Экзамен для парня, который «слез с коня»: в Москве прошла выставка архангельского художника

3 октября 8:22 Из газеты
В столичных музеях отработана технология крепления работ прямо к потолку и стенам
В столичных музеях отработана технология крепления работ прямо к потолку и стенам

Выставка Сергея Сюхина «Врата памяти» проходила в Московском музее современного искусства.

Работы художника вновь вернулись в Архангельск, а мы говорим об уроках московской выставки.

– Сергей Никандрович, чем для вас была важна эта выставка в столице?

— Не только для меня, для каждого художника с периферии выставиться в Москве, да ещё в центре, на Петровке – это просто великая радость. И для себя экзамен. Там же выходишь из музея – Тверская рядом, а с Тверской Кремль видно. Представь, что это для деревенского парня, который слез с коня, поехал, поучился… Я был в восторге просто.

– А почему выставка прошла именно в музее современного искусства? У вас же главное в творчестве – традиции, корни, почва…

— В этом музее очень сложно выставиться. Там в основном западные художники выставляются, ну, и москвичи. Но вот это деление на современное и несовременное искусство – оно неправильное. В результате оказалось, что у меня архисовременное искусство.

– То есть со всеми своими непростыми самобытными экспонатами вы вписались в залы музея, где обычно выставляются различные инсталляции?

— Музей находится в большом особняке. Выставка у меня была на первом этаже – там потолки сводчатые, уходят в арку, как у нас в Гостиных дворах. А у меня же «Врата памяти», поэтому эти сводчатые потолки мне очень по душе пришлись. Атмосфера помогала создать дух выставки. 

Порадовало меня, как там делают монтаж. Двери у меня же настоящие, некоторые из них очень тяжёлые. И когда я в Архангельске выставлялся, была проблема. Нужны были крепкие верёвки, чтобы их выдержали и не порвались. И, кроме того, пришлось мне две подставки делать под тяжёлые двери. Я хоть их, конечно, в цвет фона покрасил, но всё равно они же конструктивно видны. Я и в Москву эти подставки взял, а оказалось, что там монтируют совсем по‑другому. Там просто сверлят стены! Старинный дом – стены огромные. Но у нас нельзя же стены сверлить, допустим, в Гостиных дворах. А в Москве многие так музеи делают: сверлят, а современные технологии позволяют тут же старые дырки зашпаклёвывать. И когда я это увидел – белые стены, уходящие в свод, и двери вмонтированы, как будто они тут родные, нет снизу этих ножек и сверху верёвок – вот это такая радость для меня была! Как говорится, ни гвоздя, ни задоринки, и ничто не мешает воспринимать дух. А для меня важно было показать наш северный дух.

– На открытие выставки пришло много земляков. Этот дух им понятен. А как выставку восприняли посетители, которые воспитывались в другой культуре?

— У меня полный восторг в этом плане. Конечно, на открытие пришли архангелогородцы, живущие в Москве. И их восприятие – понятно. А для москвичей это было просто как глоток живой воды. И особенно меня профессионалы порадовали. В их речах постоянно присутствовало, что, мол, мы уже думали, кончился наш русский дух, запал. А тут, оказывается, на Севере, такие мощные мужики есть ещё (смеётся). А потом художники-профессионалы знают, что такое Русский Север. Сейчас, может, не такое паломничество, а в конце XIX – в начале XX веков они Русский Север открыли. Билибин, Серов, ну все буквально москвичи, серьёзные художники по Двине сплавлялись на лодочках и окунулись в этот дух, сохранённый Русским Севером. И сейчас я им этот дух вернул. Они там, в суете московской, уже забыли, что это такое.

– Иностранцы как воспринимали ваши «Врата памяти»?

— Там очень много водят экскурсий для иностранцев. Обычно их заводят сразу на второй этаж, там как раз современное искусство – инсталляции безадресные, в том плане что безнациональные, без корневого напряжения – мирового характера. А потом их ко мне заводят. И они говорят: «Так вы что нам показывали? Вот что мы хотим смотреть! А всё остальное мы и дома видели».

– Значит, корневое напряжение интересно всем?

— Я туда отвёз вот эту рыбину мою. Я её инсталляцией запрещаю называть, просто пространственная скульптура, из предметов быта Русского Севера. И она очень дополнила врата мои, она очень вписалась опять же в эти потолки сводчатые. Люди соскучились по самобытности – и мой северный дух был воспринят с благодарностью.

– Вы говорите, что на выставку пришли профессионалы, известные люди. Назовите хотя бы некоторых…

— Салават Щербаков был от московских художников, он народный художник, и он – один из ведущих скульпторов. У него буквально у стен Кремля три огромных работы – «Гермоген», «Александр Второй» и самое известное его произведение – «Владимир Креститель». Это отличный великий скульптор нашего времени. Он очень хорошие слова сказал. Был Зураб Церетели. Меня тут всё сравнивают с ним и ругают – дескать, в каждом городе есть свой Церетели. Он тоже на меня сильное впечатление произвёл. Я видел, что и мои работы ему понравились, он об этом сказал. Ну, и я тоже высказался, что я парень деревенский, но деревня моя Пучуга не такая уж и заброшенная, поскольку её храм, Верещагиным написанный, в постоянной экспозиции Третьяковской галереи находится.

– Всё же хлопотно в Москве выставку организовывать – это же всё надо увезти, привезти?

— Когда в Архангельске выставка была, я всё сам делал, всё отвозил-привозил, а тут министерство культуры – федеральное – главный меценат этой выставки, всё организовывает. Всё сами делают, всё упаковывают, машину посылают. И обратно всё привезли – я просто принимал и говорил, куда выгружать.

– После столицы кто увидит вашу выставку?

— Пока она останется у меня в мастерской. Я провёл две выставки с названием «Врата памяти» в Архангельске и в Москве, ещё не так много времени прошло, мне надо немного отдохнуть. Но уже приезжали девчонки из Котласа. Там есть у них выставочный зал в Доме культуры железнодорожников. Очень хотят, чтобы выставка прошла у них. Ну, я согласился открыть им сезон. Так что, думаю – успею отдохнуть и – туда, в Котлас…

Беседовала Анна КАЛИНИЧЕНКО

Салават Щербаков, народный художник РФ

– Это необыкновенное счастье – прикоснуться к творчеству такого всесторонне одарённого художника как Сюхин. В его работах и душа, и интеллект, и мужество, и ощущение природы и себя. Его скульптура необыкновенно талантлива, добротна и хороша. Она крепкая, по мысли остроумная и смелая. Сергей как скульптор – профессионал высочайшего класса. И его живопись просто удивительная, и иллюстрация к детским сказкам потрясает.

Лидия Кудрявцева, заслуженный работник культуры РФ, арт-критик, Москва

– Счастливец, он ребёнком ощутил эту ширь и даль своей земли, соединение её с высотой неба, когда шустро взмахивал на высоченную сосну – и не одну свою деревню Пучугу видел перед собой, а неожиданное, огромное, могучее и прекрасное вселенское царство Севера. Не всякому дано так видеть. А он изобразит, как только окрепнет в нём дар живописца. Целый космический мир перед нами на картине, названной просто дорогими ему словами «Моя деревня».

Культура

18 октября

Рес­тав­ра­ция само­го кра­си­во­го «стро­ган­ов­ско­го» храма в Архан­гель­ской области завер­шится к концу ноября

18 октября

Архан­гель­ская щеп­ная птица счас­тья оста­нет­ся в одном из арт-прос­транств Сочи

18 октября

Актер Евге­ний Кня­зев про­чтет «Бори­са Году­нова» в Архан­гель­ске и Севе­род­винске

17 октября

В Архан­гель­ске откро­ют­ся сразу три выставки, посвящ­ен­ные 100-ле­тию Совет­ской милиции

16 октября

Север­ный хор про­сит помощи в соз­да­нии музея север­ного быта

16 октября

В Архан­гель­ске сос­то­ялась пре­зен­та­ция книги для детей актера Сер­гея Микушева

16 октября

Архан­гельск гото­вит­ся к меж­дуна­род­ному фес­тива­лю джаза

16 октября

Сот­рудн­ик музея ИЗО Архан­гель­ска Любовь Гор­буно­ва отслу­жила на ниве куль­туры 50 лет

15 октября

Певи­цу из Вась­ково выбрал Лео­нид Агутин

14 октября

На Пинежье про­шла пре­зен­та­ция новой книги Олега Лари­на «Сюже­ты нена­пис­ан­ных рас­ска­зов»

14 октября

Архан­гель­ские «Про­сто пар­ни» отмеча­ют пяти­ле­тие группы

13 октября

Вла­ди­мир Познер: «Мне не нра­вит­ся, когда меня мон­тиру­ют»

12 октября

Архан­гельск при­мет участ­ни­ков Все­рос­сийско­го теле­визи­он­ного кон­курса «ТЭФИ-Реги­он»

12 октября

В Архан­гель­ске высту­пит извест­ная аме­рик­ан­ская джа­зо­вая певи­ца Мэнди Гейнс

12 октября

Нор­вежс­кие и архан­гель­ские биб­ли­оте­кари искали путь к читателю

Похожие материалы

16 октября Культура

Сот­рудн­ик музея ИЗО Архан­гель­ска Любовь Гор­буно­ва отслу­жила на ниве куль­туры 50 лет

14 октября Культура

Архан­гель­ские «Про­сто пар­ни» отмеча­ют пяти­ле­тие группы

13 октября Культура

Вла­ди­мир Познер: «Мне не нра­вит­ся, когда меня мон­тиру­ют»

3 октября Культура

Экза­мен для пар­ня, кото­рый «слез с коня»: в Мос­кве про­шла выставка архан­гель­ского художника

2 октября Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: «Пиши о том, что колется!»

2 октября Культура

Трен­ды ново­го сезо­на – сказ­ки и Сереб­ренни­ков

1 октября Культура

Архан­гель­ский драм­те­атр. Кто всег­да давал в долг, а кто был Андже­ли­ной Джоли

30 сентября Из жизни

«До Кот­ласа из Авст­рии дед доб­рался толь­ко поздней осенью 1917 года...»

26 сентября Культура

Из Суры – к батюшке

23 сентября Культура

Люд­мила Кру­ти­ко­ва-Аб­рамо­ва: «Я всё сде­лала, чтобы Абрамо­ву был памятник»

22 сентября Культура

Звез­да по имени Вера

19 сентября Культура

Актри­се Архан­гель­ского дра­ма­ти­чес­кого теат­ра Ольге Зуб­ко­вой исполни­лось 80 лет

19 сентября Культура

В Выстав­оч­ном зале Союза худож­ни­ков откры­лась выставка «Бегу­щее время»