На открытии Arctic open был показан полнометражный фильм «Бог существует, её имя – Петруния»
В программе кинофестиваля он шёл вне конкурса. Этот фильм сняла режиссёр из Македонии Теона Митевски. Алексей Медведев, куратор конкурсной и внеконкурсной программ кинофестиваля, который представлял фильм, сказал, что эта кинокартина уже получила тридцать призов. И во всех аннотациях подчёркивается, что этот фильм – об обретении внутренней свободы, о разрушении правил и запретов.
В основу положен реальный факт – в 2014 году в Македонии после рождественского крестного хода в прорубь за крестом вместе с мужчинами бросилась женщина и поймала его. Чем нарушила вековые традиции. Это вызвало гнев одной части общества и одобрение – другой.
Но что такое традиции и правила? Это то, на чём держится вся наша жизнь. Они начинают рушиться – она тоже рушится. Просто это надо понимать, когда прыгаешь за крестом, который изначально предназначен не тебе. И также о том, зачем он нужен и что будет потом?
Петруния зашла на исконно мужскую территорию. Только мужчины могли нырять в прорубь за крестом, что, кстати, было и гуманно по отношению к женщинам – им детей же рожать. Но это один аспект. А другой – те самые пресловутые социальные нормы – у женщин очень длительное время были свои особые роли, своя территория, за которую выходить было запрещено.
Но на самом деле всё началось с мужчин. В начале фильма монах, несущий большой деревянный крест, роняет его. Это был знак. Значит – не удержали…
А потом, в конце крестного хода, молодые мужчины, ортодоксальные верующие, кричат священнику: «Кидай уже крест, поп! Мы замёрзли». А вечером по этому поводу намереваются идти «бухать». А зачем им крест? Чтобы была удача в будущем году! И потешить самолюбие – кто круче и сильнее. В общем, о христианском смирении речь не идёт. Значит, ситуация созрела и что‑то должно произойти. И хоть Петруния говорит, что она прыгнула спонтанно, но на самом деле, она просто уловила эти перемены.
А дальше основное противостояние пошло между безудержной толпой мужчин-фанатиков, которые требуют сурового наказания для женщины, нарушившей правила, и Петрунией, которая убеждена, что имеет право на этот крест.
Здесь есть опасность сузить тему до феминистических представлений – о мужских запретах и женской свободе. Мне думается, что речь идёт об общечеловеческих ценностях. И мужчины в фильме – это не только оголтелая толпа, жаждущая расправы над несговорчивой Петрунией. Это и её отец, который её понял и поддержал. Есть священник и полицейские. Священник мечется между паствой, которая должна быть счастливая и удовлетворённая, и чувством справедливости. В конце концов, он выбирает справедливость! А малосимпатичные поначалу полицейские, оказывается, ценят мужество и храбрость Петрунии и затем становятся её союзниками.
Что касается общества, то ему, по большому счёту, особо дела нет до того, кто поймал крест – своих забот полно. Об этом говорят прохожие, к которым обращается журналистка местного телеканала. Кстати, эта журналистка – одна из немногих, кто пытается, а главное, может защитить Петрунию, предав её историю огласке. Но в результате её бросает оператор, а потом она узнаёт, что уволена. И снова же здесь силу характера проявляет женщина, которая, несмотря ни на что, несёт свой крест. Но зачем? Если кратко – хочется справедливости.
Как и Петрунии – она хоть и безработная, но имеет высшее образование – дипломированный историк. И специализировалась как раз на поисках исторической справедливости, которая потом оборачивалась революциями и ещё большей несправедливостью.
В самом конце Петруния добровольно отдаёт свой выстраданный крест священнику – потому, что он ему больше нужен, как и тем мужчинам, которые за ним бросались в прорубь. И, возможно, теперь поняли, зачем…