Кувшин с длинным горлышком помору ни к чему!

7 августа 11:46 Из газеты
Архангельские Гостиные дворы в миниатюре. Работа Евгения Пасюры
Архангельские Гостиные дворы в миниатюре. Работа Евгения Пасюры

Два гончара Архангельской области – Евгений Пасюра и Михаил Третьяков – не похожи друг на друга, но оба делают изысканные гончарные изделия, возрождают северные традиции гончарного искусства и привносят новые элементы в народное дело

Есть у них и общее – они оба учились в колледже культуры, их преподавателем был Сергей Степанович Клыков. Оба выкапывают глину под Новодвинском, но также и покупают её на заводах и в магазинах.

Евгений Пасюра и Михаил Третьяков обучают детей. Например, у Евгения есть кружок в Уйме. Гончары принимают участие в различных ярмарках, фестивалях и слётах мастеров. Михаил особенно увлечён преподаванием уроков для всех желающих на праздниках.

Шершавые, но практичные

Мы побывали на мастер-классе у Евгения Пасюры. Завораживает, как мастер работает с глиной. Он использует простые приёмы и создаёт классические изделия, чтобы люди, ранее не работавшие с глиной, поняли принцип гончарного искусства. На его мастер-классе ученики делают кувшины и горшки, украшая их прямыми или волнистыми линиями с помощью специальных стеков.

Евгений Пасюра рассказал нам об особенностях северного гончарного искусства, о преподавании и о фестивалях за границей.

– Евгений, чем отличается гончарное дело Севера от южных районов страны?

— Это, в первую очередь, простота форм и обработки. Север – это ведь аскетизм. Вот в Мезени, в деревне Каменка, посуда была грубая, жёсткая. Она получалась такая, потому что глина в том районе содержит много песка и мелких камушков. Они были шершавыми, и невозможно было это исправить. Вот на юге глины более жирные, и из них можно уже делать что‑то изящное. Даже в Архангельской области есть различия между керамикой разных районов. Снова это зависит от глины. Но принцип золотого сечения, гармонии используется везде.

– Какие формы глиняной посуды распространены на Севере?

— Упор всегда делался на функционал вещи. Лишь бы в ней можно было готовить или что‑то хранить. Поэтому нужны были простые изделия. В быту использовали глиняные горшки, латки для приготовления рыбы, крынки для хранения молока. Поморам не нужны, например, кувшины с длинным горлышком, в которых южане хранят вино.

– Как наше гончарное искусство принимают за границей?

— Я ездил в Финляндию и Швецию на фестивали. За границей это дело всегда принимают лучше, чем у нас. Там ручной труд ценится, это понимают. Люди знают, что работы, выполненные своими руками, не могут стоить дёшево. Но мы не ездили туда с целью продажи, ездили с целью обмена опытом.

– Вы задумывались о своей мастерской и о преподавании гончарного дела?

— Конечно, я хочу свою мастерскую. Сейчас работаю дома, но с сентября у меня будет мастерская на базе САФУ, в корпусе Высшей инженерной школы на третьем этаже. Я ведь раньше преподавал, будет мастерская, буду преподавать снова.

Будет похоже на планету Марс

Михаил Третьяков находится в постоянном поиске новых решений для своих произведений. Мастер занимается не только глиной – иногда он делает ледяные творения и огненные фигуры.

– Михаил, какие предметы вам необходимы, чтобы творить?

— В первую очередь – это глина. Либо я выкапываю её под Новодвинском, либо покупаю. Вообще, работаю я совсем в другой сфере, связанной с электроникой и техникой. Но это мне очень помогает в моём хобби. Я самостоятельно делаю гончарные круги и печи. Ещё необходимы глазури и инструменты для украшения изделий.

– У вас есть возможность развиваться, совершенствовать своё мастерство?

— Конечно, на фестивалях начинаю атаковать людей вопросами, смотрю много видео в интернете. Интересно изучать работы японских мастеров в создании керамики. Я люблю живое общение, поэтому для меня удовольствие разговаривать с мастерами.

– Многие мастера чётко придерживаются традиционных технологий, которые прошли проверку столетиями. А можно придумать что‑то своё, новое?

— Я практикую в своём творчестве смешивание глин. Если использовать белую и красную глины, то изделие будет похоже на планету Марс. Можно использовать и больше глин, получается очень красиво. Также можно смешивать глазури, получаются необычные оттенки керамики. Главное, чтобы всё было гармонично… И важно то, что уже умеешь передать другим. Особенно мне нравится работать с детьми. Они обычно хорошо чувствуют глину. Но первый горшок чаще всего делаем вместе – в четыре руки.

Глина «зреет» год

Воспользовавшись случаем, мы узнали у мастера, как он готовит глину для себя. Он делает это у себя на даче, в небольших количествах. По времени этот процесс занимает почти год

Сначала Михаил выкапывает её. Затем глина должна вылежаться. Спустя время она рассыпается в мелкую крошку, и он засыпает её в большую бочку, заливает водой. Далее размешивает и доводит до состояния вязкости. Потом этот материал процеживает и оставляет на время – для того чтобы глина осела.

Нужна фишка!

Мастера уверены, что гончарная продукция востребована сейчас. Евгений считает, что внимание к гончарной керамике возникает волнообразно. Например, в 1990‑е это никому интересно не было, в начале 2000‑х интерес стал появляться. Михаил же думает, что совсем простые вещи не будут покупать. Изделие приобретут, если оно особенное, нестандартное, если в нём есть какая‑то фишка

Не зря говорят о моде, что всё новое – это хорошо забытое старое. Так и в гончарном искусстве. Все формы и приёмы придуманы давно, а современные мастера стараются привнести в искусство что‑то новое, используя основу. И Евгений, и Михаил следуют традициям гончарного дела, но не забывают о творчестве. Так появляются диковинные керамические изделия.

Екатерина ЧЕРНАКОВА Фото автора и из архива Евгения Пасюры и Михаила Третьякова

Культура

10 декабря

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря

Победи­те­лем кино­фес­тива­ля «Arctic Open» стал фильм по сце­на­рию сына Вла­ди­ми­ра Высоцкого

10 декабря

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

9 декабря

В Доб­ролю­бов­ке откро­ет­ся выставка Кот­ласско­го объе­ди­не­ния худож­ни­ков «Кален­дарь»

8 декабря

Архан­гель­ский филар­мони­чес­кий оркестр исполн­ит «Сере­наду барыш­не Европе»

8 декабря

В Архан­гель­ске нача­лись кино­пока­зы фес­тива­ля «Arctic Open»

8 декабря

Архан­гело­гор­од­ка Мария Его­рова стала победи­те­лем прес­тижно­го конкурса

8 декабря

Двад­цать кол­лекти­вов выступи­ли на Пер­вом хоро­вом фес­тива­ле в Архан­гель­ске

8 декабря

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт бри­танс­ко­го музы­кан­та Эндрю Кинга

7 декабря

В архан­гель­ском «Истори­чес­ком кафе» обсу­дят днев­ники путе­шест­ве­нника 18 века

6 декабря

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на Ека­те­ри­нин­ские дни

6 декабря

Теат­раль­ный кол­ледж Олега Таба­кова про­ве­дёт в Архан­гель­ске отбор аби­тури­ен­тов

6 декабря

В Архан­гель­ске сос­то­ит­ся пер­вый хоро­вой фестиваль

6 декабря

Пер­вый кино­фес­тиваль стран Аркти­ки «Arctic Open» стар­ту­ет 7 декабря

5 декабря

Архан­гело­гор­од­цы предс­та­вят на выставке своих ангел­ов-хра­ни­те­лей

Похожие материалы

10 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря Культура

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

8 декабря Культура

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт бри­танс­ко­го музы­кан­та Эндрю Кинга

6 декабря Культура

Пер­вый кино­фес­тиваль стран Аркти­ки «Arctic Open» стар­ту­ет 7 декабря

3 декабря Культура

Лите­рат­ур­ная Нян­дома утёр­ла нос лите­рат­ур­ному Архан­гель­ску

29 ноября Культура

В Архан­гель­ске вышла книга детс­ко­го врача и пере­вод­чика Марии Пик­кель «Судь­ба на фоне ХХ века»

28 ноября Культура

О тро­гатель­ном муль­тфильме школь­ни­ков из Верх­не­тоем­ско­го райо­на узна­ла вся область

23 ноября Культура

Архан­гель­ский худож­ник о путе­шес­твии дли­ной в три года. «Там, где Бого­роди­ца – игуменья»

21 ноября Культура

В День духов­ной куль­туры Архан­гель­ска Доб­ролю­бов­ка пере­даст книгу XV века областно­му Госу­дарст­вен­ному архиву

19 ноября Культура

В Архан­гель­ске вру­чили пре­мии за луч­шие крае­вед­чес­кие и истори­чес­кие издания

13 ноября Культура

Может ли север­ная девуш­ка быть слиш­ком изящ­ной, а парень – горячим?

13 ноября Культура

Евге­ний Кня­зев – об авторс­ком и клас­сич­ес­ком теат­рах и впе­чат­лени­ях от постано­вок Архан­гель­ского теат­ра драмы

8 ноября Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Искры боль­шого пожара»