Назвался такси – достойно вези

26 апреля 15:16
Максим Корельский
Максим Корельский

Онлайн-сервисы по вызову такси набирают популярность. При этом мало кто догадывается, что на самом деле раскрашенная шашечками машина никакого отношения к службе такси не имеет

Такие агрегаторы, как Gett, Uber, «Яндекс.Такси» считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси». В отличие от таксопарков, агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздание в аэропорт и техническую неисправность авто.

Однако судебная практика показывает – спросить с таких сервисов можно, хотя и довольно сложно.

Так, пассажирка заказала «Яндекс.Такси» через приложение. В пути водитель на скорости 70 километров в час въехал в фонарный столб. В результате аварии женщина получила многочисленные травмы. Три года пострадавшая потратила на то, чтобы суд наконец признал «Яндекс.Такси» виновной стороной и подтвердил, что пассажирка была клиентом этого агрегатора, который организовал поездку. А значит, он должен нести ответственность.

Отмечу, что суд квалифицировал договор между «Яндекс.Такси» и фактическим перевозчиком (некое предприятие) как агентский. По такому договору агент («Яндекс.Такси») обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала (перевозчика) юридические действия от своего имени. То, что пассажир вступил в непосредственные отношения с работником принципала – водителем такси, – а также то, что он мог получить информацию о принципале, не влияет на обязанности агента, то есть «Яндекс.Такси».

Таким образом, между потребителями и ООО «Яндекс.Такси» фактически заключается договор на перевозку пассажиров. И это услуга должна оказываться качественно.

Решение Московского городского суда может изменить весь рынок такси. Дело в том, что это первый случай, когда агрегатор признали ответчиком и присудили выплачивать компенсацию потерпевшему.

При этом Госдума уже одобрила в первом чтении законопроект, где будет обозначена ответственность агрегаторов перед пассажирами – благодаря этому законопроекту клиенты такси будут чувствовать себя более защищёнными.

Также стоит отметить, что после этой истории «Яндекс.Такси» начал страховать пассажиров на два миллиона рублей. Его примеру последовала и компания Gett.

Максим Корельский, юрист

Колумнисты