Экзамен для парня, который «слез с коня»: в Москве прошла выставка архангельского художника

3 октября 2017 8:22 Из газеты
В столичных музеях отработана технология крепления работ прямо к потолку и стенам
В столичных музеях отработана технология крепления работ прямо к потолку и стенам

Выставка Сергея Сюхина «Врата памяти» проходила в Московском музее современного искусства.

Работы художника вновь вернулись в Архангельск, а мы говорим об уроках московской выставки.

– Сергей Никандрович, чем для вас была важна эта выставка в столице?

— Не только для меня, для каждого художника с периферии выставиться в Москве, да ещё в центре, на Петровке – это просто великая радость. И для себя экзамен. Там же выходишь из музея – Тверская рядом, а с Тверской Кремль видно. Представь, что это для деревенского парня, который слез с коня, поехал, поучился… Я был в восторге просто.

– А почему выставка прошла именно в музее современного искусства? У вас же главное в творчестве – традиции, корни, почва…

— В этом музее очень сложно выставиться. Там в основном западные художники выставляются, ну, и москвичи. Но вот это деление на современное и несовременное искусство – оно неправильное. В результате оказалось, что у меня архисовременное искусство.

– То есть со всеми своими непростыми самобытными экспонатами вы вписались в залы музея, где обычно выставляются различные инсталляции?

— Музей находится в большом особняке. Выставка у меня была на первом этаже – там потолки сводчатые, уходят в арку, как у нас в Гостиных дворах. А у меня же «Врата памяти», поэтому эти сводчатые потолки мне очень по душе пришлись. Атмосфера помогала создать дух выставки. 

Порадовало меня, как там делают монтаж. Двери у меня же настоящие, некоторые из них очень тяжёлые. И когда я в Архангельске выставлялся, была проблема. Нужны были крепкие верёвки, чтобы их выдержали и не порвались. И, кроме того, пришлось мне две подставки делать под тяжёлые двери. Я хоть их, конечно, в цвет фона покрасил, но всё равно они же конструктивно видны. Я и в Москву эти подставки взял, а оказалось, что там монтируют совсем по‑другому. Там просто сверлят стены! Старинный дом – стены огромные. Но у нас нельзя же стены сверлить, допустим, в Гостиных дворах. А в Москве многие так музеи делают: сверлят, а современные технологии позволяют тут же старые дырки зашпаклёвывать. И когда я это увидел – белые стены, уходящие в свод, и двери вмонтированы, как будто они тут родные, нет снизу этих ножек и сверху верёвок – вот это такая радость для меня была! Как говорится, ни гвоздя, ни задоринки, и ничто не мешает воспринимать дух. А для меня важно было показать наш северный дух.

– На открытие выставки пришло много земляков. Этот дух им понятен. А как выставку восприняли посетители, которые воспитывались в другой культуре?

— У меня полный восторг в этом плане. Конечно, на открытие пришли архангелогородцы, живущие в Москве. И их восприятие – понятно. А для москвичей это было просто как глоток живой воды. И особенно меня профессионалы порадовали. В их речах постоянно присутствовало, что, мол, мы уже думали, кончился наш русский дух, запал. А тут, оказывается, на Севере, такие мощные мужики есть ещё (смеётся). А потом художники-профессионалы знают, что такое Русский Север. Сейчас, может, не такое паломничество, а в конце XIX – в начале XX веков они Русский Север открыли. Билибин, Серов, ну все буквально москвичи, серьёзные художники по Двине сплавлялись на лодочках и окунулись в этот дух, сохранённый Русским Севером. И сейчас я им этот дух вернул. Они там, в суете московской, уже забыли, что это такое.

– Иностранцы как воспринимали ваши «Врата памяти»?

— Там очень много водят экскурсий для иностранцев. Обычно их заводят сразу на второй этаж, там как раз современное искусство – инсталляции безадресные, в том плане что безнациональные, без корневого напряжения – мирового характера. А потом их ко мне заводят. И они говорят: «Так вы что нам показывали? Вот что мы хотим смотреть! А всё остальное мы и дома видели».

– Значит, корневое напряжение интересно всем?

— Я туда отвёз вот эту рыбину мою. Я её инсталляцией запрещаю называть, просто пространственная скульптура, из предметов быта Русского Севера. И она очень дополнила врата мои, она очень вписалась опять же в эти потолки сводчатые. Люди соскучились по самобытности – и мой северный дух был воспринят с благодарностью.

– Вы говорите, что на выставку пришли профессионалы, известные люди. Назовите хотя бы некоторых…

— Салават Щербаков был от московских художников, он народный художник, и он – один из ведущих скульпторов. У него буквально у стен Кремля три огромных работы – «Гермоген», «Александр Второй» и самое известное его произведение – «Владимир Креститель». Это отличный великий скульптор нашего времени. Он очень хорошие слова сказал. Был Зураб Церетели. Меня тут всё сравнивают с ним и ругают – дескать, в каждом городе есть свой Церетели. Он тоже на меня сильное впечатление произвёл. Я видел, что и мои работы ему понравились, он об этом сказал. Ну, и я тоже высказался, что я парень деревенский, но деревня моя Пучуга не такая уж и заброшенная, поскольку её храм, Верещагиным написанный, в постоянной экспозиции Третьяковской галереи находится.

– Всё же хлопотно в Москве выставку организовывать – это же всё надо увезти, привезти?

— Когда в Архангельске выставка была, я всё сам делал, всё отвозил-привозил, а тут министерство культуры – федеральное – главный меценат этой выставки, всё организовывает. Всё сами делают, всё упаковывают, машину посылают. И обратно всё привезли – я просто принимал и говорил, куда выгружать.

– После столицы кто увидит вашу выставку?

— Пока она останется у меня в мастерской. Я провёл две выставки с названием «Врата памяти» в Архангельске и в Москве, ещё не так много времени прошло, мне надо немного отдохнуть. Но уже приезжали девчонки из Котласа. Там есть у них выставочный зал в Доме культуры железнодорожников. Очень хотят, чтобы выставка прошла у них. Ну, я согласился открыть им сезон. Так что, думаю – успею отдохнуть и – туда, в Котлас…

Беседовала Анна КАЛИНИЧЕНКО

Салават Щербаков, народный художник РФ

– Это необыкновенное счастье – прикоснуться к творчеству такого всесторонне одарённого художника как Сюхин. В его работах и душа, и интеллект, и мужество, и ощущение природы и себя. Его скульптура необыкновенно талантлива, добротна и хороша. Она крепкая, по мысли остроумная и смелая. Сергей как скульптор – профессионал высочайшего класса. И его живопись просто удивительная, и иллюстрация к детским сказкам потрясает.

Лидия Кудрявцева, заслуженный работник культуры РФ, арт-критик, Москва

– Счастливец, он ребёнком ощутил эту ширь и даль своей земли, соединение её с высотой неба, когда шустро взмахивал на высоченную сосну – и не одну свою деревню Пучугу видел перед собой, а неожиданное, огромное, могучее и прекрасное вселенское царство Севера. Не всякому дано так видеть. А он изобразит, как только окрепнет в нём дар живописца. Целый космический мир перед нами на картине, названной просто дорогими ему словами «Моя деревня».

Культура

19 февраля

В Архан­гель­ске и области гото­вят­ся празд­но­вать 100-ю годов­щину соз­да­ния Крас­ной армии

19 февраля

«Сбор­ная Тай­болы» отпра­вилась из Архан­гель­ска в Киркенес

16 февраля

Жите­ли Архан­гель­ска уви­дят выставку кар­тин Саль­вадо­ра Дали

15 февраля

Шен­курс­кий венец: сде­лано в XXI веке

13 февраля

Севе­род­винско­му крае­вед­ческо­му музею выде­лят 100 тысяч руб­лей на ремонт

13 февраля

В Архан­гель­ской области начал­ся «Кино­мара­фон Arctic open»

13 февраля

Севе­ряне стали дип­лом­ан­тами меж­дуна­род­ного кон­курса в Заполярье

11 февраля

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Мень­ше свис­тите и коман­дуйте»

9 февраля

Алек­сандр Соку­ров: «Тог­да кино загово­рит язы­ком рус­ско­го харак­тера»

5 февраля

В Архан­гель­ске нача­лись меро­прия­тия, посвящ­ён­ные 100-ле­тию народ­ного артиста Рос­сии Ивана Меркулова

5 февраля

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на «Избра­нное» из работ Ника­са Сафронова

1 февраля

В Архан­гель­ске побы­вал известный кино­реж­ис­сёр Алек­сандр Сокуров

30 января

Север­ный хор даст кон­церт в честь годов­щины победы под Ста­линг­ра­дом

30 января

«Шикар­ную кар­тину» по чехов­ской «Дра­ме на охо­те» жите­ли Архан­гель­ска пер­вый раз уви­дели в 1914 году

30 января

Как кар­гополь­цы сол­нце в Нор­ве­гии зажигали

Похожие материалы

15 февраля Культура

Шен­курс­кий венец: сде­лано в XXI веке

11 февраля Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Мень­ше свис­тите и коман­дуйте»

9 февраля Культура

Алек­сандр Соку­ров: «Тог­да кино загово­рит язы­ком рус­ско­го харак­тера»

30 января Фоторепортаж

Как кар­гополь­цы сол­нце в Нор­ве­гии зажигали

25 января Культура

Лау­ре­ат меж­дуна­род­ных выста­вок Ирина Чере­пано­ва откры­ла в Севе­род­винске мас­терс­кую «Куколь­ный домик»

24 января Культура

В селе Ломо­носо­во ждут уче­ни­ков со всей России

23 января Культура

Кар­ты, день­ги, три холста

28 декабря Культура

От Архан­гель­ской губер­нии до Санкт-Пет­ер­бурга

26 декабря Культура

На выставке в Север­ном мор­ском музее – Аркти­ка на ёлке

26 декабря Культура

Мария Его­рова из Архан­гель­ска стала лау­ре­атом Меж­дуна­род­ного кон­курса «Чай­ковск­ий-Нас­ле­дие»

24 декабря Культура

В архан­гель­ском Особ­няке на набе­реж­ной откры­лась выставка «Стру­ит­ся лампы мяг­кий свет…»

22 декабря Культура

Архан­гель­ский театр драмы гото­вит для малень­ких зри­те­лей два ново­год­них предс­та­вле­ния

10 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм