07.08.2017 11:46

Кувшин с длинным горлышком помору ни к чему!

Архангельские Гостиные дворы в миниатюре. Работа Евгения Пасюры
Мастер Евгений Пасюра и ученица за работой
Михаил Третьяков и начинающий мастер – горшок в четыре руки
Сувенир-камбалка. Работа Евгения Пасюры

Два гончара Архангельской области – Евгений Пасюра и Михаил Третьяков – не похожи друг на друга, но оба делают изысканные гончарные изделия, возрождают северные традиции гончарного искусства и привносят новые элементы в народное дело

Есть у них и общее – они оба учились в колледже культуры, их преподавателем был Сергей Степанович Клыков. Оба выкапывают глину под Новодвинском, но также и покупают её на заводах и в магазинах.

Евгений Пасюра и Михаил Третьяков обучают детей. Например, у Евгения есть кружок в Уйме. Гончары принимают участие в различных ярмарках, фестивалях и слётах мастеров. Михаил особенно увлечён преподаванием уроков для всех желающих на праздниках.

Шершавые, но практичные

Мы побывали на мастер-классе у Евгения Пасюры. Завораживает, как мастер работает с глиной. Он использует простые приёмы и создаёт классические изделия, чтобы люди, ранее не работавшие с глиной, поняли принцип гончарного искусства. На его мастер-классе ученики делают кувшины и горшки, украшая их прямыми или волнистыми линиями с помощью специальных стеков.

Евгений Пасюра рассказал нам об особенностях северного гончарного искусства, о преподавании и о фестивалях за границей.

– Евгений, чем отличается гончарное дело Севера от южных районов страны?

– Это, в первую очередь, простота форм и обработки. Север – это ведь аскетизм. Вот в Мезени, в деревне Каменка, посуда была грубая, жёсткая. Она получалась такая, потому что глина в том районе содержит много песка и мелких камушков. Они были шершавыми, и невозможно было это исправить. Вот на юге глины более жирные, и из них можно уже делать что‑то изящное. Даже в Архангельской области есть различия между керамикой разных районов. Снова это зависит от глины. Но принцип золотого сечения, гармонии используется везде.

– Какие формы глиняной посуды распространены на Севере?

– Упор всегда делался на функционал вещи. Лишь бы в ней можно было готовить или что‑то хранить. Поэтому нужны были простые изделия. В быту использовали глиняные горшки, латки для приготовления рыбы, крынки для хранения молока. Поморам не нужны, например, кувшины с длинным горлышком, в которых южане хранят вино.

– Как наше гончарное искусство принимают за границей?

– Я ездил в Финляндию и Швецию на фестивали. За границей это дело всегда принимают лучше, чем у нас. Там ручной труд ценится, это понимают. Люди знают, что работы, выполненные своими руками, не могут стоить дёшево. Но мы не ездили туда с целью продажи, ездили с целью обмена опытом.

– Вы задумывались о своей мастерской и о преподавании гончарного дела?

– Конечно, я хочу свою мастерскую. Сейчас работаю дома, но с сентября у меня будет мастерская на базе САФУ, в корпусе Высшей инженерной школы на третьем этаже. Я ведь раньше преподавал, будет мастерская, буду преподавать снова.

Будет похоже на планету Марс

Михаил Третьяков находится в постоянном поиске новых решений для своих произведений. Мастер занимается не только глиной – иногда он делает ледяные творения и огненные фигуры.

– Михаил, какие предметы вам необходимы, чтобы творить?

– В первую очередь – это глина. Либо я выкапываю её под Новодвинском, либо покупаю. Вообще, работаю я совсем в другой сфере, связанной с электроникой и техникой. Но это мне очень помогает в моём хобби. Я самостоятельно делаю гончарные круги и печи. Ещё необходимы глазури и инструменты для украшения изделий.

– У вас есть возможность развиваться, совершенствовать своё мастерство?

– Конечно, на фестивалях начинаю атаковать людей вопросами, смотрю много видео в интернете. Интересно изучать работы японских мастеров в создании керамики. Я люблю живое общение, поэтому для меня удовольствие разговаривать с мастерами.

– Многие мастера чётко придерживаются традиционных технологий, которые прошли проверку столетиями. А можно придумать что‑то своё, новое?

– Я практикую в своём творчестве смешивание глин. Если использовать белую и красную глины, то изделие будет похоже на планету Марс. Можно использовать и больше глин, получается очень красиво. Также можно смешивать глазури, получаются необычные оттенки керамики. Главное, чтобы всё было гармонично… И важно то, что уже умеешь передать другим. Особенно мне нравится работать с детьми. Они обычно хорошо чувствуют глину. Но первый горшок чаще всего делаем вместе – в четыре руки.

Глина «зреет» год

Воспользовавшись случаем, мы узнали у мастера, как он готовит глину для себя. Он делает это у себя на даче, в небольших количествах. По времени этот процесс занимает почти год

Сначала Михаил выкапывает её. Затем глина должна вылежаться. Спустя время она рассыпается в мелкую крошку, и он засыпает её в большую бочку, заливает водой. Далее размешивает и доводит до состояния вязкости. Потом этот материал процеживает и оставляет на время – для того чтобы глина осела.

Нужна фишка!

Мастера уверены, что гончарная продукция востребована сейчас. Евгений считает, что внимание к гончарной керамике возникает волнообразно. Например, в 1990‑е это никому интересно не было, в начале 2000‑х интерес стал появляться. Михаил же думает, что совсем простые вещи не будут покупать. Изделие приобретут, если оно особенное, нестандартное, если в нём есть какая‑то фишка

Не зря говорят о моде, что всё новое – это хорошо забытое старое. Так и в гончарном искусстве. Все формы и приёмы придуманы давно, а современные мастера стараются привнести в искусство что‑то новое, используя основу. И Евгений, и Михаил следуют традициям гончарного дела, но не забывают о творчестве. Так появляются диковинные керамические изделия.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Екатерина ЧЕРНАКОВА Фото автора и из архива Евгения Пасюры и Михаила Третьякова