19.11.2020 10:34

В музее Борисова открылась выставка «Дмитрий Свешников. Путевые заметки»

Фото автора

Архангельским зрителям известны его живописные полотна, которые многократно экспонировались на различных выставках музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

На новой выставке представлены фотографии, эскизы к картинам и карандашные рисунки народного художника РСФСР Дмитрия Константиновича Свешникова, привезённые им из творческих поездок в ненецкую тундру в 1950–70-е годы.

Дмитрий Свешников известен своей любовью к Заполярью, написанные им полотна в этих творческих командировках ныне находятся не только в коллекции Архангельского музея ИЗО, но и в Третьяковской галерее («Хозяин тундры»), и в Дрезденской картинной галерее («Портрет учительницы Лаптандер»). Но, в отличие от первого архангельского полярного художника Александра Борисова, запечатлевшего арктические пейзажи, Свешникову были интересны люди ненецкой тундры, а также преобразования в их жизни и быте.

Как оказалось, в своё время у Свешникова в результате многочисленных поездок накопилось много «вспомогательного» материала, который ныне представляет особый интерес, поскольку показывает «кухню» художника – от этюда до законченного полотна. А представленные на выставке черно-белые фотографии с пейзажами, портретами и сюжетными композициями, отражающими многообразную жизнь и природу Заполярья, вообще имеют самостоятельную ценность.

Как считает искусствовед Зоя Кулешова, вероятно, Дмитрий Константинович не придавал большого значения этому интереснейшему документальному наследию, которое сохранилось у потомков художника и возродилось к жизни благодаря фоторетушёру Элеаноре Вадимовне Свешниковой. Музейное объединение приобрело небольшую часть фотоархива художника, и отныне он будет находиться в собрании Архангельского музея ИЗО.

На новой выставке представлены 42 фотографии, которые демонстрируются широкому зрителю впервые. На них – люди тундры, сам художник на нартах в ненецкой малице. Лица – русские и ненецкие – открытые, искренние, выразительные глаза даже не по красоте, а в отражении души – всё‑таки люди шестидесятых годов XX века имели какую‑то особую привлекательность. Заметен интерес автора к человеку с его частными переживаниями, эмоциями. Одну из фотографий, на которой снята женщина с малышом на руках, Зоя Кулешова назвала «ненецкой мадонной», с чем трудно не согласиться.

– Это очень проникновенные фотографии, – говорит Зоя Дмитриевна. – Сама эпоха того времени предстаёт на этих снимках. Просторы тундры, детские портреты заставляют современного зрителя по‑особому посмотреть на жизнь ненцев, показывают их сильные характеры, заставляют задуматься об их мудром отношении к природе.

В музее художественного освоения Арктики, помимо выставок, имеются постоянные экспозиции, посвящённые жизни и творчеству полярного художника Александра Борисова – «Художник вечных льдов», а также зал «Ненецкое декоративно-прикладное искусство», посвящённый культуре и искусству ненецкого народа. Там можно увидеть большое полотно Дмитрия Свешникова «Земляки», эскиз которого представлен на выставке «Дмитрий Свешников. Путевые заметки».

Выставка, к слову, будет открыта совсем недолго – до 20 декабря.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото автора