Премьеру постановки «Пинежское метище» представил Государственный академический Северный русский народный хор.
Метище – деревенское молодёжное гулянье, когда будущие невесты и женихи приглядываются друг к другу в хороводах и игрищах, что упоминает, и не раз, Фёдор Абрамов в своём незавершённом романе «Чистая книга»: «Вышла летом на метище – хоровод водить. Поставили первой. И, на беду, гвоздь из каблука вылез. Выдержала. Не уронила честь рода-племени, невестино звание. Час ходила с гвоздём в пятке. Потом уж люди приметили: да у тебя, Олена, кровь из башмака течёт. Вот тут‑то Олена упала в обморок. Осунулась, побледнела ещё раньше. Думала, навек осрамилась. И себя осрамила, и семью. Не осрамила. Десять женихов сватались в одну осень…»
Пинежский праздник в исполнении Северного хора представлял собой сборы юной девушки на её первое гулянье: торжественное облачение в традиционный пинежский костюм, наставления матери: «Стать держи! Ногами не семени. У матери‑то жениха глаз острый, всё высмотрит!»
Ну и без обсуждения кумушками наряда девушки тут не обошлось. Правда, по‑доброму, с любованием и воспоминанием, как сами выходили на первое гулянье: «И бусы-ти антарные! Глянь, и повязка-ти вся ведь жемчугом осыпана. На солнце-ти как начнёт играть золотом да каменьем, так глаза-ти так и засветяца от красоты‑то такой!..»
На самом гулянье – протяжные пинежские песни, хороводы да пляски. Среди песен, конечно, любимая Фёдора Александровича – «Хожу я по травке…». Хоровая группа Северного хора традиционно состоит только из женских голосов, что придаёт ему особое звучание.
Разработка программы «Пинежское метище» – Светланы Игнатьевой, заслуженной артистки России, художественного руководителя Северного хора, режиссёр-постановщик – заслуженный работник культуры Татьяна Гвоздева.
Во втором отделении Северный хор представил сюиты из своего золотого фонда – вокально-хореографическую «У моря Белого» с торжественным зачином под гусли «Широко лежишь ты, море Белое…», красивый лирический танец «Утушки» в постановке Михаила Годенко, балетмейстера Северного хора в 1950–60‑е годы, а также знаменитые танцы «Русские коленца», «Шенкурские заковырки», постановку «Северная барабушка».