Недавно группа депутатов Архангельского областного Собрания, представляющая оппозиционные фракции вышла с инициативой, наделавшей уже немало шума.
Мы с коллегами предложили ввести, так называемый «ценз оседлости» для членов регионального правительства. О чем идет речь?
В состав правительства Архангельской области входят заместители губернатора, председатель правительства, его заместители и министры. Всего 19 человек. Кандидатуры некоторых из них, а именно заместителей губернатора и руководителя финансового органа Архангельской области, согласовываются с депутатами областного Собрания. Остальные же наделяются властными полномочиями решением губернатора.
Вроде бы все нормально и понятно. Но нас с коллегами смутило одно обстоятельство – семеро из 19-ти оказались не местными, то есть не коренными жителями Поморья, а приезжими.
Кстати, согласно действующему законодательству, для назначения членом правительства Архангельской области необходимо соблюсти три условия – иметь российской гражданство, иметь высшее образование и быть старше 30-ти лет. Все.
Официально этого будет достаточно. При этом чтобы стать, например, начальником отдела в том же правительстве – нужно помимо гражданства и высшего образования иметь немалый стаж государственной гражданской службы или опыт работы по специальности.
Чувствуете разницу? Но нас все же больше смутило даже не это. Смутило, повторюсь, обилие приезжих кадров. Неужели у нас нет своих?
Неужели во всей огромной Архангельской области не нашлось грамотных и квалифицированных специалистов, которые здесь живут, знают специфику региона и что очень важно – связывают свое будущее именно с нашей Архангельской областью.
Обсудив сложившуюся ситуацию, мы с коллегами - депутатами оппозиционных фракций, вышли с инициативой – ввести так называемый «ценз оседлости» для членов регионального правительства. По сути, мы предложили ввести дополнительное требование к членам правительства – прожить на территории Архангельской области не менее пяти лет.
Тогда и специфику региона можно успеть узнать, понять менталитет жителей, да и приобрести необходимые для работы знакомства. Но самое главное – нужно формировать свою систему работы с кадрами, а не искать их на стороне.
Кадровый резерв, скамейка запасных или кадровая элита... Назвать можно как угодно, главное - результат. А у нас здесь, к сожалению, серьезные проблемы. Не просто же так больше трети членов правительства оказались неместными.
Да и опыт прошлого показал нам, что приезжие высокие чиновники, к сожалению, оказались не просто «временщиками», за ними потянулся и ряд громких скандалов.
Предложенный нами законопроект, конечно, уже получил свою долю критики. И немалую. Начиная с якобы отсутствия актуальности и заканчивая противоречием Конституции Российской Федерации. Сегодня даже появилось опасение, что его просто могут не допустить до сессии.
Но выступая с такой инициативой, мы с коллегами четко отдавали себе отчет в ее содержании, актуальности и необходимости.
Более того, у нас появились мысли и по расширению критериев квалификационных требований к членам правительства, а также идеи по дополнительному согласованию кандидатур с депутатским корпусом.
И это все тоже возникло не на пустом месте.
Причем неправильным будет воспринимать наши инициативы, как резкое или негативное вмешательство в работу исполнительной власти. Напротив, мы говорим о разделении ответственности и острой необходимости формирования кадрового резерва. Думаю, вы согласитесь, что времени на раскачку или эксперименты с составом правительства у нас нет.
А на таких ответственных постах должны работать исключительно квалифицированные и желательно местные кадры. Ведь чтобы трудиться с максимальной отдачей, нужно не только любить свою родную землю, но и иметь желание остаться жить здесь и после окончания полномочий. Тогда и дело будет ладиться, и работа пойдет на долгую перспективу.
Рассмотрение законопроекта намечено на ближайшую сессию областного Собрания.