25.08.2015 15:01

Повернувшись лицом к солнцу

Нынешней весной в веренице замечательных фильмов, отечественных и зарубежных, показ которых был приурочен к юбилею Великой Победы, мне посчастливилось посмотреть по телевидению «Подсолнухи» Витторио Де Сика.

И словно встретилась вновь с кумирами нашего детства и юности Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Фильм дорог мне по-особому. Он снимался в селе Чернечий Яр, рядом с прославленной Николаем Васильевичем Гоголем Диканькой.

С этим фильмом в моей жизни связан один удивительный эпизод. Это было в Суздале летом 2001 года. Мой добрый друг из Владимира сопровождал меня по самым дорогим сердцу местам – в Боголюбово, к церкви Покрова-на-Нерли. И, конечно же, в Суздаль.

Никогда не забуду тот культурный шок, который довелось испытать. Хотя в своей жизни я повидала немало удивительных мест, путешествуя от Прибалтики до Средней Азии. В маленьком уютном Суздале расположилось около пятидесяти соборов и церквей.

Такого обилия памятников архитектуры, пожалуй, нет больше нигде. И каждый храм уникален и неповторим – не только внешним обликом, но и своей историей, хранящей тайны, не разгаданные до наших дней.

А еще было ощущение, что Суздаль погружает меня в ранее прожитую жизнь, о которой я вспомнила только сейчас.

В Суздальском кремле, как всегда, было много иностранных туристов. Слышалась английская, немецкая, французская речь. И среди этого многолюдья и многоголосья сразу обратила на себя внимание небольшая группа очень красивых, высоких, стройных темноволосых женщин. Они, энергично жестикулируя, громко разговаривали между собой.

Ну конечно же, это были туристы из Италии! Вдруг эти женщины с солнечными улыбками на лицах подходят ко мне и с любопытством разглядывают мой летний наряд. А на мне – модный в те годы топик-гармошка. Когда его надеваешь, он растягивается, как меха тальянки. И через всю грудь, от плеча до плеча, на тебе красуется золотой подсолнух на фоне ярко-голубого неба.

Недоумеваю, почему мой незатейливый наряд вызвал такой интерес у «латинских красавиц». И вдруг в потоке певучей, как мелодия, итальянской речи отчетливо различаю имя Марчелло Мастроянни.

У меня мелькнула догадка: неужели эти женщины, в основном моложе меня, смотрели фильм «Подсолнухи»? Ведь его премьера состоялась в Риме в далеком 1970 году. Прошу узнать об этом моего приятеля.

Ведь он, к счастью, владеет итальянским в пределах разговорного. Итальянки радостно оживляются: мы их поняли! И уже на перебой звучат знакомые нам имена: Витторио Де Сика, Софи Лорен, Марчелло Мастроянни и даже Людмила Савельева.

В этот момент я уже не выдерживаю и под воздействием эмоционального порыва собираюсь скинуть с себя топик с подсолнухом и подарить его одной из итальянок. Ведь очень кстати у меня в сумке лежит летний жакет, есть во что переодеться. Приятель смотрит на меня с испугом: «Не делай глупостей. Потом пожалеешь...» И тихонько отводит меня в сторону. Да, я не раз потом жалела, вспоминая этот эпизод. Но лишь о том, что, побоявшись показаться смешной, так и не подарила очаровательным итальянкам свой «русский подсолнух»...

Кстати, вспоминая эту встречу в Суздале, я не на шутку заинтересовалась, какой символический смысл имеет подсолнух. Оказалось, для европейцев это символ благодарности. Именно солнцу подсолнух обязан своей красотой.

Поэтому, выражая свою благодарность, он всегда раскрывается и поворачивается в направлении солнечных лучей.

И когда я посмотрела недавно по телеканалу «Культура» мой любимый фильм «Подсолнухи» Витторио Де Сика, он раскрылся мне какими-то новыми гранями.

Нет, это не только фильм о том, как война губит человеческие судьбы и разрушает счастье людей. Иначе откуда такое солнечное название – «Подсолнухи»?..

Две женщины, итальянка и русская, породнились через беззаветную любовь к Антонио (М. Мастроянни). И обе они – Джованна (С. Лорен) и Маша (Л. Савельева) – истинно любящие, готовы отпустить любимого человека, каких бы усилий души это им ни стоило.

Но, думается, не менее ценно и великодушно решение Марии, в последний миг отказавшейся ехать в Италию с Антонио, не мешать ему самостоятельно принять решение вернуться к жене и дочке или остаться со своей первой любовью в Италии.

...Перед моим внутренним взором возникают кадры из фильма. Бескрайнее море цветущих подсолнухов над захоронениями итальянских солдат. Подсолнухи поднялись золотым цветением жизни над погибшими в войне, неправедной, нелепой, на чужой земле... И звучат строки из стихотворения «Итальянец» Михаила Светлова: Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле?..

И все-таки в этом политическом, антинацистском фильме, как в истинно гениальном творении, верх берет вневременное, незыблемое. Что бы ни случилось в этом безумном мире, преодолев все ужасы и трагедии, женщины поворачиваются лицом к солнцу.

И дарят любовь и красоту этому жестокому миру. Прощают, жалеют, сострадают, рожают детей, продолжая жизнь на земле.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СИДОРОВА