Кувшин с длинным горлышком помору ни к чему!

7 августа 2017 11:46 Из газеты
Архангельские Гостиные дворы в миниатюре. Работа Евгения Пасюры
Архангельские Гостиные дворы в миниатюре. Работа Евгения Пасюры

Два гончара Архангельской области – Евгений Пасюра и Михаил Третьяков – не похожи друг на друга, но оба делают изысканные гончарные изделия, возрождают северные традиции гончарного искусства и привносят новые элементы в народное дело

Есть у них и общее – они оба учились в колледже культуры, их преподавателем был Сергей Степанович Клыков. Оба выкапывают глину под Новодвинском, но также и покупают её на заводах и в магазинах.

Евгений Пасюра и Михаил Третьяков обучают детей. Например, у Евгения есть кружок в Уйме. Гончары принимают участие в различных ярмарках, фестивалях и слётах мастеров. Михаил особенно увлечён преподаванием уроков для всех желающих на праздниках.

Шершавые, но практичные

Мы побывали на мастер-классе у Евгения Пасюры. Завораживает, как мастер работает с глиной. Он использует простые приёмы и создаёт классические изделия, чтобы люди, ранее не работавшие с глиной, поняли принцип гончарного искусства. На его мастер-классе ученики делают кувшины и горшки, украшая их прямыми или волнистыми линиями с помощью специальных стеков.

Евгений Пасюра рассказал нам об особенностях северного гончарного искусства, о преподавании и о фестивалях за границей.

– Евгений, чем отличается гончарное дело Севера от южных районов страны?

— Это, в первую очередь, простота форм и обработки. Север – это ведь аскетизм. Вот в Мезени, в деревне Каменка, посуда была грубая, жёсткая. Она получалась такая, потому что глина в том районе содержит много песка и мелких камушков. Они были шершавыми, и невозможно было это исправить. Вот на юге глины более жирные, и из них можно уже делать что‑то изящное. Даже в Архангельской области есть различия между керамикой разных районов. Снова это зависит от глины. Но принцип золотого сечения, гармонии используется везде.

– Какие формы глиняной посуды распространены на Севере?

— Упор всегда делался на функционал вещи. Лишь бы в ней можно было готовить или что‑то хранить. Поэтому нужны были простые изделия. В быту использовали глиняные горшки, латки для приготовления рыбы, крынки для хранения молока. Поморам не нужны, например, кувшины с длинным горлышком, в которых южане хранят вино.

– Как наше гончарное искусство принимают за границей?

— Я ездил в Финляндию и Швецию на фестивали. За границей это дело всегда принимают лучше, чем у нас. Там ручной труд ценится, это понимают. Люди знают, что работы, выполненные своими руками, не могут стоить дёшево. Но мы не ездили туда с целью продажи, ездили с целью обмена опытом.

– Вы задумывались о своей мастерской и о преподавании гончарного дела?

— Конечно, я хочу свою мастерскую. Сейчас работаю дома, но с сентября у меня будет мастерская на базе САФУ, в корпусе Высшей инженерной школы на третьем этаже. Я ведь раньше преподавал, будет мастерская, буду преподавать снова.

Будет похоже на планету Марс

Михаил Третьяков находится в постоянном поиске новых решений для своих произведений. Мастер занимается не только глиной – иногда он делает ледяные творения и огненные фигуры.

– Михаил, какие предметы вам необходимы, чтобы творить?

— В первую очередь – это глина. Либо я выкапываю её под Новодвинском, либо покупаю. Вообще, работаю я совсем в другой сфере, связанной с электроникой и техникой. Но это мне очень помогает в моём хобби. Я самостоятельно делаю гончарные круги и печи. Ещё необходимы глазури и инструменты для украшения изделий.

– У вас есть возможность развиваться, совершенствовать своё мастерство?

— Конечно, на фестивалях начинаю атаковать людей вопросами, смотрю много видео в интернете. Интересно изучать работы японских мастеров в создании керамики. Я люблю живое общение, поэтому для меня удовольствие разговаривать с мастерами.

– Многие мастера чётко придерживаются традиционных технологий, которые прошли проверку столетиями. А можно придумать что‑то своё, новое?

— Я практикую в своём творчестве смешивание глин. Если использовать белую и красную глины, то изделие будет похоже на планету Марс. Можно использовать и больше глин, получается очень красиво. Также можно смешивать глазури, получаются необычные оттенки керамики. Главное, чтобы всё было гармонично… И важно то, что уже умеешь передать другим. Особенно мне нравится работать с детьми. Они обычно хорошо чувствуют глину. Но первый горшок чаще всего делаем вместе – в четыре руки.

Глина «зреет» год

Воспользовавшись случаем, мы узнали у мастера, как он готовит глину для себя. Он делает это у себя на даче, в небольших количествах. По времени этот процесс занимает почти год

Сначала Михаил выкапывает её. Затем глина должна вылежаться. Спустя время она рассыпается в мелкую крошку, и он засыпает её в большую бочку, заливает водой. Далее размешивает и доводит до состояния вязкости. Потом этот материал процеживает и оставляет на время – для того чтобы глина осела.

Нужна фишка!

Мастера уверены, что гончарная продукция востребована сейчас. Евгений считает, что внимание к гончарной керамике возникает волнообразно. Например, в 1990‑е это никому интересно не было, в начале 2000‑х интерес стал появляться. Михаил же думает, что совсем простые вещи не будут покупать. Изделие приобретут, если оно особенное, нестандартное, если в нём есть какая‑то фишка

Не зря говорят о моде, что всё новое – это хорошо забытое старое. Так и в гончарном искусстве. Все формы и приёмы придуманы давно, а современные мастера стараются привнести в искусство что‑то новое, используя основу. И Евгений, и Михаил следуют традициям гончарного дела, но не забывают о творчестве. Так появляются диковинные керамические изделия.

Екатерина ЧЕРНАКОВА Фото автора и из архива Евгения Пасюры и Михаила Третьякова

Культура

7 апреля

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие в меж­дуна­род­ном поэти­чес­ком марафоне

7 апреля

В архан­гель­ском теат­ре драмы нача­лись «Коро­нави­рус­ные чтения»

4 апреля

В хоре её назы­вали матушкой

1 апреля

Смот­рите с нами!

31 марта

Волон­теры помо­гут Кено­зерс­ко­му нац­парку записать беседы с жите­лями запов­ед­ных тер­рито­рий

27 марта

Архан­гель­ский театр кукол пока­жет спек­такль «Они и Мы» в пря­мом эфире

26 марта

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

25 марта

В квар­тире Абрамо­вых пели Высоц­кий и Золотухин

25 марта

В свой про­фес­си­ональ­ный праз­дник работ­ники куль­туры получи­ли пре­мии и награды

23 марта

Музей «Малые Коре­лы» под­гото­вит новый интерьер крес­тья­нс­кого дома – военный

23 марта

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась премье­ра без зрителей

20 марта

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

20 марта

Как кине­мат­ог­раф­ис­ты в раз­ные вре­мена сни­мали фильмы про смер­тель­ные эпидемии

20 марта

В Архан­гель­ский театр драмы теперь можно пойти онлайн

Похожие материалы