22.11.2016 17:30

Арктика Борисова начиналась в Красноборске

Зимой здесь настоящая рождественская сказка
В экспозиции работ Борисова
Церкви в деревне Шеломя

В Красноборском районе как‑то особенно дышится и думается. Наверное, поэтому земля Красноборская дала миру ряд выдающихся людей. Среди них «алмаз» – художник, «певец Арктики» Александр Борисов.

Замерзающие кисти

В этом ноябре мы отмечаем юбилей Александра Алексеевича Борисова – 150 лет со дня рождения. В 1866 году в деревне Глубокий Ручей, что недалеко от Красноборска, в простой крестьянской семье родился тот, кому через десятки лет будут рукоплескать Франция, Норвегия и США. И будет гордиться Россия. Гордиться по‑своему, с примесью жестокости, сурово и сдержанно.

«Красноборский Ломоносов», вопреки воле отца, подался в эстетско-промозглый Петербург, чтобы стать большим художником. Было тяжело, Борисов годами не вылезал из деревенской одежды, ел по разу в день, но всё своё время посвящал рисованию. Его мастерами в Академии художеств были такие разные живописцы, как Иван Шишкин и Архип Куинджи. «Открыточный» Шишкин и «экспериментально-световой» Куинджи в Борисове органично соединились. Осталось только выбрать тему. И тут возникла Арктика.

Борисов более десяти раз бывал с экспедициями в «стране вечных льдов», попадал в нехилые переплёты, видел голод и смерть. Не зря позднее, на одной из лучших своих картин «Страна смерти» он изобразил ярко-красную, кроваво-ледяную воду на фоне ослепительно белых льдов. Это было так потрясающе – и светово, и композиционно, что даже российский император Николай II при первом взгляде ужаснулся работе, а на следующий день её купил. Борисов изобразил «Муки ада» почти по Акутагаве, но муки органично красивые. Талант художника раскрылся в непригодных для жизни условиях, когда от сильного мороза застывали краски и ломались кисти. Многие художники не рисковали, предпочитая копировать арктические фотографии в тёплых студиях. Но не таков был северный богатырь Александр Борисов – Арктика стала его стихией.

Чтобы земляки исцеляли недуги

В Красноборске Борисова чтят. Здесь есть его усадьба, ставшая музеем и спасённая Маей Миткевич и местными краеведами от размораживания и гибели. Есть могила с достойным памятником и живыми цветами. Есть раздел в районном краеведческом музее, выставки в библиотеке. Есть конкурсы для юных художников с символичным названием «Наследники Борисова». И есть нетронутые временем старинные купеческие дома, которые жили во времена северного живописца. А значит, есть в Красноборске и сам Борисов. Не лакированный и прилизанный, а настоящий.

Говорят, что это был необыкновенно мужественный человек. Перенёс не только невзгоды во время экспедиций в Арктику, но и чисто житейские беды. После революции отказался ехать в Германию вслед за супругой, оставшись в своей одинокой усадьбе в Красноборске, и неистово творил у себя на родине. И мечтал, что после смерти его усадьба превратится в студию для начинающих художников. Так и произошло: деревенские ребята приезжают сюда, чтобы создавать первые в своей жизни этюды и наброски.

Ещё Борисову красноборцы и жители Архангельской области обязаны открытием санатория «Солониха». Минеральные источники, идущие под землёй чуть ли не с Урала, исцеляют больных с опорно-двигательными нарушениями, артритами и многими внутренними болезнями. Выдающийся художник вложил в «Солониху» и деньги, и душу. И здорово, что наследие сегодня живо и востребовано.

Краеведы свидетельствуют, что Борисову всю жизнь ставили в упрёк его деревенское происхождение. Мол, так и не вписался он в «художественную элиту», даже несмотря на орден Почётного легиона Франции, выставки в Америке и покупку нескольких десятков работ знаменитым Третьяковым. Страдал ли живописец от этого? Как бы там ни было, но могучий дар приподнял Александра Алексеевича и над родным Красноборском, и над миром.

Если внимательно смотреть на его арктические пейзажи, то иногда кажется, что у них нет границ. Что белые льды, тёмное небо и разноцветные сполохи выходят за рамки и живут где‑то в смежной с картиной реальности. Некоторые искусствоведы называют это «космосом»: точно такой же был и у русского гения Куинджи, и у испанского  уникума Дали. Очень странно в этой связи слышать реплики о том, что работы Борисова сегодня не выставляются в Третьяковке. Может, «космос Борисова» мешает другим картинам, не вписывается в общий ансамбль?

Но нельзя говорить, что Красноборск стал музеем одного человека. Подвижниками мастера становятся его потомки.

Соль Красноборская

Есть в нескольких километрах от Красноборска уникальная деревня Шеломя. В далёком 1555 году крестьяне Липова Шеломя обратились к царю Ивану IV Грозному с челобитной о выделении им «землицы и лесу чёрного» для новой церкви Николая Угодника. Этот документ до сих пор хранится в архивах. Говорят, именно здесь начал свой знаменитый поход в Сибирь Ермак. А сегодня от деревни Шеломя остались только две церквушки – деревянная и каменная, небольшое кладбище и внешняя пустынная красота.

Несколько лет назад местные активисты решили создать здесь ТОС, чтобы спасти умирающую землю. Начальник управления по делам молодёжи и спорту Красноборского района Михаил Ожегов рассказывает, что деревня исчезла в 70‑е годы прошлого века, когда начался «зуд укрупнения». Даже непонятно, куда сгинули те две тысячи человек и три колхоза.

Но ТОС потихоньку начинает здесь всё возрождать. Построили гостевые дома, установили памятный камень, намерены развивать спорт и туризм. Сам Бог велел – такие склоны, что позавидует даже устьянская Малиновка. А какая тут уникальная природа: такое чувство, что она, несмотря на прошлые колхозы-совхозы, так и осталась девственной. И пустые церкви с простыми иконами, которые ждут, когда здесь зажгутся лампады и взлетят в купол песнопения и молитвы.

Михаил Ожегов – необычный чиновник. Он, как и художник Борисов, – соль красноборской земли. Активный, неспокойный и неравнодушный. Говорит о сокращении финансирования ТОСов в несколько раз, но при этом машет рукой – мол, мы всё равно найдём деньги и всё равно будем строить. И думается, что в следующий приезд в Шеломю тут будет и электричество, и люди. И не только по праздникам, но и круглый год.

Солью земли Красноборской была и Мария Фаворская, создавшая уникальный детский туберкулёзный санаторий «Евда». Она и её подопечные спасали послевоенных оголодавших и болящих детей. Многие нашли в санатории приют на месяцы и годы. А «Евду» несколько лет назад заслуженно переименовали, дав ей имя Марии Фаворской.

Как не вспомнить и талантливого гармониста-виртуоза Сергея Сметанина, тоже уроженца этих мест. Которого регулярно приглашали в «Играй, гармонь!» и которому аплодировали далеко за пределами Архангельской области. А сегодня в Красноборске каждый год проходят традиционные «Сметанинские встречи». Образ бородатого и лихого «мужичка с гармошкой» – ещё одна примета этого достойного села.

Можно вспомнить и многих других именитых красноборцев, что сделали свой район своеобразной «культурной меккой» Поморья. И как минеральная соль, что исцеляет в «Солонихе» больных, «соль людская» исцеляет в наше аморфное время тех, кто нуждается в духовной помощи. И если у вас заболит душа, вы будете метаться и не находить себе места в неуютном городе – съездите в Красноборск. В этом провинциальном месте вам покажется, что никуда не надо спешить. А надо просто смотреть на мир глазами художника Борисова и любить свою землю. Чувствуя бьющую в её недрах соль…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Алексей МОРОЗОВ. Фото Николая Карнеевича, Людмилы Антоновой