Чёрный дым Отечества

2 августа 14:22
Артём Вахрушев
Артём Вахрушев

В конце 90‑х мой школьный друг переехал жить в Красноярск. В одном из первых писем он описывал чудо из чудес: «ПАЗики» (произносить с придыханием), которые ездили по городу. 

«Вы представляете, – писал он, – только отошёл один автобус и сразу же подходит другой! Ехать можно сидя!». Мы с завистью читали эти строки, потому что в Архангельске, в автобус 54 маршрута на остановке у «Богатыря» школьнику можно было попасть только при хорошей физической подготовке и с серьёзным риском быть раздавленным. А там небольшие, компактные, оперативные, белые, красивые…Приезжая в Архангельск, друг смотрел на нас с лёгким превосходством, приводя вышеперечисленные эпитеты

И вот они появились у нас! Первое, что я сделал, это написал и похвастался своему другу: мы теперь тоже в лоне цивилизации, мы ездим на ПАЗиках! И это было, действительно, замечательное время: новые, чистые, по‑своему комфортные (после проржавевшего на сквозь и дырявого 54 – го), не надо ждать по 40 минут.

90‑e давно прошли, друг вырос, теперь он директор небольшого завода по производству каких‑то хитрых штук для автомобилей. По-моему, они называются катализаторы и предназначены для фильтрации выхлопных газов транспортного средства. Завод находится всё в том же Красноярске, принадлежит британцам. Друг чаще бывает там или в Лондоне, а в Архангельск посещает нечасто, проездом, когда летит навещать родственников в Норвегии.

До недавнего времени, видя ПАЗики, я всегда вспоминал его, это были приятные ассоциации. Сейчас всё изменилось. ПАЗики стали похожи на своих предшественников из 90‑х: грязные, ржавые, выпускающие клубы чёрного дыма. Они опасны не только для пассажиров, но и для транспортных средств вокруг! Чёрный дым прорывается в салон автомобиля и никакие фильтры не могут его остановить.

90‑е прошли, а ПАЗики остались. И они всё ещё ассоциируются у меня с моим другом. Только теперь уже из‑за чёрного дыма. Этим автобусам явно не хватает фильтрации выхлопных газов. Хотя, думаю, что катализатор здесь уже не поможет – практически вся техника в ужасающем состоянии.

Раньше я активно занимался управленческим консалтингом и в силу своей профессии часто сталкивался с чужими бизнесами. Однажды, общаясь с одним предпринимателем, очень небедным человеком (в наличии все атрибуты средней руки олигарха, включая дом в элитном посёлке в Подмосковье), я спросил его: «Почему ваш бизнес находится в таком ужасающем состоянии? Техника не обновлялась лет 15, ремонта не было с 90‑х, люди какие‑то затюканные …» И он ответил: «А зачем вкладываться, если это и так приносит деньги?» Вроде бы понятная бизнес-модель. Главное – показатель эффективности, то есть прибыль. Остальное не важно. Неважно, что твоя техника убитая и ржавая, ведь с заднего сидения дорого тонированного автомобиля этого невидно. Неважно, что эта техника загрязняет окружающую среду клубами чёрного дыма, ведь у твоей машины отличные фильтры. Неважно, что у людей маленькая и несвоевременная зарплата, которая загоняет их в рамки «как бы поесть и выпить». Из твоего хорошо отремонтированного просторного кабинета этого не видно.

Предприниматель, который озвучил мне бизнес- модель «Главное – прибыль», – живёт он в основном в Москве и редко бывает на своих архангельских предприятиях. Но большинство сегодняшних владельцев автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, живёт в Архангельске. Они каждый день ездят и ходят по одним улицам. Уверен, что они испытывают дискомфорт, который заставляет их думать, как изменить эту ситуацию и начать зарабатывать красиво. Если это не так, то это очень печально...

Артём Вахрушев, руководитель Центра содействия общественным инициативам

Колумнисты