«Гималаи надо брать цветом!»

17 апреля 13:37
Фото автора
Фото автора

В Архангельском музее ИЗО продолжает работать выставка живописи Николая и Святослава Рерихов

По выходным там проводятся экскурсии, весьма многолюдные, к слову. А по воскресеньям – занятия для детей от 6 лет и старше, что удивительно, потому что некоторые картины Николай Рерих писал с философским подтекстом, в которых и взрослым зрителям без специалиста разобраться трудно. А его сын Святослав – портреты людей, о которых подробный рассказ экскурсовода детям может быть и неинтересен.

Надежда Фадеева, сотрудник музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», много работающая с детской аудиторией музея, взялась за дело с несколько неожиданного ракурса, думая над тем, как рассказать детям о творчестве Рерихов.

— Если рассказывать о философских исканиях Николая Рериха или загадки портретов Святослава Рериха так, как это преподносится взрослым, то дети быстро заскучают, – говорит Надежда Михайловна. – Раздумывая над тем, как выстроить занятие для детей на этой выставке, заметила – большинство пейзажных картин и этюдов Рериха называются «Гималаи». Вот и решила начать с гор…

На занятии дети вместе с музейным педагогом ищут Гималаи на карте мира – мультимедийные технологии – в помощь. Некоторым детям это затруднения не вызывает – они уже как туристы вместе с родителями там побывали. А еще, оказывается, первый космонавт Юрий Гагарин наблюдал во время своего полета такую цветовую гамму на Земле, что восхищенно отозвался в бортовом журнале так: «Как на полотнах Николая Рериха!».

— А как разобраться детям в гималайских пейзажах Рериха? И тут я поняла: Гималаи надо брать цветом! – говорит Надежда Фадеева. – Рерих ведь использовал темперную технику живописи – как в русской иконописи. Этой технике характерна бархатистость, матовость, яркость. Ходила легенда, что художник добавлял в краски порошок из драгоценных камней, мол, иначе как он добивался такой светонасыщенности? Но сам художник утверждал, что использует краски немецкой фирмы, которые ему специально привозили и, возможно, – впоследствии нашел свой метод создания красок на основе пигментов.

Дети на занятии рассматривают картины, разговаривают о том, какие цвета они там видят. Обращают внимание на небо, горы, не вникая в сюжет картины. Иногда дети говорят, что на картинах цвета ярче, чем «на самом деле», на что Надежда Михайловна всегда отвечает, мол, здесь мы смотрим глазами художника. Картины рассматривают на выставке не все, а лишь выбранные, где и определяются с цветами. Рассуждают, что оттенки бывают разные: светло-голубой, бирюзовый, розово-сиреневый, темно-фиолетовый.

— Учащихся художественной школы или студий на занятиях видно сразу, – замечает Надежда Михайловна. – У них не возникает затруднений с определением основных цветов на картине Рериха, однако и они, бывает, долго не могут подобрать слова для какого-либо оттенка. Просто я хочу обратить внимание детей – на картинах Рериха мало однозначных цветов.

Завершается занятие очень ответственным делом: созданием коллажа. Задание такое: копировать один из этюдов Рериха, который, конечно же, называется «Гималаи», но не красками, а аппликацией из цветных квадратиков. «Пикселями», – как заметил один продвинутый молодой человек лет десяти.

Для того, чтобы запомнить цвета на оригинале, сфотографировали на мобильные телефоны, дабы не бегать непосредственно к оригиналу и – за работу. Получились «пиксельные картины» у всех по-разному, дети закончили почему-то быстрее, их взрослые еще долго и старательно клеили разноцветные квадратики на картон.

В итоге дети познакомились с творчеством Николая Рериха, посмотрели его портрет работы Святослава Рериха, узнали, что означает фамилия «Рерих» и откуда она родом, нашли на карте эти самые Гималаи, потренировали наблюдательность и – возможно, кое в чем разобрались. 

Выставка Николая и Святослава Рерихов продлится в Архангельском музее ИЗО до 3 июня, каждые выходные – экскурсии для взрослых в 14.00 и 16.00, занятия для детей на этой выставке проходят по воскресеньям в 13.00.

Елена ИРХА

Культура

17 мая

Прек­расные лужи Зои Гав­шинс­кой

17 мая

В Архан­гель­ске нача­лась «Нор­вежс­кая весна»

16 мая

«Все­лен­ная Фёдо­ра Абрамова»

16 мая

Всам­дел­иш­ные истории

15 мая

Юные чтецы из Архан­гель­ской области выступи­ли в «Артеке»

15 мая

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка «Пер­воцв­ет. Ран­ний цвет в рус­ской фотог­ра­фии»

13 мая

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске завер­шился кон­церт­ом Джи­вана Гас­паря­на-млад­шего

8 мая

Медаль за город Ленинград

8 мая

Не стоит путать куль­туру со сфе­рой услуг

7 мая

В «Мед­вежьем крае» откры­ли «Музей кар­гополь­ского налич­ника»

6 мая

Горан Бре­го­вич: «Архан­гельск «втис­нулся» где-то между Сан-Фран­циско и Сиднеем»

6 мая

Худо­жест­ве­нный руко­води­тель Архан­гель­ского Моло­дёж­ного теат­ра отмеча­ет 80-летие

3 мая

«Мгзав­реби» выступи­ли в Архан­гель­ске

2 мая

В Архан­гель­ске откры­лся Боль­шой Пас­халь­ный фестиваль

1 мая

В архан­гель­ском Худо­жест­ве­нном сало­не откры­лась выставка Вик­тора Воробье­ва «Время…»