11.09.2020 16:01

Чудо спасения

Светлана Лойченко

Десять лет назад у российского лайнера отказала электроника, а за ней навигация, потом горючее перестало поступать с баков в систему, а главное – была потеряна связь с диспетчерами, поэтому лайнер не имел никаких шансов на спасение

Вдобавок низкая облачность не давала пилотам возможности хоть как‑то осмотреть местность. Но когда самолёт вынырнул из‑за облаков, лётчики увидели среди тайги взлётно-посадочную полосу, которая находилась в рабочем состоянии. Просто чудо – не иначе.

Эта ситуация довольно известная, но всё же не оценена, не понята и не осмыслена до сих пор. Сергей Сотников, смотритель аэропорта в посёлке Ижма в Республике Коми, двадцать лет поддерживал в рабочем состоянии взлётно-посадочную полосу, которую можно было бы назвать заброшенной. Ведь на неё не садились самолёты, так же как и не взлетали с неё. А он приходил и чистил её. И этим спас 80 жизней.

У двух современных писателей Сергея Шаргунова и Романа Сенчина по этому поводу появились рассказы, оба назывались «Полоса». Вышло множество телепередач, публикаций. Все понимали – ситуация ни на что не похожа, её даже придумать невозможно.

О чём здесь говорить? Что в жизни всегда есть место подвигу? Да, его совершили пилоты, которые на огромной скорости, мгновенно сориентировавшись, грамотно посадили самолёт. А Сотников, который каждый день методично приводил в порядок никому не нужный аэродром, какой подвиг совершал? Никакого. И он не герой, он – подвижник. А подвижником быть куда тяжелее – и к чудакам могут приписать, и веру в нужность своего труда легко потерять. Ведь аэродром, правда, никому не нужен. Но идти и чистить, идти и чистить полосу каждый день, двадцать лет подряд – какую надо иметь волю и веру. И без этого будничного и до поры до времени незаметного труда не было бы подвига и чуда спасения обречённых на гибель людей.

Через пару лет после случившегося Сергея Сотникова наградили орденом и дали надбавку к пенсии. Он окончательно вышел на неё, передав заботы о полосе преемнику. Ведь времена изменились, и в Ижме должны были возродить аэропорт. Но дело застопорилось. Преемник сначала полосу чистил, а потом перестал. Зачем? Вряд ли ещё раз здесь сядет лайнер с отказавшей электроникой.

Так рассудило бы большинство. Потому что подвижников – единицы. Но пока они есть, остаётся и вера в чудо. В чудо спасения – в чём бы оно ни проявлялось. Просто для этого надо непрерывно чистить свою взлётно-посадочную полосу. Иначе не взлететь… И не приземлиться в случае необходимости. Потому что чудо не случится…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО