Первый опыт пластического этюда с элементами пантомимы под названием «Пробуждение» студенты-второкурсники Архангельского колледжа культуры и искусства показывали своему режиссеру-педагогу Ольге Супрун.
Владеть своим телом, мимикой, лаконичным оправданным жестом, богатой интонацией и правильной речью – этому учат студентов театрального отделения. Но помогает или мешает владение актерским мастерством вне подмостков? Стоит ли пользоваться актерскими приемами в жизни? Примеры и мнения на этот счет разные, часто противоположные. И, как правило, состоявшийся артист не откровенничает на публику об этом, не желая показывать себя человеком, у которого много лиц и вне сцены. А студенты отвечали на этот вопрос искренне и с юмором.
Рита:
– Полгода назад я оказалась в зале судебного заседания. Там был и ответчик, на которого я подавала в суд. Я очень волновалась, боялась сбиться, сказать что-то не то. Тем более была одна, без родителей. Тогда я вспомнила, что нам говорила наш педагог Ольга Борисовна, мол, надо собраться, свое внимание направить именно на дело, не отвлекаться. Знаете, мне это очень помогло!
Даша:
– Каждый человек в жизни хоть немного да играет. Например, вижу, когда девчонки хотят произвести впечатление на парня. Разве они не играют, как на сцене, стараясь ему понравиться? Я сама за собой замечаю, когда поневоле начинаю наигрывать на публику, хотя в душе и понимаю, что веду себя неискренне. Мне все же хотелось бы оставаться собой.
Константин:
– Вот я всегда распознаю, когда человек начинает играть на публику, в том числе и девчонки. Играть сам? Да, пробовал. Но иногда это во благо, иногда – нет. Как, допустим, я скажу маме по телефону, что денег у меня нет, есть нечего, горло болит и так далее? Я ей веселым голосом скажу, что у меня все хорошо, чтобы она не переживала. Вот эта игра во благо.
Володя:
– Я считаю, люди играют в жизни, чтобы добиться своей цели. К примеру, молодой человек, идя на свидание, пользуется одеколоном, которым вообще не любит пользоваться. Чем не роль? Роль успешного элегантного человека.
Люба:
– В жизни иногда приходится играть. Мне лично приходилось, потому что я часто опаздываю. И вот я прихожу и вдохновенно плачу: моя собака заболела, пришлось к ветеринару везти, я вся изволновалась... Верили и прощали! Но мне самой приятнее общаться с человеком искренним, настоящим. С вошедшим в роль труднее, он в своей роли, сам в себе, и душевной отдачи от него не дождешься. Я всегда чувствую, когда человек лицедействует, а когда ведет себя естественно.
Полина:
– Знаете, а мне однажды игра на публику очень помогла. Мы сидели с подругой в кафе, и у нее не заладился разговор с какими-то тремя девочками. Я понимаю, что сейчас случится нехорошее и подругу надо срочно спасать. Если я не приду на помощь – нас обеих побьют. И тогда я придумала план. Схватила подругу и начала трясти, а этим девчонкам говорю – сначала я с ней разберусь! Так вот, хватаю испуганную, ничего не понимающую подругу. Ситуация вроде такой – а ну, пойдем, выйдем, поговорим. Короче, мы убежали...
Ксения:
– Главное, чтобы сущность человека не противилась той роли, которую он играет в данный момент. Нужно, чтобы эта игра не была «костюмчиком», который ты примеряешь, а чтобы человек сам поверил в себя. Тогда все будет по-настоящему. Например, с маленьким ребенком ты играешь роль старшей сестры, взрослого человека. Если сама поверишь, что взрослая, то и малыш поверит и будет слушаться. В общем, берешь роль и подстраиваешься под предлагаемые обстоятельства. Наверное, это и есть актерское мастерство. Но всегда, постоянно жить в этом – не знаю, наверное, не стоит...
К слову, студенты-второкурсники театрального отделения сейчас работают над музыкально-драматическим спектаклем «Меж песней и судьбой» по произведениям Булата Окуджавы, который в конце мая покажут для широкой публики в зале колледжа культуры. Работа над спектаклем идет непросто, по словам Ольги Супрун, студенты сами многое переделывают в ходе репетиций, стараясь, чтобы спектакль получился искренним и убедительным. Он посвящен юбилею Победы.