Программа в исполнении актёра Ильи Логинова называлась «Облако… и немножко нервно»
Актёр назвал этот вечер «вечером восклицательной поэзии». Действительно, поэзия Маяковского предельно эмоциональна, и по большому счёту, не каждому актёру под силу «поднять» такую глыбу. Кроме того, не столь много среди зрителей любителей поэзии Маяковского, как, например, почитателей Есенина.
– Все поэтические программы, которые я предлагаю публике, идут из моего желания узнать что‑то новое о людях и о себе. Маяковский для меня стал чем‑то вроде проверки на прочность. Трудно читать его стихи, не срываясь в истерику. Его поэзия страстная, громкая, – говорит Илья Логинов. – Но страха у меня как у актёра перед мощным темпераментом поэта не было, была жажда открытия нового…
Маяковский, как нам всем говорили в школе, был «трибуном революции», что весьма обедняло его облик как поэта, считает Илья Логинов. Не революцией единой жил этот великий поэт. «Себе, любимому…», «Облако в штанах», «Послушайте!», «Сергею Есенину» – на вечере прозвучали одни из лучших стихотворений Маяковского. Программа вечера строилась по принципу «что нравится самому актёру».
– Стихотворение «Себе, любимому» я взял потому, что мне очень нравится его концовка – «такой большой и такой ненужный». Поэт ощущал себя большим – по росту, по чувствам, по открытости миру, – продолжает Илья. – Да, он гигант, не помещающийся в обычные рамки, но в то же время он был очень ранимым человеком. Лиля Брик сказала про памятник Маяковскому в Москве, мол, ну вот, сделали из Володи великана, а ведь он был сущим ребёнком…
Его «яканье» в стихах, грубость и насмешливость Илья Логинов тоже считает проявлением уязвимости, детскости, неуверенности и одиночества. Почему включил в программу стихотворение «Сергею Есенину»? Как известно, между этими поэтами отношения были весьма своеобразные, но в то же время чувствовали друг в друге больших поэтов, кроме того, их роднил бунтарский дух. Всем известна их «поэтическая дуэль», фрагмент которой вошёл в сериал «Есенин». Надо полагать, подобные словесные дуэли происходили между ними при каждой встрече.
– Конечно, они соперничали как поэты, – считает Илья. – Но чувствовали друг друга так же, как два инопланетянина на Земле. Пусть они с разных планет, но из одной Галактики. Я хочу сделать чтецкую программу по мотивам их поэтической дуэли, но пока это только задумка.
«В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей», – написал Есенин в своём последнем стихотворении. «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней», – ответил Маяковский. Но сам, как известно, ушёл вслед за Есениным.
– Для меня Маяковский как поэт очень важен. Он, на мой взгляд, сумел облечь в слова неизведанные глубины человеческого нутра. Грубые, примитивные страсти сделал предметом поэтического труда. Это мощно, это новаторство, – говорит Илья Логинов. – Недаром Дмитрий Быков в своей книге «Тринадцатый апостол» назвал Маяковского «командором русской поэзии».
Актёр считает, что чтецкая программа, Маяковский со сцены, вернёт зрителям ощущение живого поэта, чувства живого человека. А ещё, оказывается, на одном из вечеров поэзии Маяковского побывали школьники, с которыми актёр общался, и говорит, что лично ему это было очень интересно. К слову, никаких фактов из личной жизни Маяковского, помимо поэзии, актёр не приводит. И считает, что воспоминания о великих пишут как друзья, так и недруги, и потому доверять всем словам современников о Маяковском не стоит.
Об этом же написал и сам поэт в своей предсмертной записке: «…пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил».
В нынешнем феврале, возможно, состоится ещё один вечер в театре-студии «Понарошку» в исполнении Ильи Логинова. Но пока он не объявлен в афише. Вечер будет посвящён другому поэту – Владимиру Высоцкому, который подметил ранний уход великих мастеров слова (и сам не стал исключением) в стихотворении «К поэтам»:
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лёг виском на дуло…