«В норвежских театрах разрешено есть попкорн и сидеть в телефонах»

15 октября 2018 11:10 Из газеты
«В норвежских театрах разрешено есть попкорн и сидеть в телефонах»
«В норвежских театрах разрешено есть попкорн и сидеть в телефонах»

Норвежское правительство поддерживает три театра в Осло, пять – в крупных городах и одну передвижную национальную театральную труппу

Онекоторой специфике современного норвежского театра рассказали актёры передвижной труппы Эрик Александер Шервен, Тор Ивар Хаген и режиссёр Эмнет Кебреаб.

– Какое образование получают актёры в Норвегии?

Эрик: У большинства – классическое, по системе Станиславского, и это – сильная основа для актёрского мастерства. У меня, как и у всех актёров труппы, музыкальное образование, что необходимо для игры в мюзиклах и развития творческих способностей актёра.

Эмнет: Наш театр государственный, но в труппе только один постоянный актёр. Театр – проектный: для конкретных постановок режиссёр подбирает конкретных актёров.

Эрик: Раньше в Норвегии ситуация с театрами больше походила на российскую. Сейчас актёры набираются с разным образованием и из разных стран – из Норвегии, Швеции, Дании, России, Америки…

– Получается, вы не служите в театре всю жизнь?

Эрик: В Осло, как правило, в театрах есть небольшой основной состав, к которому добираются остальные актёры – в зависимости от контракта на один – два года.

Эмнет: Наш театр – самый большой, который ездит в турне по городам страны. Мы даём спектакли практически каждый день в 69 городах тура. Билеты на представления раскупаются быстро, и иногда дома культуры просят дать несколько спектаклей, чтобы каждый житель мог насладиться любимой постановкой детства.

– Ваша профессия востребована?

Эрик: Рынок трудоустройства сейчас больше, чем 15 лет назад. Но наша работа не престижна, если ты не звезда. Бывает, люди спрашивают: «Кем работаешь? А-а-а, артистом. А дела у тебя как?» Некоторые воспринимают нашу деятельность как хобби, не представляя, сколько требуется труда, чтобы сделать каждое представление – детское или взрослое. У нас популярны постановки знаменитых норвежских писателей Бьёрнстьерне Бьёрнсона и Генрика Ибсена. Но мы ставим и иностранных авторов.

Эмнет: Выбор репертуара – за режиссёром, но в теории актёр тоже может высказать собственную идею. Всё зависит от уровня взаимоотношений. У нас актёры пишут письма директору с предложениями по спектаклю.

– Как оснащён театр технически, особенно в период гастролей?

Эмнет: Всё зависит от желания режиссёра и возможностей бюджета. Был период, когда все хотели использовать технические новинки – свет, двигающиеся панели, экраны – быть в тренде. Но, к примеру, в прошедшем сезоне труппа гастролировала со спектаклем по любимой норвежцами детской книге Турбъёрна Эгнера «Люди и разбойники из Кардамона». Автор книги при жизни определил, как должен выглядеть спектакль, поэтому декорации сделаны по его оригинальным рисункам 1955 года.

– Это касается всех постановок?

Эмнет: Семья Турбъерна Эгнера следит за выполнением требований к спектаклям. Его сын приходил на наши репетиции и следил за подготовкой. Если режиссёр или актёр хотят что‑то поменять в тексте, песне, декорациях, нужно отправить заявление, чтобы его одобрили. Это касается только тех авторов, со смерти которых не прошло 50 лет. В этот срок его правопреемники вправе решать, кого набирать в труппу и какие изменения вводить.

Тор: Полагаю, нужно привлекать в спектакли не только норвежских актёров. Норвегия сегодня – многонациональное и многокультурное государство. И мне кажется важным, чтобы актёры на сцене представляли современное общество. В противном случае театр будет стоять на месте.

– Насколько театр популярен в вашей стране?

Эрик: Сейчас гораздо популярнее, чем когда‑либо, особенно в Осло. Театр стал доступным. Есть спонсоры, помогающие распространять информацию о представлениях. Есть соглашения с магазинами, которые при покупке дают скидочные купоны на спектакли.

Тор: Раньше театр был более привилегированным, стал – доступнее и демократичней. Например, в театре Осло на некоторые мюзиклы билеты распроданы до следующего лета. Для такой небольшой по численности страны как Норвегия это нонсенс.

– Публика тоже изменилась?

Эмнет: Это любопытно, но наши постоянные зрители одеваются просто. А вот те, для кого театр – событие, стараются наряжаться.

Эрик: Разумеется, люди могут приходить в чём угодно, но не стоит забывать: мы их тоже видим, как и они нас. Поэтому важно, чтобы мы обменивались реакцией и эмоциями. В норвежских театрах разрешено пить, есть попкорн и сидеть в телефонах, и мы, конечно, всё это видим со сцены. Поэтому, с одной стороны, здорово, что театр стал демократичнее в плане этикета, с другой стороны, мы потеряли его особенную атмосферу.

– В Норвегии есть отдельный театр кукол?

Эмнет: Уже нет. В Норвегии мало тех, кто умеет управлять куклами и имеет соответствующее образование. Разве что группа «Вака-Вака», профессиональных кукловодов которой мы приглашаем для своих «взрослых» представлений – например, на тему кризиса в Исландии.

Тор: Сейчас в Норвегии образования кукольника не получить. Знаю, что многие уезжают учиться в Россию.

– У звёзд театра есть привилегии в выборе театров и репертуара?

Эмнет: Обычно актёры не только играют в театре, но и снимаются в кино, работают на телевидении. Так больше шансов получить известность. Но есть и полностью посвятившие себя служению в театре. Однако если в кино могут взять человека без специального образования, на роль в театре отбор придирчивее. Зато драматическим актёрам открыты все двери: можно годами играть в театре, а потом случайно попасть в сериал и стать любимцем публики. Так в основном звёздами и становятся.

Анастасия СМЕТАНИНА

Культура

21 января

На один­надца­ти объек­тах куль­тур­ного нас­ле­дия Архан­гель­ской области заплани­ро­ва­но про­вес­ти работы

20 января

В Архан­гель­ске откры­лась выставка худож­ника Вла­ди­ми­ра Щелина

18 января

В музее Бори­сова откро­ет­ся выставка архан­гель­ского худож­ника Вла­ди­ми­ра Щелина

18 января

Битва с цензурой

17 января

В Пинеж­ском райо­не стро­ят «Марьин дом» в память о зна­ме­ни­той ска­зитель­нице Марии Кри­во­по­ле­но­вой

16 января

«Малые Коре­лы» приг­лаша­ют школь­ни­ков Архан­гель­ской области при­нять учас­тие во флеш­мобе «Письмо почерку»

16 января

В Архан­гель­ской биб­ли­оте­ке прой­дёт вечер, посвящ­ен­ный 100-ле­тию Дани­ила Гранина

15 января

Север­ный хор предс­та­вил новую про­грамму на Рож­дест­вен­ском концерте

14 января

Архан­гель­ский крае­вед­чес­кий музей приг­лаша­ет на истори­чес­кое кафе

11 января

В конце фев­раля в Шен­курсе прой­дут оче­ред­ные «Евдоки­ев­ские дни»

10 января

В Архан­гель­ской области сни­мут фильм о Соло­вец­ких юнгах

10 января

«Хрус­таль­ные зво­ны» в Кар­гопо­ле завер­шатся купа­ни­ем в кре­щен­ской купели

10 января

Ново­год­ние спек­такли в Архан­гель­ском теат­ре драмы посети­ли 18 тысяч зрителей

8 января

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка «Север-2018»

6 января

Ново­год­няя Жар-пти­ца побыва­ла на утренни­ках в Ломо­нос­ов­ском ДК

Похожие материалы

18 января Культура

Битва с цензурой

20 декабря Культура

Небо Кено­зерья над Пуш­кински­ми горами

12 декабря Культура

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря Культура

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

7 декабря Культура

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

5 декабря Культура

Лири­ку – в сторону!

4 декабря Культура

Про букву с «клюшкой»

3 декабря Культура

Театр, кото­рый всег­да надо раз­гады­вать

3 декабря Культура

Путе­шест­во­вать по Архан­гель­ской области, не поки­дая Петербург

28 ноября Культура

«Arctic Open»: открыт всем

26 ноября Культура

Рас­ска­зать сказ­ку про баб­ку-пуч­ег­лазку?

14 ноября Культура

Архан­гель­ские дачи приз­наны прек­расным мес­том на Земле