«В норвежских театрах разрешено есть попкорн и сидеть в телефонах»

15 октября 2018 11:10 Из газеты
«В норвежских театрах разрешено есть попкорн и сидеть в телефонах»
«В норвежских театрах разрешено есть попкорн и сидеть в телефонах»

Норвежское правительство поддерживает три театра в Осло, пять – в крупных городах и одну передвижную национальную театральную труппу

Онекоторой специфике современного норвежского театра рассказали актёры передвижной труппы Эрик Александер Шервен, Тор Ивар Хаген и режиссёр Эмнет Кебреаб.

– Какое образование получают актёры в Норвегии?

Эрик: У большинства – классическое, по системе Станиславского, и это – сильная основа для актёрского мастерства. У меня, как и у всех актёров труппы, музыкальное образование, что необходимо для игры в мюзиклах и развития творческих способностей актёра.

Эмнет: Наш театр государственный, но в труппе только один постоянный актёр. Театр – проектный: для конкретных постановок режиссёр подбирает конкретных актёров.

Эрик: Раньше в Норвегии ситуация с театрами больше походила на российскую. Сейчас актёры набираются с разным образованием и из разных стран – из Норвегии, Швеции, Дании, России, Америки…

– Получается, вы не служите в театре всю жизнь?

Эрик: В Осло, как правило, в театрах есть небольшой основной состав, к которому добираются остальные актёры – в зависимости от контракта на один – два года.

Эмнет: Наш театр – самый большой, который ездит в турне по городам страны. Мы даём спектакли практически каждый день в 69 городах тура. Билеты на представления раскупаются быстро, и иногда дома культуры просят дать несколько спектаклей, чтобы каждый житель мог насладиться любимой постановкой детства.

– Ваша профессия востребована?

Эрик: Рынок трудоустройства сейчас больше, чем 15 лет назад. Но наша работа не престижна, если ты не звезда. Бывает, люди спрашивают: «Кем работаешь? А-а-а, артистом. А дела у тебя как?» Некоторые воспринимают нашу деятельность как хобби, не представляя, сколько требуется труда, чтобы сделать каждое представление – детское или взрослое. У нас популярны постановки знаменитых норвежских писателей Бьёрнстьерне Бьёрнсона и Генрика Ибсена. Но мы ставим и иностранных авторов.

Эмнет: Выбор репертуара – за режиссёром, но в теории актёр тоже может высказать собственную идею. Всё зависит от уровня взаимоотношений. У нас актёры пишут письма директору с предложениями по спектаклю.

– Как оснащён театр технически, особенно в период гастролей?

Эмнет: Всё зависит от желания режиссёра и возможностей бюджета. Был период, когда все хотели использовать технические новинки – свет, двигающиеся панели, экраны – быть в тренде. Но, к примеру, в прошедшем сезоне труппа гастролировала со спектаклем по любимой норвежцами детской книге Турбъёрна Эгнера «Люди и разбойники из Кардамона». Автор книги при жизни определил, как должен выглядеть спектакль, поэтому декорации сделаны по его оригинальным рисункам 1955 года.

– Это касается всех постановок?

Эмнет: Семья Турбъерна Эгнера следит за выполнением требований к спектаклям. Его сын приходил на наши репетиции и следил за подготовкой. Если режиссёр или актёр хотят что‑то поменять в тексте, песне, декорациях, нужно отправить заявление, чтобы его одобрили. Это касается только тех авторов, со смерти которых не прошло 50 лет. В этот срок его правопреемники вправе решать, кого набирать в труппу и какие изменения вводить.

Тор: Полагаю, нужно привлекать в спектакли не только норвежских актёров. Норвегия сегодня – многонациональное и многокультурное государство. И мне кажется важным, чтобы актёры на сцене представляли современное общество. В противном случае театр будет стоять на месте.

– Насколько театр популярен в вашей стране?

Эрик: Сейчас гораздо популярнее, чем когда‑либо, особенно в Осло. Театр стал доступным. Есть спонсоры, помогающие распространять информацию о представлениях. Есть соглашения с магазинами, которые при покупке дают скидочные купоны на спектакли.

Тор: Раньше театр был более привилегированным, стал – доступнее и демократичней. Например, в театре Осло на некоторые мюзиклы билеты распроданы до следующего лета. Для такой небольшой по численности страны как Норвегия это нонсенс.

– Публика тоже изменилась?

Эмнет: Это любопытно, но наши постоянные зрители одеваются просто. А вот те, для кого театр – событие, стараются наряжаться.

Эрик: Разумеется, люди могут приходить в чём угодно, но не стоит забывать: мы их тоже видим, как и они нас. Поэтому важно, чтобы мы обменивались реакцией и эмоциями. В норвежских театрах разрешено пить, есть попкорн и сидеть в телефонах, и мы, конечно, всё это видим со сцены. Поэтому, с одной стороны, здорово, что театр стал демократичнее в плане этикета, с другой стороны, мы потеряли его особенную атмосферу.

– В Норвегии есть отдельный театр кукол?

Эмнет: Уже нет. В Норвегии мало тех, кто умеет управлять куклами и имеет соответствующее образование. Разве что группа «Вака-Вака», профессиональных кукловодов которой мы приглашаем для своих «взрослых» представлений – например, на тему кризиса в Исландии.

Тор: Сейчас в Норвегии образования кукольника не получить. Знаю, что многие уезжают учиться в Россию.

– У звёзд театра есть привилегии в выборе театров и репертуара?

Эмнет: Обычно актёры не только играют в театре, но и снимаются в кино, работают на телевидении. Так больше шансов получить известность. Но есть и полностью посвятившие себя служению в театре. Однако если в кино могут взять человека без специального образования, на роль в театре отбор придирчивее. Зато драматическим актёрам открыты все двери: можно годами играть в театре, а потом случайно попасть в сериал и стать любимцем публики. Так в основном звёздами и становятся.

Анастасия СМЕТАНИНА

Культура

18 апреля

Архит­ек­турный ансамбль стан­ции Нян­дома вклю­чат в реестр объек­тов куль­тур­ного наследия

17 апреля

Архан­гельск в пятый раз споёт о Победе

17 апреля

«Гима­лаи надо брать цветом!»

17 апреля

В Доб­ролю­бов­ке обнару­жена редкая наход­ка из биб­ли­оте­ки Афа­на­сия Хол­мог­ор­ско­го

16 апреля

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют отметить Вер­бное воск­ре­сенье в «Малых Корелах»

15 апреля

Архан­гель­ская область гото­вит­ся к «Биб­ли­оно­чи»

15 апреля

В Ломо­нос­ов­ском ДК завер­шился ХIII город­ской дет­ский теат­раль­ный фес­тиваль «Радуга»

13 апреля

Выставка нео­быч­ных музы­каль­ных инстру­мен­тов будет рабо­тать в Архан­гель­ске два дня

13 апреля

В Гос­тиных дво­рах Архан­гель­ска рабо­та­ет Меж­дуна­род­ная выставка авторск­их кукол

12 апреля

В Архан­гель­ске откры­лась меж­дуна­род­ная аркти­чес­кая выставка кукол

12 апреля

Дере­вян­ные кони, дере­вян­ные ложки и скри­пу­чая дверь

9 апреля

На МАФ предс­та­вили пер­вую аркти­чес­кую биб­ли­оте­ку

8 апреля

В архан­гель­ском теат­ре-сту­дии «Понар­ош­ку» сос­то­ялась премье­ра про­граммы, посвящ­ен­ной Алек­сандру Вер­тинско­му

8 апреля

Моло­дых пев­цов из Архан­гель­ска приг­лаша­ют при­нять учас­тие в кон­курсе «Север­ная звезда»

6 апреля

В Архан­гель­ске на откры­тие выставки «День рыбы» приш­ли люби­тели живо­писи и люби­тели рыбы

Похожие материалы

17 апреля Культура

В Доб­ролю­бов­ке обнару­жена редкая наход­ка из биб­ли­оте­ки Афа­на­сия Хол­мог­ор­ско­го

12 апреля Культура

Дере­вян­ные кони, дере­вян­ные ложки и скри­пу­чая дверь

5 апреля Культура

В Архан­гель­ске и Новод­винске про­шёл фес­тиваль «Теат­раль­ные встречи»

5 апреля Культура

Жюри XVII областно­го кон­курса «Кни­га года-2018» под­вело итоги

4 апреля Культура

Как Шен­курск, толь­ко спокойнее

4 апреля Культура

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка «Семе­ро Сме­лых. Бухта Тихая. 1929-2019»

28 марта Культура

Без игры в деревню

27 марта Культура

Друг мой, вол­шебни­ца с коло­коль­чи­ком!

22 марта Культура

Саша и её «Хаме­ле­он»

15 марта Культура

Так шумит время

15 марта Культура

Так свет­лы и вдох­нов­ен­ны их лица

14 марта Культура

Кено­зерье ищет мате­ри­алы для муз­ей­ного зала в визит-цен­тре дерев­ни Лопшеньга

14 марта Культура

«Жиз­нера­дос­тность сочи­не­ний Пушкина…»