26.11.2014 12:03

Поем... танго

Лариса Спиранова (сопрано) и Игорь Перфильев (баритон)

6 декабря артисты Поморской филармонии представляют новую программу «В стиле танго»

Программа посвящена Международному дню танго, «виновник» которого – аргентинский певец и киноактер Карлос Гардель, при жизни увенчанный титулом «Король танго». Он 11 декабря родился.

Конечно, танго – это прежде всего танец. Но благодаря Карлосу Гарделю танго обрело и свой голос. Он первым спел танго под небольшой оркестр, центром которого стал бандонеон – мини-аккордеон. Как будет звучать танго в исполнении артистов Поморской филармонии под сводами Камерного зала и как создавалась программа, рассказали Лариса Спиранова, художественный руководитель филармонии, и Елена Плешкова, музыковед и ведущая концерта.

Лариса Спиранова: – Мы впервые собрались отмечать Международный день танго. Как-то раньше не особенно обращали внимание на эту дату, но жизнь заставила. Недавно уже и ЮНЕСКО объявило танго всемирным культурным достоянием, и весь мир танцует и поет 11 декабря, и так получилось, что эта яркая музыка сама ворвалась в нашу жизнь. К тому же почти у всех наших артистов есть в репертуаре концертный номер в стиле танго, так почему бы уже и не сделать большую общую программу, подумали мы.

В программе действительно участвуют все артисты филармонии...

– Почти все, кроме ансамбля народной музыки «Антари Поморья».

В море музыки танго есть такое течение, как русское танго, правда, не всеми признаваемое. В программе концерта будет русское танго?

Елена Плешкова: – В 1920-х годах танго покорило Париж благодаря все тому же Карлосу Гарделю, а оттуда начало триумфальное шествие по свету. Если хотите знать, сейчас есть не только русское танго, но и японское, и арабское, и финское. Пусть танго родилось в Аргентине, но только ей оно уже не принадлежит. ЮНЕСКО право – это всемирное достояние.

Конечно, в нашем концерте зрители услышат русское танго, например, «Бабушкино танго» Колмановского, мелодии Оскара Строка, нашего советского «короля танго», танго-романсы Вертинского, танго-песни. Из зарубежного – отцов-основателей этого музыкального направления Астора Пьяццоллы, соединившего классическую музыку, джаз и танго, и Карлоса Гарделя, иконы стиля танго.

Танго Гарделя «Потерявший голову», к слову, прозвучало в американском фильме «Запах женщины», где совершенно потрясающе его танцует Аль Пачино. Это же танго звучало в фильмах «Правдивая ложь», «Список Шиндлера», так что наши слушатели его, конечно, знают.

Я так понимаю, что теперь с нотами проблем нет благодаря интернету?

– Я бы так не сказала. Все равно репертуар – это проблема. Многие вещи, которые когда-то звучали, остались лишь на старых пластинках, которые очень сложно найти. Бывает, наши музыканты «переснимают» ноты со старых пластинок или магнитофонных записей на слух. Это нелегкая работа, к слову.

Иногда не найти ноты на определенные составы инструментов, предположим, на рояль, скрипку, аккордеон, гитару – то есть чем располагаем. Тогда приходится перекладывать ноты на свои инструменты.

Лариса Спиранова: – А многие вещи Вертинского остались только на старых записях, нот нет вообще. Например, аккомпаниатор Ольга Голдобина сама записывала ноты и делала аранжировку танго «Магнолия» для сольной программы артиста филармонии Игоря Перфильева.

Я даже обращалась по интернету к здравствующим композиторам с просьбой дать ноты. Так было у меня с Александром Журбиным, правда, не к нынешнему концерту. Скажем так, проблема репертуара никуда не делась, но благодаря интернету она стала проще решаться и возможность поиска нот значительно расширилась.

«Фирменный» инструмент музыкальных произведений в стиле танго – бандонеон. Он будет звучать в предстоящем концерте?

Елена Плешкова: – У нас нет бандонеона, его заменит аккордеон в исполнении Романа Попова. Надо сказать, бандонеон, хоть и считается разновидностью гармоники, совершенно отдельный инструмент. В профессиональных танго-оркестрах он, конечно, присутствует. Ему в Буэнос-Айресе даже памятник стоит. У нас в России вместо бандонеона используют чаще всего аккордеоны и баяны.

Танго все же – в первую очередь страстный танец-соперничество мужчины и женщины. А легко ли его так же страстно спеть, стоя одному на сцене?

Лариса Спиранова: – Танго первоначально считалось непристойным танцем, его даже танцевали мужчины друг с другом. Не подумайте плохого, просто женщинам его не полагалось танцевать – все эмоции наружу. В России долго его не танцевали, в советское время наложили клеймо «мещанский», видимо, страсть и любовь между мужчиной и женщиной в стране труда не предполагались.

Спеть? Конечно, можно страстно. Нет, извините, танцевать не будем. Спеть танго – это спеть о любви, главном, что может случиться в жизни человека. Даже когда поешь танго на сцене один, ведь внутренне посвящаешь его другому человеку.

Такая большая программа... и все в стиле танго. Не будет ли однообразно?

– Танго – это прежде всего потрясающее разнообразие, в нем сплелись культурные традиции многих стран мира – ритмы кубинской хабанеры, африканской кандомбы, аргентинской милонги, испанского фламенко, польской мазурки и немецкого вальса. Прибавьте к этому щемящую сердце нотку русского романса... Нет, никакого повтора в танго даже быть не может.

Как вы сказали, в программу вошли многие концертные номера в стиле танго артистов филармонии, а что-то совсем новое для слушателей будет?

– Конечно. Я представлю танго, в моем исполнении будет звучать первый раз «Не покидай» Оскара Строка. Танго Ришара Гальяно, друга и ученика Астора Пьяццолы, создателя нового музыкального направления – «новый мьюзет» – будет впервые звучать в исполнении Сергея Мочалова и Романа Попова, фортепиано и аккордеона.

Танго в «замороженном» Архангельске с его внутренне закрытыми людьми будет ли пользоваться успехом?

– Насчет «замороженности» – это миф. Знаете, у нас в Архангельске есть клуб любителей аргентинского танго, куда наших музыкантов периодически приглашают играть. Туда приходят люди танцевать и танцуют красиво и чувственно. О популярности танго у нас на Севере можно судить как раз по отдельным вставкам-номерам в концертах артистов Поморской филармонии, они идут на бис! Наверное, потому что танго – это не просто танец или вокал, это нечто большее – яркая музыка, надрыв, романтические переживания... Думаю, что, наоборот, нам, русским, танго особенно близко.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала Елена ИРХА. Фото Виталия Крехалева.