16.03.2016 17:35

Николай Гернет: «Арктика для фотографа»

Николай Гернет, профессиональный фотограф

Я очень часто провожу аналогию между экспедициями в Арктику и полетами на другие планеты. Ты садишься на судно, может быть суперкомфортабельное, может быть очень простое. Исчезает Архангельск, удаляются краны Экономии. В иллюминаторе только волны и пустота. 

Начинаешь вспоминать, все взял, что нужно или забыл чего нить? А список большой. Флэшки – 10 штук, батарейки – 10 штук, штативы – два, фотоаппарата – два, переходники и шнуры россыпью. Штаны/наколенники, перчатки, очки, и прочее… Обычно лист А4 исписан мелким подчерком – ведь это все нужно. В Арктике нет магазина, и с ебэя туда посылки тоже не доставляют. Потом смотришь фильмы. День-другой-третий, пока не начнет тошнить от ноутбука. Потом читаешь книги, еще дня два можно продержаться. 

Теперь Арктика уже совсем рядом. Вот, уже видно китов, уже проплывет рядом морж, уже лед первый появился. Напомню, по календарю середина июля. И вот на горизонте появляется она – Земля Франца-Иосифа. Величественные шапки ледников, вековые скалы, которые, кажется не изменились со времен мамонтов. Ты уже пялишься в бинокль, чтобы первым крикнуть «Медведь!». 

Уже чуть-чуть свысока смотришь на тех, кто приехал сюда первый раз и фотографирует каждый проплывающий айсберг, хотя в глубине души хочешь стереть память и увидеть все это с чистого листа, потому что был таким же еще пару лет назад. Фотографу здесь главное поставить перед собой четкий план съемок, потому что можно растеряться от обилия возможностей и сюжетов. 

Но и терять голову нельзя… потому что ее можно потерять в прямом смысле этого слова. Первый пункт памятки о безопасности начинается со слов – «Если белого медведя не видно, это не значит, что его нет рядом». Нужны глаза на затылке, нужен напарник, который будет прикрывать тебе спину, пока ты сам будешь валяться на пузе в поиске интересных ракурсов. 

Вернемся к другим планетам. Арктическая тундра – это марсианские, лунные и прочие неземные пейзажи. Здесь ледяные просторы сочетаются с зыбучими песками и яркими коврами мхов и лишайников. Острые скалы вырастают из берегов и уходят в море. Облака могут часами клубиться на одном месте, или вырастать круглыми линзами друг над другом. 

Туман, спускающийся по склонам гор, кажется живым и достоен лучших описаний в романах Стивена Кинга. Ты каждый день хочешь фотографировать и каждый день ждешь лучший кадр своей жизни. Прибежит песец, прилетит новая птица. Припорошит снегом полярный мак. Найдешь с помощью макрообъектива несчастного комара, который пытается выжить в этом климате. Заодно щелкнешь пару снежинок с ЗФИ. 

Все меняется, когда приходит медведь или медведица с выводком. Батарейки заряжены, карты памяти отформатированы – вперед, тебе уже мерещатся победы на фотоконкурсах. Три-четыре недели жизни на скрипучей кровати под храп товарищей пролетают незаметно. С грустью прячешь в сумку изрядно потяжелевший от файлов жесткий диск. Да, следующие девять-десять месяцев ты будешь копить деньги на новый объектив, думать, как снять эти сюжеты еще интереснее и стараться не показывать, как дико ты скучаешь по Арктике.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.