В Архангельском музее изобразительных искусств открылась экспериментальная выставка «От иконы до авангарда. Духовные метаморфозы русского искусства».
В экспозиции представлены работы художников разных времен и направлений. Она сочетает в себе исторический экскурс и одновременно показывает своеобразный конфликт поколений.
Этот проект можно рассматривать исключительно как авторский. Потому как ответственность за соединение такого разнородного материала лежит на плечах конкретных людей-создателей. Выставка неоднозначная. Надо иметь немалую смелость, чтобы разместить настолько разновременные и разностилевые картины в едином пространстве.
– Выставка постоянно трансформировалась по ходу ее формирования, – рассказывает Зоя Дмитриевна Кулешова, один из кураторов проекта. – Мы отбирали материал постепенно. Искали какие-то новые экспозиционные решения. Изначально думали о более парадоксальных соединениях. Например, сопоставить портрет девятнадцатого века и какой-нибудь авангардный портрет двадцатого, чтобы получилось прямое столкновение. Или рядом с древними иконами повесить работы художников последних лет.
На самом деле столкновение у работников музея все же получилось. Но крайне деликатное. Ведь подобный эксперимент может вызвать бурю эмоций. Как позитивных, так и негативных. Но в целом проект получился достойный и очень любопытный.
В ходе работы над выставкой кураторы советовались со многими причастными людьми. Например, с нашим известным иконописцем Сергеем Егоровым. Заручались его поддержкой. Мнение художника вполне можно считать экспертным, так как он сам начинал со светских сюжетов современного искусства и лишь позднее пришел к иконописи. То есть его взгляд не односторонний. Кстати, на выставке представлено несколько его ранних работ.
Также спрашивали совета у коллеги Сергея Егорова – иконописца Игоря Лапина. Они вместе расписывали иконостас для Сийского монастыря и Успенского храма. С ними долго обсуждались многие вопросы. В первую очередь, конечно, правомерность соединений совершенно несоединимых вещей.
По факту выставку делали несколько человек. Но приобщены к ней десятки художников. В ходе ее подготовки среди работников архангельского музея ИЗО были непростые обсуждения и даже споры. О том, как лучше, правильнее и понятнее преподнести все собранные картины.
Изначально их было более сотни. До открытия экспозиции на стенах осталось не более семидесяти. Остальные было решено убрать, чтобы срезать у экспозиции все наиболее резкие углы. Вместо них кураторы проекта сделали некий исторический экскурс – от древней иконы как основы русского искусства. Через портрет девятнадцатого века. Через академическую живопись, куда тоже были активно включены сюжеты на библейские темы. Через рубеж веков с его национальной идеей и интересом к народной жизни. В итоге пришли к современным авангардным работам. Правда, их представлено не так много. Но есть о чем задуматься.
Благодаря тому, что все картины помещены в один зал, можно наглядно увидеть, как время оказывало свое влияние на творцов. Как менялся стиль. Как менялись пристрастия. Музейные работники постарались довольно подробно рассказать о всех направлениях искусства – от реализма до более условной живописи и авангардных приемов.
Экспозицию можно разделить на несколько тематических блоков. В одном представлен образ Богоматери. В другом – размышления разных художников по поводу распятия Христа. В третьем рассмотрен образ Троицы. И еще несколько делений.
По словам организаторов, на выставке есть одна особенная картина. Она задает общий тон всего представленного. Речь идет о работе Ольги Розановой, которая использована для афиши. Сейчас художница известна не многим, но она одна из ярких представителей русского авангарда и так называемого «круга Малевича». Именно ее особое видение подтолкнуло музейщиков создать не обычную исторически хронологическую выставку, а сделать ее неординарной.