Рубили добро и стройно

28 января 2017 12:55 Из газеты

В моём любимом и родном райцентре Верхняя Тойма, который скоро будет справлять своё 880‑летие, от старины почти ничего не осталось, а по району старые дома ещё живут, вернее сказать, доживают свой век…

Решив отдохнуть от повседневных дел, мы с мужем забрались на машине в корниловские деревни, в которых я бывала ещё в ту пору, когда существовал колхоз имени Павлина Виноградова. На реке Ёрга, где когда‑то был мост, на одной стороне – посёлок сплавщиков Усть-Ёрга, а на другой – деревня Павлин, по‑официальному – Кульпинская.

Красивейшее место, такие дали расстилаются, когда стоишь на угоре под старой лиственницей. Видно, что деревня забыта, что живут в ней в основном дачники.

Много домов вообще заброшенных, с участками, заросшими бурьяном высотой с человеческий рост.

Но моё внимание ещё с дороги привлекли два больших двухэтажных дома. Один, как видно, жилой, ухоженный, а второй покосившийся, вросший в землю, с выбитыми стёклами.

Но что это за дом! Два этажа, третий – горница, но самое удивительное – это два балкона, один – под горницей, другой – под большим окном второго этажа. Вернувшись домой, я перерыла не один сайт в интернете, посвящённый архитектуре Русского Севера, пересмотрела тысячи фотографий Николая Телегина, сделанных им в поездках по Северу, книги в своей библиотеке по этой теме, но ничего похожего не нашла.

Домов с балконами, очень красивыми, резными, много, есть даже дома, опоясанные по первому этажу открытой галереей, но чтобы два балкона один под другим – такого нет.

Под самой крышей на деревянной консоли, называемой выпуск, выжжена дата постройки – 1869 год, а чуть ниже – как я поняла, клеймо плотницкой артели, которая рубила этот дом. На выжженном рисунке можно разобрать две фигуры: что‑то, напоминающее сруб, и дерево. «Рубить добро и стройно», – писали ранее плотники в своих подрядных обязательствах.

Строители – не инженеры-архитекторы, а простые мужики, с развитым чувством прекрасного, умевшие одним топором, без гвоздей создавать подлинные шедевры.

«Русский Север – это громадный, единственный в своём роде заповедник деревянного зодчества, – читаю в книжке А. Ополовникова и Г. Островского «Русь деревянная», – для северных построек характерна многоярусность, чувствуется любовная рука художника».

Вот этот дом как раз характерный пример многоярусности. Причём дом очень сложно срублен: на передней стене два переруба разной ширины, а над резными балконами, скорее всего, был навес, давно утраченный. Дом построен по всем правилам традиционного северного крестьянского уклада: под одной крышей – огромный двор с глубоким колодцем, чтоб никуда не выходить в суровую зиму, поветь со взвозом.

Видно, что строились эти хоромы прочно, основательно, на века, чтобы было тепло, функционально, и всякий, кто бы ни посмотрел, порадовался красоте дома. Половина дома, где был двор с поветью, сейчас разрушена, но как представишь, какой был огромный домище – даже сравнить не с чем, не видела я в районе больше таких домов. Ему бы стоять в музее Малых Корел, а не гнить в забытой деревне…

Принадлежали дома братьям Ситниковым. Видимо, богатые были люди, владели мельницей, смолокурней, имели немало скота. О них мало что известно, говорят, были раскулачены и куда‑то сосланы. В доме в разное время была и контора, и столовая, и конюшня, а на втором этаже – жилые комнаты. В одной из них жила когда‑то Лидия Ивановна Ануфриева, учительница, только-только приехавшая на работу после окончания учительского института.

Рядом стоящий дом 1891 года постройки, но он осовременен, обшит вагонкой, украшен резными наличниками. Ему повезло больше – он не был конфискован и всегда принадлежал семье. Сын хозяина Николай Ситников жил небогато, работал вместе с женой в колхозе, поднимали детей. В доме деда живёт внук Леонид Ситников, дочь, выйдя на пенсию в Северодвинске, тоже почти постоянно живёт теперь в деревне, но только не в этом доме, а в другом.

Она нам и рассказала, что у дома тоже был большой двор и поветь со взвозом, потом ставшую ненужной часть двора, как говорят в деревне, отвалили. Но колодец, выкопанный ещё дедом, очень глубокий, по‑прежнему исправно функционирует и находится он тоже в доме.

В нескольких километрах от Павлина на берегу Ёрги есть ещё одна деревенька – Волонковская. Видно, что и здесь живут только дачники. Тут моё внимание привлёк дом с полуобвалившейся крышей, но даже в таком состоянии не утративший красоты. В эту деревню выходила замуж уже упомянутая мной Лидия Ивановна Ануфриева.

Ей я и показала снимок этого дома. «Так это белый дом из нашей деревни! – сразу узнала она. – Только кто в нём жил, не скажу, на моей памяти он всегда пустовал». Меня удивило слово «белый». Но, ещё раз внимательно осмотрев его, увидела кое‑где на стенах остатки дранки. Значит, он был оштукатурен и побелен, что весьма необычно для северных строений.

…«Заповедник деревянного зодчества – Русский Север» постепенно утрачивает свои раритеты – старые дома дряхлеют без хозяев и умирают. Да что дома – целые деревни умерли. Где‑то ещё доживают свой век крестьянские избы, а где‑то на месте деревни остались только заросшие крапивой и малинником ямы. Уходит целый пласт многовековой истории северной деревни. Ещё несколько десятилетий – и он будет утрачен безвозвратно, останутся только снимки.

А ведь когда‑то художник Игорь Грабарь назвал Россию «страной зодчих». Он говорил, что чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа. К северным плотникам это относится в полной мере.

Людмила КУЗНЕЦОВА, главный редактор газеты «Заря»

Культура

18 сентября

В Кено­зерье появи­лись скуль­птуры леше­го, русал­ки, водя­ного и ска­зоч­ного льва

16 сентября

В Архан­гель­ском музее ИЗО откры­лась выставка «Город Солнца»

14 сентября

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

14 сентября

Архан­гель­ского «коро­ля инстру­мен­тов» гото­вят к кон­цертно­му сезону

13 сентября

Архан­гель­ский драм­те­атр пока­жет спек­такль о мили­ци­оне­ре Пеш­кине в Онеге за месяц до премьеры

12 сентября

Архан­гель­ский театр кукол новый теат­раль­ный сезон нач­нёт в обновл­ён­ном здании

10 сентября

В Архан­гель­ске прой­дёт тре­тий Аркти­чес­кий форум искусств

10 сентября

В октябре Архан­гель­ском теат­ре драмы откро­ет­ся вир­туаль­ный кон­цертный зал

10 сентября

В музее ИЗО откро­ет­ся выставка «Город солнца»

9 сентября

В Архан­гель­ском теат­ре-сту­дии «Понар­ош­ку» откры­лся новый сезон

8 сентября

«Курск»: 18 лет спустя

7 сентября

В Архан­гель­ске пере­из­дали книгу «Детство в Солом­бале»

7 сентября

На Мар­гари­тин­ской ярмарке высту­пят твор­чес­кие кол­лекти­вы из 17 райо­нов Архан­гель­ской области

7 сентября

В Архан­гель­ске прой­дёт фес­тиваль «Кос­тюм Рус­ско­го Севера»

7 сентября

В музее «Малые Коре­лы» сос­то­ит­ся Праз­дник Лошади

Похожие материалы

12 сентября Культура

Архан­гель­ский театр кукол новый теат­раль­ный сезон нач­нёт в обновл­ён­ном здании

6 сентября Культура

Про­снулся, почис­тил зубы – и в театр

23 августа Культура

Театр помор­ской куль­туры «Сузёмье» высту­пил в Санкт-Пет­ер­бурге

14 августа Культура

«Кале­вала» вышла в свет на трёх язы­ках: фин­ском, рус­ском и ненецком

10 августа Культура

«Детство в Солом­бале» я про­чи­тал в гранках»

5 августа Культура

Эти куклы дос­тойны, чтобы их знали во всём мире!

3 августа Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: луч­ший сту­дент Ленинг­ра­дс­кого уни­вер­сите­та

2 августа Культура

Свадь­ба в музее: от венца до мальца

31 июля Культура

Дирек­тор Архан­гель­ской сред­ней школы №51 Татья­на Лари­на: «Абра­мов мне очень помог»

24 июля Культура

Весь абсурд жизни пока­жет толь­ко кукла

23 июля Культура

Рисун­ки Бори­са Шер­гина, кото­рых мы не видели

20 июля Культура

Как Твар­довс­кий помог Абрамову

14 июля Фоторепортаж

Мали­нов­ка, сво­бода, дождь