13.10.2016 16:01

Загадка одного портрета

Деревня Софроновка, родина художника Ф.И. Игина. Фото О. Угрюмова

В октябре исполнилось 200 лет со дня рождения нашего земляка художника Фёдора Ивановича Игина, за одну работу которого Русский музей отдал две картины – Карла Брюллова и Ильи Репина.

Деревня Софроновка, что стоит около Яренска и фактически стала частью райцентра, имеет свою историю. За два года до начала Отечественной войны 1812 года располагалась здесь фабрика для выделки солдатского сукна. Столь важным в то время делом было занято более двухсот человек. Так что вполне возможно, что в Бородинском и других сражениях в защиту Отечества русских солдат согревало сукно и софроновской выделки.

Два аршина, два вершка

Были у деревни и земляки, чьими именами должно гордиться. Одно из них в семидесятые годы прошлого столетия открыл вологодский краевед Николай Власов, которому среди документов Вологодского государственного архива попалось на глаз дело на сорока восьми страницах художника Фёдора Игина, уроженца деревни Софроновской Яренского уезда, который в январе 1837 года прибыл в Санкт-Петербург учиться на художника.

Путь Игина из Софроновки (название её с годами несколько изменилось) лежал через Великий Устюг, Тотьму, Вологду и другие города. Добирался он с конным обозом, а большую часть пути – пешком. В паспорте, выданном ему в ноябре 1836 года Яренским уездным казначейством, говорилось: «Приметы: 20 лет, рост – два аршина и два вершка. Волосы и брови светлорусые. Глаза синие. Нос прямой… Одет по‑крестьянски: овчинный полушубок, домотканые штаны, окрашенные ольховой коркой. На ногах валенки деревенской катки».

Вместо Академии художеств, куда так стремился попасть Игин, он был принят сначала в единственную в России художест­венную школу, которую художник Алексей Венецианов открыл в деревне Сафонково Тверской губернии для крестьян. По ходатайству Венецианова Игину был разрешено заниматься в Академии художеств. Позже в качестве вольнонаёмного ученика Академии обучался живописи у художника Петра Басина, за портрет старика, читающего книгу, награждён серебряной медалью.

Равноценный обмен

Ещё одним исследователем судьбы художника из Софроновки была уроженка Яренска, кандидат географических наук из Иркутска Эмилия Медведкова. Она назвала имя ещё одного учителя Игина – Карла Брюллова, который получил заказ на роспись плафона в главном куполе Исаакиевского собора в Петербурге. После тяжёлой болезни и смерти Брюллова основную часть сюжетов по его эскизам выполнял Басин.

«Всего в соборе создано около двухсот произведений живописи, – писала Медведкова в своём письме в адрес Яренского краеведческого музея, – размещённых на огромных площадях. Главная картина Басина «Нагорная проповедь» вытянута почти на девять метров по горизонтали над большими южными дверями собора. Естественно, что для выполнения заказов на такие монументальные работы, сроки которых ограничивались 1846 годом, требовалась масса исполнителей… учитывая, что в те годы Игин был учеником Басина, можно со всей вероятностью предположить, что он тоже участвовал в росписи собора».

Интересовала нашу землячку и судьба картин Игина. Одна из его работ – «Женский портрет» – экспонировалась сначала в Куйбышевском художественном музее, а потом, в середине пятидесятых годов прошлого века, была получена Русским музеем в обмен на «Портрет Великой княгини Ольги Николаевны» Карла Брюллова и «Волжский этюд с лодками» Ильи Репина. Медведкова приводит выдержку из «Сообщений Государственного Русского музея» за 1956 год: «До последнего времени в Русском музее не было ни одной работы ученика Венецианова Ф. И. Игина, художника, творчество которого мало известно».

Игин или Крамской?

Больше всего загадок оставил после себя «Портрет Гаврилова». Известно, что сын яренского купца Гаврилова жил в Петербурге, он помогал своему земляку во время его учёбы. В благодарность за такую помощь Игин в 1848 году написал его портрет. Судьба этой работы художника долго была неясной, после поисков выяснилось, что в 1948 году «Портрет Гаврилова» был приобретён и выставлен Иркутским художественным музеем. Но автором её значился другой, более известный художник – Иван Крамской.

Пытаясь оспорить авторство картины, Медведкова приводила публикации искусствоведов, в них «Портрет Гаврилова» не упоминается ни разу. Нет упоминания об этой работе и в «Подробном каталоге картин, рисунков и гравюр покойного И. Н. Крамского», изданном в 1887 году.

К сожалению, уже нет в живых Эмилии Медведковой, других исследователей судьбы Фёдора Игина. Спор по поводу авторства «Портрета Гаврилова» – Фёдор Игин или Иван Крамской – угас. До сих пор эта работа, возможно принадлежащая кисти нашего земляка, экспонируется под именем Крамского.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Олег УГРЮМОВ