Вкус чтения с Добролюбвкой: Чтение – это свобода и радость

24 мая 9:16 Из газеты
«Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе», 2016
«Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе», 2016

27 мая в 18.00 в областной библиотеке пройдёт встреча с литературным критиком Галиной Юзефович. Тема её выступления – «Как поживает русская литература?»

Галина Юзефович – дочь писателей Леонида Юзефовича и Анны Бердичевской. Выпускница Российского государственного гуманитарного университета. Она преподаёт литературу в Высшей школе экономики, руководит мастерской литературной критики в Creative Writing School. Член жюри литературной премии «Ясная Поляна», а с 2018 года – эксперт образовательного интернет-проекта «Полка». Ведёт программу «Книжная полка» на радиостанции «Маяк», ездит по стране с лекциями и семинарами. 

Её рецензии и обзоры на интернет-портале Meduza считаются лучшим путеводителем по новинкам книжного мира. При её активном содействии учреждена отдельная премия «ЛитБлог», которая впервые была вручена в рамках церемонии награждения лауреатов «Большой книги-2018». Мнение Галины Юзефович в значительной степени определяет книжную моду. А ещё это критик пишущий, критик-собеседник, который щедро делится своим читательским опытом, создавая своеобразные инструкции к современной литературе. Недаром серия, в которой вышли обе книги Юзефович, так и называется: «Культурный разговор».

«Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе», 2016

Это путеводитель по виртуальным книжным полкам самой Галины Юзефович, по тем произведениям, которые она считает актуальными и важными. «В книгу вошли тексты последних десяти-двенадцати лет, которые, как мне кажется, способны и сегодня иметь практическое применение, – говорит автор в предисловии, – напомнить (или рассказать) об интересной книжке, в нужный момент не попавшейся на глаза, или, наоборот, уберечь от разочарования». В неё вошли рецензии на книги примерно ста авторов.

Сборник выстроен по принципу «от простого к сложному», от «массовой беллетристики» – к «литературе не для всех». Разделы «Начнём с фантастики» и «Перейдём к детективу» посвящены жанровой литературе. Магический реализм Марии Галиной, нестандартные антиутопии Андрея Рубанова и Анны Старобинец, психологические драмы-детективы Кейт Аткинсон и Ю Несбё. Раздел «Всерьёз и надолго» посвящён тем самым «большим книгам», которые претендовали на Нобелевскую, Гонкуровскую и Пулитцеровскую премии, выходили в финал «Нацбеста» и «Русского Букера», от сочинений Орхана Памука и Тони Моррисон до романов Людмилы Улицкой и Сергея Кузнецова. Целых пять разделов сборника занимают рецензии на произведения «нон-фикшн»: «О других и о себе: автобиографии и биографии», «Здесь и сейчас: как устроена современность», «Мир вещей», «Большой мир: книги о времени и пространстве» и «Из жизни идей». Юзефович подчёркивает: «Главным критерием оценки книги для меня служит её способность менять своего читателя: хорошая книга – это та, из которой ты вышел не таким, каким вошёл. Которая что‑то с тобой сделала, повернула глаза под другим углом, заставила подумать о том, о чём раньше не думал».

«Как создаются бестселлеры. Как всё устроено в книжном мире», 2018

О чём говорят нам бестселлеры? По мысли автора – о насущных необходимостях, о назревших запросах, которым они отвечают – и потому притягивают. «Успех приходит, – пишет Юзефович, – когда к определённому таланту в построении эпизодов и лёгкости языка добавляется искусство обращаться к страстной злобе дня, к проблемам сегодняшнего момента. Именно это свойство – мастерски пойманный и отлитый в слова дух и запрос времени – и порождает глобальный бестселлер».

Впервые об этом задумался в середине XIX века Гюстав Флобер в процессе чтения главного бестселлера той эпохи – «Хижины дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Говорят, что президент Линкольн, принимая писательницу в Белом доме, назвал её «маленькой женщиной, начавшей большую войну» (имелась в виду, конечно, Гражданская война между Севером и Югом). Флобер был поражён более чем скромными литературными достоинствами этой книги в сочетании с её колоссальной популярностью.

Великий бестселлер может быть хорошей книгой, а может и не быть, но в нём всегда – всегда! – присутствует некоторая магия. За что мы полюбили Эраста Фандорина, чем объясняется феномен Гарри Поттера и чему нас может научить «Хоббит» Дж. Р. Р. Толкина? Как устроен детектив и почему нам так часто не нравятся переводы? За что на самом деле дают Нобелевскую премию? Как читают современные дети и что с этим делать родителям, которые в детстве читали другие книги? Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые автор отвечает в своей книге.

Также здесь предлагаются самостоятельные упражнения в книжной навигации и обширные рекомендательные списки после каждой темы. «Чтение – это не «работа», дисциплина, самопреодоление и прочие унылые вещи, которых и без того хватает. Чтение, настаивает Галина Юзефович, – это свобода и радость».


Ведущая рубрики – Галина Титова, заведующая сектором «Региональный центр книги» областной библиотеки имени Добролюбова

Культура

9 декабря

Архан­гель­ский город­ской куль­тур­ный центр отме­тил своё 45-летие

9 декабря

В Архан­гель­ске откро­ет­ся фото­выс­тавка победи­те­лей кон­курса «Откры­тый Север»

9 декабря

В Архан­гель­ске под­вели итоги третье­го кино­фес­тива­ля «Arctic open»

6 декабря

«О Фёдо­ре Абрамо­ве откро­вен­но»

6 декабря

Чтобы твор­чес­кий порыв не имел пре­пятст­вий

6 декабря

В Архан­гель­ске про­шла пре­зен­та­ция фильма о Соло­вец­кой школе юнг

5 декабря

Преж­де чем прыг­нуть за крес­том, подумай – зачем он тебе...

4 декабря

Синяя дорож­ка и ледя­ная ленточка

3 декабря

Как в жиз­ни, так и в кино…

2 декабря

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на кино­фес­тиваль Arctic open

2 декабря

Волон­тё­ров Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на куль­тур­ный фес­тиваль в Норвегию

2 декабря

Архан­гель­ский город­ской куль­тур­ный центр приг­лаша­ет горо­жан на своё 45-летие

29 ноября

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка «Искусство наве­вать про­хладу…»

28 ноября

Надо что‑то делать, такой памятник!

28 ноября

Жем­чужи­ны Вель­ского музея

Похожие материалы