Рубили добро и стройно

28 января 12:55 Из газеты

В моём любимом и родном райцентре Верхняя Тойма, который скоро будет справлять своё 880‑летие, от старины почти ничего не осталось, а по району старые дома ещё живут, вернее сказать, доживают свой век…

Решив отдохнуть от повседневных дел, мы с мужем забрались на машине в корниловские деревни, в которых я бывала ещё в ту пору, когда существовал колхоз имени Павлина Виноградова. На реке Ёрга, где когда‑то был мост, на одной стороне – посёлок сплавщиков Усть-Ёрга, а на другой – деревня Павлин, по‑официальному – Кульпинская.

Красивейшее место, такие дали расстилаются, когда стоишь на угоре под старой лиственницей. Видно, что деревня забыта, что живут в ней в основном дачники.

Много домов вообще заброшенных, с участками, заросшими бурьяном высотой с человеческий рост.

Но моё внимание ещё с дороги привлекли два больших двухэтажных дома. Один, как видно, жилой, ухоженный, а второй покосившийся, вросший в землю, с выбитыми стёклами.

Но что это за дом! Два этажа, третий – горница, но самое удивительное – это два балкона, один – под горницей, другой – под большим окном второго этажа. Вернувшись домой, я перерыла не один сайт в интернете, посвящённый архитектуре Русского Севера, пересмотрела тысячи фотографий Николая Телегина, сделанных им в поездках по Северу, книги в своей библиотеке по этой теме, но ничего похожего не нашла.

Домов с балконами, очень красивыми, резными, много, есть даже дома, опоясанные по первому этажу открытой галереей, но чтобы два балкона один под другим – такого нет.

Под самой крышей на деревянной консоли, называемой выпуск, выжжена дата постройки – 1869 год, а чуть ниже – как я поняла, клеймо плотницкой артели, которая рубила этот дом. На выжженном рисунке можно разобрать две фигуры: что‑то, напоминающее сруб, и дерево. «Рубить добро и стройно», – писали ранее плотники в своих подрядных обязательствах.

Строители – не инженеры-архитекторы, а простые мужики, с развитым чувством прекрасного, умевшие одним топором, без гвоздей создавать подлинные шедевры.

«Русский Север – это громадный, единственный в своём роде заповедник деревянного зодчества, – читаю в книжке А. Ополовникова и Г. Островского «Русь деревянная», – для северных построек характерна многоярусность, чувствуется любовная рука художника».

Вот этот дом как раз характерный пример многоярусности. Причём дом очень сложно срублен: на передней стене два переруба разной ширины, а над резными балконами, скорее всего, был навес, давно утраченный. Дом построен по всем правилам традиционного северного крестьянского уклада: под одной крышей – огромный двор с глубоким колодцем, чтоб никуда не выходить в суровую зиму, поветь со взвозом.

Видно, что строились эти хоромы прочно, основательно, на века, чтобы было тепло, функционально, и всякий, кто бы ни посмотрел, порадовался красоте дома. Половина дома, где был двор с поветью, сейчас разрушена, но как представишь, какой был огромный домище – даже сравнить не с чем, не видела я в районе больше таких домов. Ему бы стоять в музее Малых Корел, а не гнить в забытой деревне…

Принадлежали дома братьям Ситниковым. Видимо, богатые были люди, владели мельницей, смолокурней, имели немало скота. О них мало что известно, говорят, были раскулачены и куда‑то сосланы. В доме в разное время была и контора, и столовая, и конюшня, а на втором этаже – жилые комнаты. В одной из них жила когда‑то Лидия Ивановна Ануфриева, учительница, только-только приехавшая на работу после окончания учительского института.

Рядом стоящий дом 1891 года постройки, но он осовременен, обшит вагонкой, украшен резными наличниками. Ему повезло больше – он не был конфискован и всегда принадлежал семье. Сын хозяина Николай Ситников жил небогато, работал вместе с женой в колхозе, поднимали детей. В доме деда живёт внук Леонид Ситников, дочь, выйдя на пенсию в Северодвинске, тоже почти постоянно живёт теперь в деревне, но только не в этом доме, а в другом.

Она нам и рассказала, что у дома тоже был большой двор и поветь со взвозом, потом ставшую ненужной часть двора, как говорят в деревне, отвалили. Но колодец, выкопанный ещё дедом, очень глубокий, по‑прежнему исправно функционирует и находится он тоже в доме.

В нескольких километрах от Павлина на берегу Ёрги есть ещё одна деревенька – Волонковская. Видно, что и здесь живут только дачники. Тут моё внимание привлёк дом с полуобвалившейся крышей, но даже в таком состоянии не утративший красоты. В эту деревню выходила замуж уже упомянутая мной Лидия Ивановна Ануфриева.

Ей я и показала снимок этого дома. «Так это белый дом из нашей деревни! – сразу узнала она. – Только кто в нём жил, не скажу, на моей памяти он всегда пустовал». Меня удивило слово «белый». Но, ещё раз внимательно осмотрев его, увидела кое‑где на стенах остатки дранки. Значит, он был оштукатурен и побелен, что весьма необычно для северных строений.

…«Заповедник деревянного зодчества – Русский Север» постепенно утрачивает свои раритеты – старые дома дряхлеют без хозяев и умирают. Да что дома – целые деревни умерли. Где‑то ещё доживают свой век крестьянские избы, а где‑то на месте деревни остались только заросшие крапивой и малинником ямы. Уходит целый пласт многовековой истории северной деревни. Ещё несколько десятилетий – и он будет утрачен безвозвратно, останутся только снимки.

А ведь когда‑то художник Игорь Грабарь назвал Россию «страной зодчих». Он говорил, что чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа. К северным плотникам это относится в полной мере.

Людмила КУЗНЕЦОВА, главный редактор газеты «Заря»

Культура

23 июня

Север­ный рус­ский народ­ный хор поздра­вля­ет с Днем балалайки

22 июня

Два турис­тич­ес­ких суве­нира при­нес­ли победу Архан­гель­ской области на все­рос­сийск­ом конкурсе

21 июня

На фес­тива­ле улич­ных теат­ров архан­гело­гор­од­цы уви­дят спек­такль о чело­веке-насе­ко­мом

20 июня

В архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка «Кре­пость духа. Соловки»

20 июня

В Новод­винске сос­то­ит­ся фес­тиваль суб­куль­тур «Моло­деж­ный удар»

20 июня

Цир­ковые кол­лекти­вы Архан­гель­ска и Оулу дадут сов­мест­ное предс­та­вле­ние

20 июня

В Архан­гель­ске откры­лся музей гео­ло­гии имени ака­де­ми­ка Н. П. Лаверова

19 июня

В Архан­гель­ске стар­то­вал XXIII меж­дуна­род­ный фес­тиваль улич­ных театров

19 июня

Фильм севе­род­винск­их жур­на­лис­тов стал победи­те­лем все­рос­сийско­го теле­фес­тива­ля

19 июня

В День горо­да в Архан­гель­ске сос­то­ит­ся тан­цеваль­ный флешмоб

18 июня

В Кар­гополь­ском райо­не про­шел фес­тиваль «Покровс­кие встречи»

18 июня

Отродясь тоски не бывало

17 июня

В Архан­гель­ске на рок-фес­тива­ле «Мост» можно поиг­рать в лазер­таг и покидать ножи

16 июня

«Пой­демте с нами!» Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

16 июня

Архан­гело­го­ро­дец Ана­то­лий Коны­чев предс­та­вит на Мос­ковс­ком меж­дуна­род­ном кино­фес­тива­ле фильм «Не для речки»

Похожие материалы

18 июня Культура

Отродясь тоски не бывало

13 июня Культура

«Лотя­ну прис­мотр­ел­ся – нет, ты не цыган!»

13 июня Культура

Помимо мужс­ко­го хора, на Соло­вец­ком под­ворье в Архан­гель­ске поют школь­ницы и студентки

12 июня Культура

На Кар­гополье тихо погиба­ет уни­каль­ный памят­ник архит­ек­туры

8 июня Культура

В Крас­ноб­ор­ском райо­не в шес­той раз про­шел лите­рат­ур­ный фес­тиваль «Соло­них­ин­ские зори»

7 июня Культура

В Нёнок­се вспо­мина­ют Юрия Шуль­мана, кото­рый всю жизнь заним­ал­ся изу­чени­ем исто­рии род­ного села

6 июня Культура

В Лите­рат­ур­ном музее Архан­гель­ска хра­нит­ся тет­радь с пере­во­дом Пуш­кина на язык пле­мени брибри

6 июня Культура

Как бес­цен­ная релик­вия – родо­вой обе­рег Пуш­киных – ока­залась в Архан­гель­ске

6 июня Культура

В день рож­де­ния Пуш­кина в Архан­гель­ском Лите­рат­ур­ном музее собе­рут­ся почита­тели и потом­ки поэта

30 мая Культура

Смеш­ные исто­рии для раз­ви­тия кри­тич­ес­кого мышления

29 мая Культура

В ожи­да­нии опе­ры, в меч­тах о Хабенском

29 мая Культура

Линии гори­зон­та Васи­лия Матонина

27 мая Культура

Архан­гельск гла­зами гол­ландца. Что измени­лось за 300 лет?