«В норвежских театрах разрешено есть попкорн и сидеть в телефонах»

15 октября 2018 11:10 Из газеты
«В норвежских театрах разрешено есть попкорн и сидеть в телефонах»
«В норвежских театрах разрешено есть попкорн и сидеть в телефонах»

Норвежское правительство поддерживает три театра в Осло, пять – в крупных городах и одну передвижную национальную театральную труппу

Онекоторой специфике современного норвежского театра рассказали актёры передвижной труппы Эрик Александер Шервен, Тор Ивар Хаген и режиссёр Эмнет Кебреаб.

– Какое образование получают актёры в Норвегии?

Эрик: У большинства – классическое, по системе Станиславского, и это – сильная основа для актёрского мастерства. У меня, как и у всех актёров труппы, музыкальное образование, что необходимо для игры в мюзиклах и развития творческих способностей актёра.

Эмнет: Наш театр государственный, но в труппе только один постоянный актёр. Театр – проектный: для конкретных постановок режиссёр подбирает конкретных актёров.

Эрик: Раньше в Норвегии ситуация с театрами больше походила на российскую. Сейчас актёры набираются с разным образованием и из разных стран – из Норвегии, Швеции, Дании, России, Америки…

– Получается, вы не служите в театре всю жизнь?

Эрик: В Осло, как правило, в театрах есть небольшой основной состав, к которому добираются остальные актёры – в зависимости от контракта на один – два года.

Эмнет: Наш театр – самый большой, который ездит в турне по городам страны. Мы даём спектакли практически каждый день в 69 городах тура. Билеты на представления раскупаются быстро, и иногда дома культуры просят дать несколько спектаклей, чтобы каждый житель мог насладиться любимой постановкой детства.

– Ваша профессия востребована?

Эрик: Рынок трудоустройства сейчас больше, чем 15 лет назад. Но наша работа не престижна, если ты не звезда. Бывает, люди спрашивают: «Кем работаешь? А-а-а, артистом. А дела у тебя как?» Некоторые воспринимают нашу деятельность как хобби, не представляя, сколько требуется труда, чтобы сделать каждое представление – детское или взрослое. У нас популярны постановки знаменитых норвежских писателей Бьёрнстьерне Бьёрнсона и Генрика Ибсена. Но мы ставим и иностранных авторов.

Эмнет: Выбор репертуара – за режиссёром, но в теории актёр тоже может высказать собственную идею. Всё зависит от уровня взаимоотношений. У нас актёры пишут письма директору с предложениями по спектаклю.

– Как оснащён театр технически, особенно в период гастролей?

Эмнет: Всё зависит от желания режиссёра и возможностей бюджета. Был период, когда все хотели использовать технические новинки – свет, двигающиеся панели, экраны – быть в тренде. Но, к примеру, в прошедшем сезоне труппа гастролировала со спектаклем по любимой норвежцами детской книге Турбъёрна Эгнера «Люди и разбойники из Кардамона». Автор книги при жизни определил, как должен выглядеть спектакль, поэтому декорации сделаны по его оригинальным рисункам 1955 года.

– Это касается всех постановок?

Эмнет: Семья Турбъерна Эгнера следит за выполнением требований к спектаклям. Его сын приходил на наши репетиции и следил за подготовкой. Если режиссёр или актёр хотят что‑то поменять в тексте, песне, декорациях, нужно отправить заявление, чтобы его одобрили. Это касается только тех авторов, со смерти которых не прошло 50 лет. В этот срок его правопреемники вправе решать, кого набирать в труппу и какие изменения вводить.

Тор: Полагаю, нужно привлекать в спектакли не только норвежских актёров. Норвегия сегодня – многонациональное и многокультурное государство. И мне кажется важным, чтобы актёры на сцене представляли современное общество. В противном случае театр будет стоять на месте.

– Насколько театр популярен в вашей стране?

Эрик: Сейчас гораздо популярнее, чем когда‑либо, особенно в Осло. Театр стал доступным. Есть спонсоры, помогающие распространять информацию о представлениях. Есть соглашения с магазинами, которые при покупке дают скидочные купоны на спектакли.

Тор: Раньше театр был более привилегированным, стал – доступнее и демократичней. Например, в театре Осло на некоторые мюзиклы билеты распроданы до следующего лета. Для такой небольшой по численности страны как Норвегия это нонсенс.

– Публика тоже изменилась?

Эмнет: Это любопытно, но наши постоянные зрители одеваются просто. А вот те, для кого театр – событие, стараются наряжаться.

Эрик: Разумеется, люди могут приходить в чём угодно, но не стоит забывать: мы их тоже видим, как и они нас. Поэтому важно, чтобы мы обменивались реакцией и эмоциями. В норвежских театрах разрешено пить, есть попкорн и сидеть в телефонах, и мы, конечно, всё это видим со сцены. Поэтому, с одной стороны, здорово, что театр стал демократичнее в плане этикета, с другой стороны, мы потеряли его особенную атмосферу.

– В Норвегии есть отдельный театр кукол?

Эмнет: Уже нет. В Норвегии мало тех, кто умеет управлять куклами и имеет соответствующее образование. Разве что группа «Вака-Вака», профессиональных кукловодов которой мы приглашаем для своих «взрослых» представлений – например, на тему кризиса в Исландии.

Тор: Сейчас в Норвегии образования кукольника не получить. Знаю, что многие уезжают учиться в Россию.

– У звёзд театра есть привилегии в выборе театров и репертуара?

Эмнет: Обычно актёры не только играют в театре, но и снимаются в кино, работают на телевидении. Так больше шансов получить известность. Но есть и полностью посвятившие себя служению в театре. Однако если в кино могут взять человека без специального образования, на роль в театре отбор придирчивее. Зато драматическим актёрам открыты все двери: можно годами играть в театре, а потом случайно попасть в сериал и стать любимцем публики. Так в основном звёздами и становятся.

Анастасия СМЕТАНИНА

Культура

18 июля

Адмираль­ский марш

17 июля

В Архан­гель­ске появит­ся памят­ник Детям войны

16 июля

Музей «Малые Коре­лы» про­ве­дёт област­ной кон­курс караваев

16 июля

21 июля на Пер­вом кана­ле пока­жут выступле­ние коман­ды КВН «Сбор­ная Арктики»

15 июля

Лети с приветом!

15 июля

Совы как отраже­ние добра

15 июля

День Новод­винс­кой кре­пос­ти отмети­ли рыцарс­ки­ми боями и про­смотр­ом муль­тфильма

12 июля

14 июля Циг­ломень отме­тит своё 600-летие

11 июля

Не толь­ко релик­вия, но и манифест

11 июля

В мос­ковс­ком Музее Победы откро­ет­ся выставка о школе Соло­вец­ких юнг

11 июля

Имена нас­то­ящих поморов

11 июля

«Фильм об Абрамо­ве – моя мечта»

10 июля

Учрежде­на Все­рос­сийс­кая лите­рат­ур­ная пре­мия имени Фёдо­ра Абрамо­ва «Чис­тая книга»

9 июля

Музей «Малые Коре­лы» приг­лаша­ет архан­гело­гор­од­цев на фес­тиваль «СеноFEST»

9 июля

Ломо­нос­ов­ский Дво­рец куль­туры приг­лаша­ет горо­жан отметить День рыбака

Похожие материалы

18 июля Культура

Адмираль­ский марш

15 июля Культура

Лети с приветом!

15 июля Культура

Совы как отраже­ние добра

11 июля Культура

Не толь­ко релик­вия, но и манифест

11 июля Культура

Имена нас­то­ящих поморов

11 июля Культура

«Фильм об Абрамо­ве – моя мечта»

10 июля Культура

Учрежде­на Все­рос­сийс­кая лите­рат­ур­ная пре­мия имени Фёдо­ра Абрамо­ва «Чис­тая книга»

7 июля Культура

Пла­нета Фёдо­ра Абрамова

29 июня Фоторепортаж

В Архан­гель­ском теат­ре кукол вновь премье­ра – «Царь Пузан»

28 июня Культура

Вышла книга архан­гель­ского жур­на­лис­та Сер­гея Домо­роще­нова к сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамова

21 июня Культура

Наш малень­кий айсберг

19 июня Культура

Луч­шие школь­ники области прис­тупи­ли к заняти­ям в «Соз­вез­дии»

17 июня Культура

В Архан­гель­ске и Нарьян-Маре про­шла пре­зен­та­ция книги «Ненец­кий округ. Гео­ло­ги­чес­кая эра»