владимира Резицкого.

Во второй, самый насыщенный по программе день на сцене АГКЦ выступали московско-уфимская группа Олега Киреева «Орлан», столичные джаз-авангардисты «Goat`s NoteS», а барабанных дел мастера Владимир Тарасов и Олег Юданов сыграли дуэтом.

Открывает программу второго фестивального дня группа «Орлан» под предводительством тенор-саксофониста Олега Киреева.

Их музыке, как говорит ведущая концерта Елена Сергиевская, сделали «хорошую прививку этники». Это слышится не только в самой музыке, но и видится в самих участниках коллектива. У фронтмена на голове тюбетейка, а гитарист Рустем Галлиулин надел кафтан с золотистой вышивкой.

– Мы сыграем программу, которая состоит из двух частей, – рассказывает Олег Киреев . – Часть материала была записана буквально два года назад, а другая часть – с альбома, вышедшего на фирме «Мелодия» в 1989 году. Мы сыграем композиции «Абдурахман», «Черный день», «Салават». «Башкирский сельский блюз» – это полностью мое авторское произведение, я постарался представить, как в ауле под чай с медом может звучать блюз. Отправляемся на природу! Природа врывается в зрительный зал с пением птиц. Поначалу это единственные звуки, льющиеся со сцены. Потом к птицам подключаются инструменты, по-своему интерпретируя и дополняя музыку цветущего сада. Клавиши под пальцами Евгения Гричищина звучат то как журчащий ручей, то как свистящий в высоких горных вершинах ветер.

В определенный момент Олег Киреев достает причудливой формы бубен и начинает мерно в него бить. Звук из инструмента извлекается глухой и гулкий.

Башкирских ноток в джазе еще прибавляется, когда музыкант экспериментирует с вокальными эффектами. То демонстрирует навыки горлового пения, как шаман, то издает крики молодого пастуха, потерявшего баранов из своего стада.

В завершение программы Олег Круглов возвращается к академическому джазу, исполняя соло на саксофоне у самого края сцены под аккомпанемент ритмичных хлопков из зрительного зала.

Вторым номером программы выступает титулованный дуэт Тарасов-Юданов. Корифеи ударных установок работают по-разному. Если от Владимира Тарасова веет спокойной уверенностью, то от Олега Юданова так и искрит: он передвигает барабанными палочками с поразительной быстротой.

Вскоре к ударному во всех смыслах дуэту присоединяются Тим Дорофеев с гитарой и московский саксофонист и, по выражению Елены Сергиевской, «талисман фестиваля» Алексей Круглов. Последний извлекает из своего инструмента самые неожиданные звуки. Его «сакс» то гудит, как автомобильный клаксон, то скрипит, словно по чистому стеклу проводят пальцем. А с помощью специальной «примочки» звук получается, как смех игрушечного клоуна.

То, что музыканты из группы «Goat`s NoteS» – авангардисты и экспериментаторы, становится ясно еще до того, как они начинают играть. Скрипачка Мария Логофет ходит по довольно-таки прохладному зрительному залу босиком, а тромбонист Илья Вилков усаживает на осветительный прибор желтого цыпленка. Он же помещает в свой тромбон воздушный шарик и периодически нажимает на него, заставляя издавать квакающие звуки.

Джаз, который играют ребята, немного со странностями, но обаятельный. В этом заслуга в основном самих музыкантов, которые оживляют инструменты своей харизмой. Тромбон гудит: «Бу-бубу». Илья Вилков заставляет петь цыпленка. Тот голосит, что есть мочи: «Ку-ка-реку!».

Контрабасист Владимир Кудрявцев похож на музыканта из песни Константина Никольского: взъерошенный, в пальто. Он с силой давит на струны, напряжение отражается на его лице. Он вытирает вспотевший лоб, облокачиваясь на своего инструмента-гиганта. Скрипка взвинченно пищит. Высокие ноты, которые берет инструмент, похожи на крики чаек. Мария Логофет играет так отчаянно, что смычок не выдержал: с него свисают длинные нити конского волоса и конвульсивно дергаются в такт движений смычка. Клавиши рояля дрожат и плачут под напором Григория Сандомирского, который низко склонился над инструментом. В один момент он поднимается со своей табуретки и начинает играть на внутренностях рояля: на струнах, которые находятся под крышкой.

Все музыканты немного сами по себе, но все же вместе. Веселая джазовая кутерьма в какофонию не превращается. Композициям нет конца, одна мелодия перетекает в другую. Такое чувство, что джаз нескончаем.

В разгар веселья «Goat`s NoteS» зовут на сцену Алексея Круглова. На кураже музыкант исполняет известный джазовый трюк – играет на двух саксофонах сразу.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО, фото автора