30.08.2020 19:37

В Архангельске завершается фестиваль книги «Белый июнь»

Фото автора и Артёма Келарева

Он проходил с 29-го по 30 августа в Петровском парке и драмтеатре имени Ломоносова

Дождь и немного маскарада

Сегодня — день третий, итоговый. Но начнём с дня второго — самого драматичного. Дождь, кутерьма и лёгкая неразбериха. Книжная ярмарка переезжает под крышу драмтеатра —  надо срочно переместить несколько тонн книг. В ярмарке участвуют более 50 издательств со всей страны. Среди них — Ad Marginem, «Альпина Паблишер», «Бумкнига», «Редакция Елены Шубиной», «АСТ», «Редкая птица», «Поляндрия», «Молодая мама», «Самокат». Продавцы, издатели и писатели носят свой драгоценный товар  стопками и тут же раскладывают на столах - время дорого так же, как и книги. А некоторые из них в Архангельске на ярмарке появились прямо из-под печатного станка.

Василий Ларионов, директор Поморской филармонии, рассказывает, что сделал пятнадцать ходок за книгами на своём автомобиле, чтобы помочь участникам спасти их от дождя. И тем не менее, чувствуется некий подъем — так бывает, когда люди объединены одним делом. Северное лето идёт к концу, дождь почти неизбежен, но он мог бы пойти и в июне. Все это понимают и не сетуют.

Очень много общения, много лиц, поскольку все в масках, понять кто есть кто бывает непросто. Такой книжный карнавал получился. С Ольгой Геннадиевной Стёпиной, директором библиотеки имени Добролюбова, идём вдоль книжный рядов и вдруг кто-то нас окликает. «Маска, мы тебя не узнаём!» Оказалось на охоту за хорошей книгой вышел Александр Пластинин, доктор экономических наук. 

Вспоминаю, как во время нашего последнего разговора он говорил о том, как важно пока ещё не сформировалась устойчивая система власти, иметь там совестливых людей. И предложил главой города избрать директора Добролюбовки. Говорю об этом Ольге Геннадиевне, она разумеется, переводит всё в шутку.

Но, если говорить серьезно, почему бы и нет? Пусть управленцы управляют, а во главе города станет человек, которому будет стыдно, если на улицах останется такой же беспорядок, как сейчас.

Кстати, сотрудники библиотеки как раз примерили на себя роль городских управленцев. Именно во второй день фестиваля открывался памятник Фёдору Абрамову. Все, кто пришёл на это событие, обратили внимание на аккуратный газон, который «вдруг» возник возле памятника - это дело их рук. 

И я знаю почему всё, за что берутся сотрудники библиотеки, получается. Ответ прост — они вооружены книгой. Хорошей книгой. Той самой, которая будит совесть — вспомним  и здесь Фёдора Александровича Абрамова. Поэтому и делают всё на совесть...

А в эти три дня в Архангельске было очень много книг. И тоже хороших...

Обнимутся ли Владимир Личутин и Галина Юзефович?

Вопрос этот прозвучал на презентации Всероссийской премии «Чистая книга», которую проводила библиотека имени Добролюбова в первый фестивальный день в Петровском парке. В этом году, 27 февраля в театре драмы на торжественном вечере, посвящённом столетию со дня рождения Фёдора Абрамова, состоялось награждение победителей возрожденной Всероссийской литературной премии  «Чистая книга».

Андрей Петров, доктор филологических наук, начал разговор о «деревещиках», к которым относили и Фёдора Абрамова. И они казались уже уходящей историей, но появились молодые авторы, которые продолжили эту тему в современных реалиях. Это люди, которым больно за свою землю, которым важно понять, что с ней и с ними происходит. 

Лауреатом премии в номинации «Художественная литература» стали маститый  Владимир Личутин и писатель уже из другого поколения Дмитрий Новиков. И  выходит, что таким образом, эти поколения встретились под «обложкой» «Чистой книги». И они понятны и близки друг другу.

Эту тему продолжил Андрей Рудалёв, архангельский журналист и критик, получивший премию в номинации «Литературная критика». Он говорил о том, что время распада, которое началось в девяностых, пока не преодолено. И привёл пример — участник фестиваля Галина Юзефович, известный критик, отслеживающий современный литературный процесс, не знает Владимира Личутина. И они как будто живут в разных странах.

А дальше прозвучала мысль, что одна из задач премии — преодолеть это писательское разобщение. «И было бы здорово, если бы Владимир Личутин и Галина Юзефович встретились и обнялись», - заключил Андрей Рудалёв.

Какие ещё важные задачи стоят перед премией, которая носит имя Фёдора Абрамова? Она ориентирована на север — с её помощью надо показать, что здесь происходит много важного, что это отнюдь не сонный край, как иногда считают. И что сейчас именно на периферии  идут живые литературные процессы, как, например, во Владивостоке, где проходит уже известный литературный фестиваль.

И самое главное — территория должна говорить о себе — иначе её никто не услышит и о ней не узнают. И очень удачная форма для этого — Всероссийская премия «Чистая книга», которая, действительно, всколыхнула  писательское пространство всей страны — заявки на участие в ней пришли из Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Волгоградской, Рязанской, Ленинградской, Кировской, Ярославской, Самарской, Московской, Курской, Мурманской, Калининградской, Ростовской областей, Красноярского, Забайкальского, Краснодарского краев, Ямало-Ненецкого автономного округа, Карелии.

Эксперты считают, что интерес к премии будет только расти, поэтому важно сохранить тот высокий статус, который она уже обрела и оставалась такой же живой.

«Книга года» нашла своих лауреатов

На фестивале также чествовали победителей ежегодной премии «Книги года», которую проводит библиотека имени Добролюбова

Победителей объявили ещё 23 апреля – в День книги и авторского права. В этом году конкурс прошёл уже 18 раз. Но из-за пандемии  комиссия работала в удалённом режиме.

И вот теперь под открытым небом, в Петровском парке, при хорошей погоде, лауреаты и номинанты получили награды. Награждение прошло в сжатом режиме, но душевно. И местным авторам, которым так нелегко даётся издание книги, очень важно получить оценку своего труда.

И так награды получили. В номинации «Лучшая книга о Русском Севере (автор)» -  Павел Фасонов и Елена Захарова за книгу «Рождение гиганта. 1934 – 1940».  Победителем в номинации «Лучшая книга о Русском Севере (издательство, издающая организация)» комиссия признала  национальный парк «Русская Арктика» за подготовку к изданию книги Виктора Кузнецова «Бухта Тихая. События и люди». За «Лучшее полиграфическое исполнение издания (типография)» – награду получило общество с ограниченной ответственностью «Партнер НП» за книгу Сергея Шестакова «Корабли и море»; Премия за «Лучшее художественное оформление издания (художник, дизайнер)» у Татьяны Ермаковой за книгу Федора Абрамова «Рассказы».

В специальных номинациях конкурса победителями стали  издания: «Родная сторона» – Валентин Захаров, автор книги «Этот узел не развяжешь»; «Именитые земляки» – Сергей Доморощенов, автор книги «Великий счастливец»; «История трудового коллектива» – Сергей Бобрецов за подготовку к изданию книги «Звездочка». Курсом созидания».

В номинации «Книга для всей семьи» два победителя: книга «Корабли! Что внутри?», подготовленная к изданию коллективом научно-исследовательского проектно-технологического бюро «Онега», и книга Федора Абрамова «Рассказы», подготовленная к изданию Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова.

Так совпало, что награждение победителей «Книги года» шло сразу после презентации Всероссийского конкурса «Чистая книга». Это разные конкурсы — и по задачам и по масштабу, но есть у них и общее. Без таких писательских  состязаний невозможен полноценный  литературный процесс. И , возможно, для кого-то победа в ежегодном книжном конкурсе станет ступенькой для участия во Всероссийском...

Куда плывёт «Двина»?

Если мы уж заговорили о литературном процессе, нельзя  не сказать о нашем региональном журнале «Двина», который во время фестиваля провёл презентацию, посвященную двадцатилетию выхода первого номера.

Действительно, двадцать лет  журнал был в самом русле этого литературного процесса. И показательно, что Николай Иванов, председатель правления Союза писателей России, когда приезжал в Архангельск  на торжества, посвященные столетию Фёдора Абрамова, «Двину» назвал лучшим региональным журналом страны. Многим и начинающим, и опытным авторам журнал даёт возможность публикации, выхода к читателю. А, что может быть важнее для пишущего человека?

Вот как роль издания определил его бессменный редактор Михаил Попов:

–Чтобы понять какое  место занимает журнал «Двина»,  можно обратиться к журнальной рубрике «Обратная связь». «Двину» читают и почитают горожане и читатели из глубинки. Знаю, что в ряде поселковых библиотек на свежий номер «Двины» записываются. Высоко оценивают «Двину» и профессионалы. Это постоянно вижу на сайте «День Литературы», где регулярно выставляются обзоры свежих номеров журнала «Двина». Правление Союза писателей России высоко ценит наш журнал. «Двина» отмечена Всероссийской премией «Имперская культура». В минувшем году за четыре номера, посвящённых Абрамову, «Двина» отмечена дипломом премии «Слово-2019». У меня на компьютере свежие отзывы на последние номера Марии Аввакумовой - большого поэта, нашей землячки, и Игоря Золотусского - нашего автора, выдающегося исследователя литературы, друга Абрамова, который написал первую книгу о Фёдоре Александровиче. Всё это даёт право утверждать, что «Двина» держит верный курс в море Словесности.

Не только буковки

В первый день на ярмарке встретила Дмитрия Трубина,  нашего известного художника и, что особенно важно в данном контексте, признанного книжного  иллюстратора.

Дмитрий был настроен критически в отношении художественного оформления большинства книг, представленных на ярмарке, в том числе, и у наших издательств. Такой разговор на самом деле очень  важный и требует продолжения. Об этом также  не раз шла речь во время обсуждения  изданий, представленных на конкурс «Книга года».  Елена Тропичева, специалист библиотеки имени Добролюбова, неоднократно сетовала — хорошая бы книга получилась, если бы автор и издатели соблюли все необходимые для  этого требования и правила.

Книга — это же не просто буковки, упакованные под переплётом. Это труд большого числа специалистов.  И книга может сама по себе стать ярким явлением. Или не стать, даже, имея добротную литературную базу.

Дмитрий, как раз назвал такие книги — известных северных авторов, но дурно оформленных, бедно иллюстрированных.  «Зачем это делать?» - спрашивает он. Ответ может быть таким — хотели, как лучше, но денег не хватило. А порой и вкуса — его же тоже надо формировать.

Есть и такой момент. Часто книги, особенно краеведческой тематики, авторы издают за свой счёт. Обычно берутся за эту работу небольшие издательства, которые выпускают такую книгу тиражом иногда всего  сотню экземпляров. Какое здесь может быть оформление? Какое позволяет небольшая денежка, нашедшаяся для издания. Да, часто это выглядит бедно и неказисто. Зато книга вышла и заинтересованный читатель её получит, она останется в библиотеке.

А позволить себе пригласить  таких художников как Дмитрий Трубин, могут только солидные издания, которые и задают тон в этом деле. Есть они в Архангельской области? Увы... После ухода книжного издательства «Правда Севера», образовалась такая брешь, которую небольшие издания при всём желании заполнить не могут.

И, если мы говорим о том, что важно, чтобы шёл литературный процесс, тоже самое можем сказать и об издательском. И здесь нужен  флагман, который задавал бы нужный курс. Пока его нет и появится ли? Но хотя бы поговорить об этом стоит... Это ведь тоже важные уроки, которые преподал фестиваль.

Меня было мало!

Побывала на презентации «Сийского Евангелия» . Это выдающийся памятник русской художественной культуры XVII века. Создан он в Москве на Патриаршем дворе лучшими мастерами столичной школы при участии иконописцев Антониево-Сийского монастыря. Название это издание получило по месту вклада, сделанного в 1692 году в связи с учреждением Антониево-Сийской архимандрии.

Для меня было множество открытий — например, иллюстрации месяцеслова — это буквально картинки с натуры. Разве такое возможно в Евангелие?  Иллюстрации яркие, сочные, будто полтысячи лет не прошло.

На сайте электронной краеведческой библиотеки «Русский Север» сейчас размещена полная версия электронного издания - ранее эта версия была представлена только в локальном доступе библиотеки имени Добролюбова. Представляете — каждый может зайти на сайт и посмотреть! Просто чудо какое-то...

Потом снова походила по книжным рядам.  Кое-что купила, хотя глаза разбежались... Поговорила с издателями и продавцами, которые сказали, что торговля  идёт хорошо, а в первый солнечный день и вообще замечательно. Люди книги покупают, хотя они дорогие. Но — они того стоят!

Много ли посетителей было на фестивале? В общем, да. Особенно, если учесть, что пандемия до конца не исчерпала себя, организаторы не были уверены состоится ли фестиваль, да и многие горожане пока опасаются ходить в людные места. Ну, и погода тоже не благоприятствовала. И всё же люди ощутили, что в городе событие и потянулись...

К тоже же в Архангельск приехали известные писатели и литературные критики. В частности, Александр Снегирев, Алексей Поляринов, Константин Мильчин, Михаил Визель, Мария Дорофеева, Ольга Дробот, Галина Юзефович, Шамиль Идиатуллин, Григорий Служитель, Борис Куприянов, Алексей Сальников, Егор Михайлов, Иван Угаров...

В какой-то момент ощутила досаду — многое пропустила из того, что хотелось бы послушать! Особенно огорчилась, что не попала на встречу с Александром Архангельским, который презентовал книгу «Русофил». Если бы я знала, что речь идёт о французском слависте Жорже Нива! Он два раза приезжал  в Архангельск, и обо раза брала у него интервью, благодаря организатору встречи отцу Иоанну Привалову. Но во время презентации «Русофила» была в другом месте, и свою оплошность поняла поздно.

И очень вовремя во фойе встретила Марину Владимировну Мельницкую, педагога театра кукол - в общем всем известную волшебницу с колокольчиком.  Обсудили, как оказалось, наше общее состояние, и она  рассказала историю про мальчика, который пошёл с папой в магазин игрушек. Как только туда зашли, мальчик застыл, взял папу за колено и спрятался. Папа спросил: «Что испугался?» Мальчик ответил: «Нет, не испугался. Но здесь всего так много, а меня мало!» Так вот мы с Мариной Владимировной решили, что нас тоже было мало.

В общем, организаторы подведут итоги и скажут нам сколько же чего было в результате на фестивале. А то, что фестиваль состоялся — настоящий книжный, уже значит много... 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО