Что делать, если карту опустошили мошенники?

2 августа 14:30
Михаил Карпунин
Михаил Карпунин

Банковские карты – удобное средство платежа. Но финансовыми технологиями научились пользоваться и мошенники. В 2016 году с банковских карт россиян было похищено более миллиарда рублей. Среди пострадавших немало и жителей Архангельской области.

Что делать людям, столкнувшимся с кибермошенничеством? Прежде всего, не паниковать, но и медлить не стоит.

Если с банковской карты без согласия её держателя списаны деньги, то в первую очередь следует сообщить о мошеннической операции в выпустивший карту банк и заблокировать её. Сделать это необходимо по телефону, номер которого указан на обороте карты, а также на официальном сайте банка и в договоре о её выпуске и обслуживании.

Затем нужно запросить в банке выписку по счёту и написать заявление о несогласии с операцией, причём экземпляр заявления с отметкой банка следует оставить у себя. Далее необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении.

По закону банк рассматривает заявление не более 30 дней со дня его получения (при осуществлении международных операций – не более 60 дней) и информирует держателя карты о результатах рассмотрения заявления способом, определённым договором о выпуске и обслуживании карты. По вашему требованию банк обязан предоставить письменный ответ.

Другой вопрос, волнующий пострадавшего от мошеннических действий держателя карты: может ли он рассчитывать на компенсацию?

Ответ зависит от результатов служебного расследования, которое проводит банк по заявлению клиента. На возмещение ущерба можно рассчитывать, если держатель карты не нарушал условия её использования, в том числе соблюдал меры по безопасности, и обратился в банк не позднее дня, следующего за днём получения от банка уведомления о совершении операции. Между тем, если кража денег с карты стала следствием неосмотрительности её держателя, например, если он сам сообщил преступникам свои персональные данные, то банк может не возвращать деньги.

Поэтому хочется напомнить о мерах предосторожности. Зачастую мошенники, чтобы узнать данные вашей карты (её номер, пин-код, кодовое слово и т. д.), обещают призы, выплаты, компенсации, сообщают о блокировке карты или списании с неё денег и предлагают помочь решить эту проблему. Не сообщайте таким «помощникам» данные карты, даже если они называют себя работниками банка или госструктур, проявляйте разумную осторожность

Михаил Карпунин, управляющий Отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России

Колумнисты