29.02.2016 10:02

Николай Мякшин: «Идём к мечте – учить всех детей вместе»

Николай Мякшин, председатель союза общественных организаций инвалидов Архангельской области:

Сегодня я хочу поговорить о проблемах инклюзивного образования. Мне приходиться много общаться с родителями детей-инвалидов, и о чаяниях этих людей я хорошо знаю. Понятие «инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в школа с обычными детьми» – это тренд, который активно внедряется во всем мире. В том числе и в России.

Это светлая мечта о том, чтобы все дети – и обычные, и с ограниченными возможностями - учились вместе, и образование было по истине доступным. На сегодняшний день нельзя сказать, что это доступное образование доступно для всех. Для каких-то категорий доступно, для некоторых – нет.

Как родители относятся к теме совместного обучения? И с той и, с другой стороны - с осторожностью. Одни родители считают, что если ребенок с инвалидностью будет обучаться с обычным ребенком, то потянет назад. А родители, которые имеют ребенка с инвалидностью, считают, что нет условий для реализации их возможностей.

Архангельская область одна из лидеров в развитии инклюзивного образования. Мы одни из первых ввели повышающий коэффициент по инициативе организации инвалидов на стоимость и оплату труда по обучению ребенка с инвалидностью в три-четыре раза больше, чем обычного ребенка. Это замечательный плюс.

В реальной жизни сложно найти варианты, когда в обычной школе такое сопровождение организовано. Все же мы идем по пути интеграции. Например, в школе №8 на базе опорно-специального центра создан сопроводительный аппарат. У нас автобусы, детей привозят. Или дети, которые имеют проблемы со слухом, зрением, в пятой школе. Мы идем к мечте, когда школа будет обучать всех детей на равных условия.

Нужно отметить, что система образования консервативна и, несмотря на революционные преобразования, которые происходят в мире, она очень сильно сопротивляется любым преобразованиям. Мы, к сожалению, отстаем не только в сфере инклюзивного образования и даже в самой системе подготовки молодежи к получению к профессии. Мы проигрываем развитым странам.

На мой взгляд, в вопросе инклюзии большая роль принадлежит науке. У нас не хватает учителей и нет вузов, которые готовят специалистов в вопросах инклюзии. Нет технических возможностей и преподавателей, которые могут это сделать, – тифлопедагогов. Понятно, что нужны деньги, специалисты, учебники. Нужно совершенствовать систему работы в создании инклюзивного образования в стране. И в само обществе также, надо создавать атмосферу заинтересованности, терпимости к особенным детям и взрослым. 

Мы ежедневно сталкиваемся с самыми разными вызовами времени. Вот и сейчас, когда в стране бушует экономический кризис, особенно важно сохранять человеческие ценности. Главная из которых – забота о ближнем, имеющем те или иные проблемы со здоровьем. Ведь детям с ограниченными возможностями жить не просто во все времена, а значит, обществу нужно своими объятиями беречь их и помнить, что  отношением к ним измеряется зрелость самого общества.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.