04.03.2015 10:42

Дорогие братья и сестры...

Только так все обращались к собравшимся на 95-летии писателя в Верколе. И признавали: «Как же прав оказался Федор Абрамов!» Его книги сегодня актуальны как никогда. Надо их читать и что-то делать
Фото Нины Никифоровой
Знаменитый дом с конем
Без веркольского хора в деревне не обходится ни одно событие

«Устала немножко, третий поезд уже», – говорила кому-то по телефону моя соседка на пути из Архангельска в Карпогоры. Мы познакомились: Ольга Голотвина, соискатель кафедры литературы Липецкого педагогического университета, ехала туда же, куда и еще полвагона – на 95-летний юбилей Федора Абрамова в его родную Верколу...

– Я пишу кандидатскую по творчеству Шолохова и Абрамова, – рассказала Ольга. – Шолохов – Вешенская, Абрамов – Веркола... Как можно изучать произведения писателя, не побывав на его родине? Это была моя мечта. Собирались приехать вместе с мужем – он историк, – но детей не с кем было оставить. Сыну шесть лет, дочке четыре...

А из средней школы села Ивановское (это в Ярославской области) в Верколу прибыла целая делегация во главе с директором Владимиром Мартышиным. Школа эта известна на всю Россию тем, что спасла село от вымирания. Сегодня люди переезжают в Ивановское из других мест лишь для того, чтобы отдать детей в тамошнюю школу.

Владимир Сергеевич также руководит сельским музеем современной русской литературы, в котором одна из самых больших экспозиций посвящена нашему Федору Абрамову. Он часто бывал в тех краях, написал там «Пелагею и Альку».

Конечно же, больше всего гостей приехало из Архангельска и Северодвинска.

Среди них – профессор кафедры журналистики САФУ Виктор Толкачев с супругой и коллегой Ларисой Борисовной, профессор того же университета Андрей Петров со студенческим театром «Балаганчик», главный библиограф областной библиотеки имени Добролюбова Людмила Каршина, учитель Ягринской гимназии Елена Немытова и другие.

Уникальный музей в деревне Ваймуша и его создательница Нина Александровна Нетесова

«Что творится в Верколе, то и в России»

Так уж сложилось, что всех гостей Веркола встречает около полуночи. Но даже в столь поздний час – непременно с песнями и хлебом-солью. А утром, ни свет ни заря, первое дело – пройтись по деревне, показать «новичкам» знаменитый дом с конем и монастырь на другом берегу Пинеги, познакомить их с дядей Митей Клоповым, который тихонечко бредет из магазина с цветами, чтобы положить их на могилу своего друга Федора Александровича...

– Как здоровье, Дмитрий Михайлович? – Да не важно уже...

Главная улица Верколы – конечно же, имени Федора Абрамова – становится похожа на вскрывшуюся реку: только что была пустынно-белой – и вот уже потянулась к Абрамовскому угору вереница людей.

Школьники с венком, бабушки с палочками, работяги в ватниках, веркольский хор, без которого в деревне не обходится ни одно событие, руководители районной и местной администраций...

На угоре, где стоит дом писателя и где он остался навсегда, прошла гражданская панихида, или митинг памяти. Хотя эти названия не очень подходят к тому, что всегда бывает у могилы Федора Александровича в последний день зимы. Никакого пафоса – только самые верные, нефальшивые слова. Они находятся словно сами собой. Будто все понимают: Абрамов говорил то, что думал, – и нам иначе нельзя.

Почти все выступавшие говорили о судьбе деревни, за которую болела душа писателя.

Владимир Михайлович Абрамов, племянник писателя, играет гостям семейного дома-музея– Дядя Федя очень за нее переживал, места себе не находил, – волнуясь, рассказывал Владимир Абрамов, племянник Федора Александровича. – Хотя в то время умели работать, совхоз процветал. 350 коров было, 120 телят, 50 лошадей... Под угором все поля засеяны ячменем – житом по-нашему.

Рожь озимая росла в полтора метра высотой... Сейчас сельского хозяйства почти нет. А нет работы, нет и жизни. Отсюда пьянство, неуверенность в завтрашнем дне.

Молодежь уезжает – кто в город, кто на вахту. Деревня пустеет. Через три–пять лет в нашей красавице школе учить некого будет. Цены на продукты бешеные. Было бы все свое – не было бы таких цен. Федор Александрович говорил мне: «Что творится в Верколе, то происходит и в России». Вот и судите сами...

Татьяна Седунова – депутат областного Собрания, хозяйка гостевых домов в Верколе и других деревнях – считает, что проблема не в безработице, а в людях:

– Мы не рвемся на работу, как Мишка Пряслин. Отпускаем молодежь в города, да еще сами подталкиваем: уезжайте отсюда! Но я не согласна, что в деревне нет работы. Если так дальше пойдет, скоро даже в магазине и ФАПе работать будет некому. Комфорт нас испортил, все ищем где лучше. А о простом человеческом деле забыли. Так что читать и читать нам Абрамова, чтобы учиться у него и самим чтото делать.

Поминали Федора Александровича житным хлебом и обходили вокруг могилы, прикасаясь руками к памятнику в виде пламени свечи.

И камень от этих прикосновений был теплый-теплый...

Он действительно предсказал

Центральным событием юбилейных дней в Верколе стала конференция «Пророк русской судьбы». Так назвал Федора Абрамова в своем исследовании харьковский прозаик Иван Маслов. Его тоже хотели пригласить на конференцию, но – не смогли связаться.

Конференция получилась очень интересной и, что самое главное, не умозрительной, а наполненной жизнью. Рефреном звучало: как же прав оказался Федор Абрамов! Он действительно предсказал то, что сегодня происходит с деревней, со всей страной. Программное выступление писателя в телестудии «Останкино» в 1981 году, которое много показывали в юбилейные дни, – оно же будто о нашем времени. И его книги, мысли, наблюдения актуальны как никогда.

Один пример. В 1978 году во время поездки по Алтаю Федор Абрамов сокрушался: «Невероятно богатая, щедрая земля, край красоты сказочной, а жрать нечего...

Да что же мы за страна? Что за народ? Да ведь Алтай один при нормальном порядке вещей способен накормить всю страну». А спустя 37 лет, когда все поля заросли, мы думаем, чем заменить импортное продовольствие...

Но, как отмечали гости из других регионов, помнят Абрамова в основном на родине. А остальная страна мало его читает. Та же Ольга Голотвина из Липецка отправила статью об абрамовском творчестве во всероссийский журнал, посвященный образованию. Ей ответили: «Давайте не будем забивать головы педагогов еще и этим». До голов учеников при таком подходе Абрамов тем более не дойдет.

Кстати, в своем исследовании Ольга Владимировна сделала интересный вывод: если герой Шолохова Григорий Мелехов в итоге пришел к смирению, то Абрамов своими произведениями, наоборот, призывал к деятельной гражданской позиции.

Как школа село спасла

Учитель истории из Ивановской школы Денис Кормилицын напомнил, какие проблемы образования Федор Абрамов поднимал еще в 1980-е годы: дети не хотят учиться, учителя в основном женщины, а где мужчины? Как видим, за тридцать лет ничего не изменилось.

– Душевные терзания Федора Александровича, его гражданская позиция и для сегодняшних учителей является путеводной звездой. Мы ни в коем случае не должны их забывать, – сказал педагог из Ярославской области.

В Ивановской школе когда-то было менее 60 учеников, а сегодня их число перевалило за 180. Проблема только в нехватке помещений. У школы имени Федора Абрамова в Верколе все наоборот: здание большое, а учеников всего 29. Но Ивановская школа – особая, она работает по программе целостного развития, разработанной директором и основанной на опыте наших предков. Много внимания уделяется краеведению, народным и духовным традициям. Предметы подаются неформально, методом погружения. К примеру, вся школа на целый день окунается в Петровскую эпоху: ученики и педагоги ходят в костюмах того времени, разыгрываются целые спектакли... После этого результаты ЕГЭ превосходят областные и всероссийские.

– Люди приезжают в село, чтобы дети могли учиться в вашей школе. А родители находят себе работу? – спросили мы директора.

– Было бы желание, а работа всегда найдется, – уверен Владимир Мартышин. – В фермеры идут, распахивают землю. Там, где раньше мы с ребятами продирались сквозь заросли, сегодня пашни приходится обходить.

А на родине Белова никто не живет...

В выступлении северодвинки Елены Немытовой прозвучала настоящая сенсация. Учительница началь ных классов Ягринской гимназии, по сути, занимается научной работой – изучает писцовые и переписные книги в Российском государственном архиве древних актов. Сама Елена родом с Пинеги, ее интересует все, что связано с родным краем, но особенно – здешние фамилии и родословные.

Те, кто бывал в веркольском музее Федора Абрамова, помнят его генеалогическое древо. Самым дальним из известных предков писателя там значится Иван, живший в XVII–XVIII веках. Похоже, дерево придется переделывать, удлинять, поскольку Елена Владимировна разыскала в архиве отца этого Ивана, его брата, а также их предполагаемого родителя – Михаила Обрамова, вкладчика Веркольского монастыря. Выписки из переписных книг учитель с душой исследователя передала музею.

Вспоминали вдову писателя Людмилу Владимировну Крутикову-Абрамову. В свои 95 лет она продолжает работать с его творческим наследием, ради этого даже освоила компьютер. Но приехать на юбилей в Верколу, к сожалению, не смогла – «прикована к дому»...

Московский писатель Олег Трушин путешествует по малым родинам российских мастеров слова.

Представляя двухтомник очерков, среди которых есть и посвященный Верколе, он отметил:

– Абрамову повезло – он остался в родной деревне, здесь его любят и чтят. А вот от родной деревни писателя Василия Белова, что в 170 километрах от Вологды, осталось четыре дома, там никто не живет. И погост, на котором он похоронен, зарос травой выше пояса...

Абрамов – это мощный задел

Позже, на подведении итогов, директор Ивановской школы высказался, может быть, жестко, но к этим словам надо прислушаться: – Родина великого писателя находится в беде. Если ничего не делать, лет через десять здесь будет, как у Василия Белова. Все разъедутся. Да, сейчас здесь живут Абрамовым. Но где проекты, связанные с писателем? Не теоретические, а практические, направленные на оживление здешней жизни? Где ваша активность? Все заделы сегодня надо использовать. А Федор Абрамов – это мощный задел.

Справедливости ради надо отметить, что такие проекты есть, и с некоторыми из них гости юбилея даже познакомились. Это два музея – семейный в Верколе и школьный в Ваймуше.

Владимир Михайлович Абрамов и его супруга Анисья Петровна открыли музей в доме Михаила Александровича, брата писателя.

И все там – как в доме. Стол, за которым сидел Федор Абрамов, уплетая любимые шаньги с молоком, лавки, зеркало с цветами, документы, письма, многие из которых еще не разобраны...

Об этом музее мы подробнее расскажем в следующих номерах.

Про историко-краеведческий музей в деревне Ваймуша тоже надо писать отдельный материал. Это потрясающий музей, в который настоящий любитель истории отправится за тридевять земель по любому бездорожью. А создала его учительница, настоящая подвижница Нина Александровна Нетесова.

Музей расположен в старинном доме купцов Коровиных, где раньше была школа. Здесь более тысячи экспонатов всех времен, в основном подаренных местными жителями, – старинный меч, мебель, утварь, одежда, ткацкие станки, игрушки, пионерские горны, чернильница в форме головы Ленина... Проще сказать, чего тут нет. По этому музею неделю можно ходить, и то всего не рассмотришь. И каждая вещь – не в холодной витрине, а на своем месте: стопочки – в буфете, подушечки – на кровати, шаркунок – в зыбке...

А как нас встречали в Ваймуше! Какой пинежский стол собрали, какое представление по рассказам Абрамова устроили... Уезжать не хотелось.

Ну а в том, что абрамовское слово живет, нет никаких сомнений. Полемика о судьбе Верколы и страны, развернувшаяся на юбилее писателя, лишь подтверждает это. Нам надо только его слово услышать и каждому хоть что-то сделать – для своего села, города, деревни.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Марина ЛЕДЯЕВА. Фото автора и Андрея Карвонена.