Архангельским зрителям известны его живописные полотна, которые многократно экспонировались на различных выставках музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
На новой выставке представлены фотографии, эскизы к картинам и карандашные рисунки народного художника РСФСР Дмитрия Константиновича Свешникова, привезённые им из творческих поездок в ненецкую тундру в 1950–70-е годы.
Дмитрий Свешников известен своей любовью к Заполярью, написанные им полотна в этих творческих командировках ныне находятся не только в коллекции Архангельского музея ИЗО, но и в Третьяковской галерее («Хозяин тундры»), и в Дрезденской картинной галерее («Портрет учительницы Лаптандер»). Но, в отличие от первого архангельского полярного художника Александра Борисова, запечатлевшего арктические пейзажи, Свешникову были интересны люди ненецкой тундры, а также преобразования в их жизни и быте.
Как оказалось, в своё время у Свешникова в результате многочисленных поездок накопилось много «вспомогательного» материала, который ныне представляет особый интерес, поскольку показывает «кухню» художника – от этюда до законченного полотна. А представленные на выставке черно-белые фотографии с пейзажами, портретами и сюжетными композициями, отражающими многообразную жизнь и природу Заполярья, вообще имеют самостоятельную ценность.
Как считает искусствовед Зоя Кулешова, вероятно, Дмитрий Константинович не придавал большого значения этому интереснейшему документальному наследию, которое сохранилось у потомков художника и возродилось к жизни благодаря фоторетушёру Элеаноре Вадимовне Свешниковой. Музейное объединение приобрело небольшую часть фотоархива художника, и отныне он будет находиться в собрании Архангельского музея ИЗО.
На новой выставке представлены 42 фотографии, которые демонстрируются широкому зрителю впервые. На них – люди тундры, сам художник на нартах в ненецкой малице. Лица – русские и ненецкие – открытые, искренние, выразительные глаза даже не по красоте, а в отражении души – всё‑таки люди шестидесятых годов XX века имели какую‑то особую привлекательность. Заметен интерес автора к человеку с его частными переживаниями, эмоциями. Одну из фотографий, на которой снята женщина с малышом на руках, Зоя Кулешова назвала «ненецкой мадонной», с чем трудно не согласиться.
– Это очень проникновенные фотографии, – говорит Зоя Дмитриевна. – Сама эпоха того времени предстаёт на этих снимках. Просторы тундры, детские портреты заставляют современного зрителя по‑особому посмотреть на жизнь ненцев, показывают их сильные характеры, заставляют задуматься об их мудром отношении к природе.
В музее художественного освоения Арктики, помимо выставок, имеются постоянные экспозиции, посвящённые жизни и творчеству полярного художника Александра Борисова – «Художник вечных льдов», а также зал «Ненецкое декоративно-прикладное искусство», посвящённый культуре и искусству ненецкого народа. Там можно увидеть большое полотно Дмитрия Свешникова «Земляки», эскиз которого представлен на выставке «Дмитрий Свешников. Путевые заметки».
Выставка, к слову, будет открыта совсем недолго – до 20 декабря.