Кувшин с длинным горлышком помору ни к чему!

7 августа 2017 11:46 Из газеты
Архангельские Гостиные дворы в миниатюре. Работа Евгения Пасюры
Архангельские Гостиные дворы в миниатюре. Работа Евгения Пасюры

Два гончара Архангельской области – Евгений Пасюра и Михаил Третьяков – не похожи друг на друга, но оба делают изысканные гончарные изделия, возрождают северные традиции гончарного искусства и привносят новые элементы в народное дело

Есть у них и общее – они оба учились в колледже культуры, их преподавателем был Сергей Степанович Клыков. Оба выкапывают глину под Новодвинском, но также и покупают её на заводах и в магазинах.

Евгений Пасюра и Михаил Третьяков обучают детей. Например, у Евгения есть кружок в Уйме. Гончары принимают участие в различных ярмарках, фестивалях и слётах мастеров. Михаил особенно увлечён преподаванием уроков для всех желающих на праздниках.

Шершавые, но практичные

Мы побывали на мастер-классе у Евгения Пасюры. Завораживает, как мастер работает с глиной. Он использует простые приёмы и создаёт классические изделия, чтобы люди, ранее не работавшие с глиной, поняли принцип гончарного искусства. На его мастер-классе ученики делают кувшины и горшки, украшая их прямыми или волнистыми линиями с помощью специальных стеков.

Евгений Пасюра рассказал нам об особенностях северного гончарного искусства, о преподавании и о фестивалях за границей.

– Евгений, чем отличается гончарное дело Севера от южных районов страны?

— Это, в первую очередь, простота форм и обработки. Север – это ведь аскетизм. Вот в Мезени, в деревне Каменка, посуда была грубая, жёсткая. Она получалась такая, потому что глина в том районе содержит много песка и мелких камушков. Они были шершавыми, и невозможно было это исправить. Вот на юге глины более жирные, и из них можно уже делать что‑то изящное. Даже в Архангельской области есть различия между керамикой разных районов. Снова это зависит от глины. Но принцип золотого сечения, гармонии используется везде.

– Какие формы глиняной посуды распространены на Севере?

— Упор всегда делался на функционал вещи. Лишь бы в ней можно было готовить или что‑то хранить. Поэтому нужны были простые изделия. В быту использовали глиняные горшки, латки для приготовления рыбы, крынки для хранения молока. Поморам не нужны, например, кувшины с длинным горлышком, в которых южане хранят вино.

– Как наше гончарное искусство принимают за границей?

— Я ездил в Финляндию и Швецию на фестивали. За границей это дело всегда принимают лучше, чем у нас. Там ручной труд ценится, это понимают. Люди знают, что работы, выполненные своими руками, не могут стоить дёшево. Но мы не ездили туда с целью продажи, ездили с целью обмена опытом.

– Вы задумывались о своей мастерской и о преподавании гончарного дела?

— Конечно, я хочу свою мастерскую. Сейчас работаю дома, но с сентября у меня будет мастерская на базе САФУ, в корпусе Высшей инженерной школы на третьем этаже. Я ведь раньше преподавал, будет мастерская, буду преподавать снова.

Будет похоже на планету Марс

Михаил Третьяков находится в постоянном поиске новых решений для своих произведений. Мастер занимается не только глиной – иногда он делает ледяные творения и огненные фигуры.

– Михаил, какие предметы вам необходимы, чтобы творить?

— В первую очередь – это глина. Либо я выкапываю её под Новодвинском, либо покупаю. Вообще, работаю я совсем в другой сфере, связанной с электроникой и техникой. Но это мне очень помогает в моём хобби. Я самостоятельно делаю гончарные круги и печи. Ещё необходимы глазури и инструменты для украшения изделий.

– У вас есть возможность развиваться, совершенствовать своё мастерство?

— Конечно, на фестивалях начинаю атаковать людей вопросами, смотрю много видео в интернете. Интересно изучать работы японских мастеров в создании керамики. Я люблю живое общение, поэтому для меня удовольствие разговаривать с мастерами.

– Многие мастера чётко придерживаются традиционных технологий, которые прошли проверку столетиями. А можно придумать что‑то своё, новое?

— Я практикую в своём творчестве смешивание глин. Если использовать белую и красную глины, то изделие будет похоже на планету Марс. Можно использовать и больше глин, получается очень красиво. Также можно смешивать глазури, получаются необычные оттенки керамики. Главное, чтобы всё было гармонично… И важно то, что уже умеешь передать другим. Особенно мне нравится работать с детьми. Они обычно хорошо чувствуют глину. Но первый горшок чаще всего делаем вместе – в четыре руки.

Глина «зреет» год

Воспользовавшись случаем, мы узнали у мастера, как он готовит глину для себя. Он делает это у себя на даче, в небольших количествах. По времени этот процесс занимает почти год

Сначала Михаил выкапывает её. Затем глина должна вылежаться. Спустя время она рассыпается в мелкую крошку, и он засыпает её в большую бочку, заливает водой. Далее размешивает и доводит до состояния вязкости. Потом этот материал процеживает и оставляет на время – для того чтобы глина осела.

Нужна фишка!

Мастера уверены, что гончарная продукция востребована сейчас. Евгений считает, что внимание к гончарной керамике возникает волнообразно. Например, в 1990‑е это никому интересно не было, в начале 2000‑х интерес стал появляться. Михаил же думает, что совсем простые вещи не будут покупать. Изделие приобретут, если оно особенное, нестандартное, если в нём есть какая‑то фишка

Не зря говорят о моде, что всё новое – это хорошо забытое старое. Так и в гончарном искусстве. Все формы и приёмы придуманы давно, а современные мастера стараются привнести в искусство что‑то новое, используя основу. И Евгений, и Михаил следуют традициям гончарного дела, но не забывают о творчестве. Так появляются диковинные керамические изделия.

Екатерина ЧЕРНАКОВА Фото автора и из архива Евгения Пасюры и Михаила Третьякова

Культура

16 февраля

Жите­ли Архан­гель­ска уви­дят выставку кар­тин Саль­вадо­ра Дали

15 февраля

Шен­курс­кий венец: сде­лано в XXI веке

13 февраля

Севе­род­винско­му крае­вед­ческо­му музею выде­лят 100 тысяч руб­лей на ремонт

13 февраля

В Архан­гель­ской области начал­ся «Кино­мара­фон Arctic open»

13 февраля

Севе­ряне стали дип­лом­ан­тами меж­дуна­род­ного кон­курса в Заполярье

11 февраля

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Мень­ше свис­тите и коман­дуйте»

9 февраля

Алек­сандр Соку­ров: «Тог­да кино загово­рит язы­ком рус­ско­го харак­тера»

5 февраля

В Архан­гель­ске нача­лись меро­прия­тия, посвящ­ён­ные 100-ле­тию народ­ного артиста Рос­сии Ивана Меркулова

5 февраля

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на «Избра­нное» из работ Ника­са Сафронова

1 февраля

В Архан­гель­ске побы­вал известный кино­реж­ис­сёр Алек­сандр Сокуров

30 января

Север­ный хор даст кон­церт в честь годов­щины победы под Ста­линг­ра­дом

30 января

«Шикар­ную кар­тину» по чехов­ской «Дра­ме на охо­те» жите­ли Архан­гель­ска пер­вый раз уви­дели в 1914 году

30 января

Как кар­гополь­цы сол­нце в Нор­ве­гии зажигали

30 января

Ещё одна помор­ская дерев­ня стала одной из самых кра­сивых в России

30 января

Жите­лей Архан­гель­ска ждёт встре­ча с твор­чест­вом зна­ме­ни­то­го худож­ника Ника­са Сафронова

Похожие материалы

15 февраля Культура

Шен­курс­кий венец: сде­лано в XXI веке

11 февраля Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Мень­ше свис­тите и коман­дуйте»

9 февраля Культура

Алек­сандр Соку­ров: «Тог­да кино загово­рит язы­ком рус­ско­го харак­тера»

30 января Фоторепортаж

Как кар­гополь­цы сол­нце в Нор­ве­гии зажигали

25 января Культура

Лау­ре­ат меж­дуна­род­ных выста­вок Ирина Чере­пано­ва откры­ла в Севе­род­винске мас­терс­кую «Куколь­ный домик»

24 января Культура

В селе Ломо­носо­во ждут уче­ни­ков со всей России

23 января Культура

Кар­ты, день­ги, три холста

28 декабря Культура

От Архан­гель­ской губер­нии до Санкт-Пет­ер­бурга

26 декабря Культура

На выставке в Север­ном мор­ском музее – Аркти­ка на ёлке

26 декабря Культура

Мария Его­рова из Архан­гель­ска стала лау­ре­атом Меж­дуна­род­ного кон­курса «Чай­ковск­ий-Нас­ле­дие»

24 декабря Культура

В архан­гель­ском Особ­няке на набе­реж­ной откры­лась выставка «Стру­ит­ся лампы мяг­кий свет…»

22 декабря Культура

Архан­гель­ский театр драмы гото­вит для малень­ких зри­те­лей два ново­год­них предс­та­вле­ния

10 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм