12.11.2015 23:15

В первый день фестиваля ВГИКа в Архангельске показали фильмы молодых режиссеров о стариках

Фото и коллаж автора.

В Архангельске, в областной библиотеке имени Добролюбова, сегодня стартовал 35 международный студенческий фестиваль короткометражного кино ВГИКа.

В первый фестивальный день в Добролюбовке показали шесть короткометражек – дипломных работ студентов-режиссеров. Примечательно, что три из них сняты о пожилых людях. Конкретнее – о ветеранах Великой Отечественной войны.

Начался показ с ленты «Свет лица Твоего» Ивана Карпова, который учится в мастерской российского и советского режиссера Сергея Соловьева. Этот документальный фильм во многом похож на недавнюю нашумевшую премьеру – «Атлантиду Русского Севера».

«Свет лица Твоего» – это тоже фильм про опрощенье. Его герои – три семьи – переселились из мегаполисов в старинный городишко Романово-Борисоглебск, чем-то похожий на глухую северную деревеньку.

– Растили питерскую леди, а получилась деревенская баба, – так про одну из героинь, молодую маму и жену, говорит ее петербургская бабушка.

Живут герои фильма припеваючи в сельской местности со всеми ее атрибутами – самоваром, деревянными ложками, козами, иван-чаем, гармонью… И питаются плодами трудов своих, приговаривая:

– А своя-то лучше картошечка!

В общем, полное импортозамещение.

Закольцовывает ленту масштабная массовая сцена крестного хода, в котором участвуют все три семьи.

После такого вот раздумчивого, тихого, духовного кино следующая фестивальная лента – как обухом по голове.

Мультфильм «Сказка о бедном рыбаке, его дочке Машеньке, поганом чудище, майоре Сидорчуке и съеденной царевне» Марины Верик из мастерской Натальи Орловой нарисован в лучших традициях примитивизма.

Истории о том, как маленький майор с большими усами скармливает морскому чудовищу бомбу, а потом женится на съеденной тем же страшилищем русалке, иронии и ноток абсурда не занимать.

Например, кульминация мультика – убийство морского гада, – происходит под знаменитую песню Наталии Орейро из сериала «Дикий ангел».

Биографическая лента «Туркус» Анастасии Михалиной и Татьяны Чернилевской – учатся они в мастерской мультипликатора Натальи Дабижа, – тоже сделана весьма эксцентрично.

Она посвящена режиссеру анимации Алексею Туркусу. Историю его творческого пути в этом фильме с мультяшными элементами рассказывает сам Туркус. Причем в двух лицах – в облике нарисованного ребенка – и самого себя, но как будто склеенного из кусочков бумаги.

Три фильма из шести были посвящены Великой Отечественной и ее ветеранам.

Фильм «Пороги памяти» Антона Моисеенко – из мастерской режиссера-документалиста Виктора Лисаковича, – представляет собой очень элегантную компиляцию воспоминаний героев войны.

О наступлениях и атаках, о смерти и о ранениях, о криках «ура!» и о русском мате рассказывают участники войны – снайперы, артиллеристы, блокадники, регулировщики на Дороге жизни, танкисты, узники концлагерей, военкоры, пехотинцы, связисты…

Кусочки их воспоминаний так тонко, так ловко смонтированы, так тесно подогнаны друг к другу, что получается один большой связный рассказ, в котором заключена память всего народа.

Картина «ТМ» Михаила Салаева – ученика кинооператора и режиссера Михаила Аграновича, – снята о 88-летнем ветеране, у которого обнаружили рак. Дочка-врач ему посоветовала: главное – не щадить себя, продолжать двигаться.

Так он и делает: собирает урожай в своем огороде, ходит в школу, где преподавал 17 лет, парится в бане…

А фильм так называется потому, что у него на руке наколото – «Т.М.».

Название картины «Как я снимала кино о своей бабушке» говорит само за себя. Юность Марии Владимировны Синицкой, – тогда просто – Маруси, – пришлась на годы Великой Отечественной войны.

Об этом ее внучка Анна, – студентка драматурга, режиссера и сценариста Юрия Беленького, – и сняла свою курсовую работу. Ленту можно назвать документально-игровой: в ней молодой режиссер буквально экранизирует воспоминания своей бабушки.

Например, тот судьбоносный момент, когда Маруся – между прочим, уроженка Архангельской области! – в военные годы пыталась добраться из Архангельска в Кизему. Сесть на поезд ей разрешил молодой солдатик Вовка – будущий муж. 

Или, как по пути в родной поселок Маруся жгла дефицитные в ту пору тетрадки, чтобы отбиться от волков. Или – как узнала о Победе.

По окончании просмотра зрителям предложили проголосовать за наиболее понравившийся фильм. Я галочку поставила напротив «Как я снимала кино о своей бабушке».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО