Архангельское творческое объединение «Северный огонь» поделилось результатами трудов – ролики из цикла «Они сражались за наши мечты» 30 апреля показали в научной библиотеке САФУ имени Овсянкина.
– На съемки этих трех роликов ушло полгода, – рассказал режиссер Василий Подойницын.
То есть каждая короткометражка снималась месяца по два.
Можно бы фыркнуть: невелика производительность труда. Особенно учитывая тот факт, что команда рассчитывала, как минимум, на четыре ролика, а как максимум – замахивалась на восемь.
Но свет гаснет, начинается показ, и вредный голосок у меня в голове пристыженно умолкает. Начинаешь понимать, что ни один досъемочный, съемочный или постсъемочный день не был потрачен зря. И что три ролика – это достойный результат. Потому что на экране – кино. Завершенное произведение с выдержанной композицией – завязкой, кульминацией и развязкой, – и тремя повествовательными пластами.
В своеобразной завязке главный герой – парень или девчонка в довоенное время – рассказывает о своей мечте. Потому они так и называются, по профессиям: «Почтальон», «Учитель» и «Пекарь».
Героиня первого ролика мечтает стать почтальоном с блестящим значком и приносить людям добрые вести. Героиня второго – стать учительницей словесности, ведь ей так хорошо удается запоминать стихи… Герой третьего мини-фильма обожает запах свежего хлеба и в будущем мечтает сам его печь. Они пожертвовали своими мечтами, но осуществили мечты следующих поколений.
В финальных титрах короткометражек указаны 150 имен – тех, кто так или иначе приложил руку к созданию роликов. Многие из них пришли на презентацию. Поэтому она прошла очень по-семейному. Все друг друга знают и всем рады.
После каждого ролика звучат длинные благодарности, как на церемонии вручения наград киноакадемии.
В первую очередь, конечно, благодарили ветеранов, которые сыграли в короткометражках, – Валентину Ивановну Пакулину из «Почтальона» и Николая Сидоровича Копайгора из «Пекаря».
– Моя роль, конечно, очень маленькая… – сказала Валентина Ивановна.
– Но очень важная! – вставил Василий Подойницын.
– …И артисткой я никогда не бывала, но сейчас уже приобрела опыт, и если бы еще пригласили, я бы еще лучше сыграла, – улыбнулась Валентина Ивановна. – Все, что показано в ролике, я сама видела и пережила. В годы войны я жила и работала на третьем лесозаводе. А как мы подростками дежурили на крышах, зажигалки высматривали… Бывало, сидим, прижавшись друг к другу, и вдруг над нашими головами начинается воздушный бой! Первое время мы не различали, где кто, а потом по звуку мотора уже угадывали – наш самолет летит или немецкий. Было страшно, но мы не уходили.
Добрым словом не обошли никого. Благодарили и целые организации – клуб военной реконструкции «Северная Двина», завод «Красная кузница», школу «Ксения», военно-патриотический клуб «Орден»…
– Звоню я директору группы компаний «Оптимист» и говорю: нужна машина земли, чтобы в павильоне училища водных магистралей имени Орешкова сделать грядку площадью 15 квадратных метров, – вспоминает режиссер. – И на следующий день машина с глиной была.
Сказали спасибо и конкретным людям. Например, Артему Юдину, который час пролежал в грязи, изображая мертвого немца. Или Татьяне Подьяковой, которая не только сыграла учителя во втором ролике, но и предоставила съемочной группе декорации – интерьеры дома купца Калинина 1904 года.
– Это была квартира моей бабушки, она прожила в ней всю войну, – сказала Татьяна. – Мне хотелось сохранить эту память.
Отдельное «спасибо» парни из «Северного огня» адресовали своему гримеру Карине Хлопиной.
– Кто бы мог подумать, что из гуаши, клея и подручных материалов можно сделать настоящее кино: шрамы, ожоги, пулевые ранения, – отметил Василий.
В ближайшем будущем – работа над четвертым роликом под предварительным названием «Путешественник».
– Он будет о молодом человеке, который мечтал стать путешественником, – рассказал режиссер. – Но он станет лейтенантом морской пехоты, и путешествовать ему придется по местам сражений. Часть материала для этого ролика мы хотим снимать в Мурманске, на сопках.
Сейчас, по словам Василия, съемочная группа задумалась о поисках финансовой поддержки. Поэтому на следующие четыре короткометражки ребята пока не загадывают.
– Прошлогодний проект фильма «Последняя атака» мы пока не реализовали. Тогда мы еще не знали, как снимать кино. Там сразу было понятно, что понадобится ого-го какой бюджет. Начали счет на реквизит и на этом закончили. Сейчас попробовали на роликах и поняли, как это сложно.
– Сейчас вы лучше знаете, как снимать кино?
– Мы знаем, как снимать безумное кино – с кучей волонтеров и бесплатной работой.